Бакалавриат
2020/2021
Японский язык
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Язык и литература Японии)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
13
Контактные часы:
340
Программа дисциплины
Аннотация
Данный рассчитан на продолжение изучения базовой японской лексики и грамматики, углубление знаний в области норм письменной и устной речи, а также расширение словарного запаса (как устного, так и количества изучаемых иероглифов.) Предполагается начальное знакомство с адаптированными и неадаптированными отрывками из японской литературы, расширение знаний в области культурных норм и особенностей применения тех или иных языковых конструкций.
Цель освоения дисциплины
- Продолжение изучения японской грамматики и лексики. Расширение лексик по уже пройденным в первом году лексическим темам.
- Заучивание и применение большего числа иероглифов.
- Знакомство с отрывками из японской литературы в подлиннике.
Планируемые результаты обучения
- Уметь задать эмфатический вопрос и ответить на него, используя данную конструкцию.
- Уметь образовывать форму потенциалиса от глаголов.
- Уметь составить предложение с вежливым отказом, используя пройденные конструкции.
- Уметь описывать происходящее в данный момент или состояние, наступившее в результате тех или иных действий.
- Уметь различать форму бессубъектного результатива и форму длительного вида.
- Уметь описывать свои планы, используя изученные конструкции.
- Уметь высказать совет и предположение о будущем.
- Уметь передавать сообщения от одного лица другому. Уметь объяснить значение иероглифов.
- Уметь составить инструкцию, содержащую последовательность действий с упором на наглядный пример.
- Уметь строить условно-временные конструкции. Уметь попросить совет.
- Уметь составлять придаточные предложения цели.
- Различать и правильно использовать разные частицы-субстантиваторы. Уметь выделить разные члены в предложении.
- Употребление видовой формы te/de miru. Употребление изученного вида косвенной речи.
- Свободно ориентироваться в применении японского бенефактива.
- Уметь образовывать придаточные цели, используя изученные конструкции.
- Образовывать пройденные формы глагола.
- Уметь сравнить предметы, использую пройденную конструкцию.
- Уметь правильно применять изученные частицы и союзы.
- Уметь образовывать временные придаточные с данными конструкциями.
- Уметь образовывать формы предположительного наклонения.
- Чтения отрывка из Taketori monogatari. Образование и применение форм каузатива.
- Иметь представление о тонкостях речевого этикета в отношение собеседника, правильно выбирать формы в зависимости от речевой ситуации.
- Иметь представление о тонкостях речевого этикета в отношение себя (говорящего), правильно выбирать формы в зависимости от речевой ситуации.
Содержание учебной дисциплины
- 2 курс. Тема 26. Сортировка мусора.Конструкция no desu в утвердительных и вопросительных предложениях.
- Тема 27. Ниндзя.Потенциалис: особая форма глагола. Ограничительная частица shika.
- Тема 28. Японский завтрак.Деепричастие одновременности nagara. Присоединительная частица shi.
- Тема 29. Забытые вещи.Длительный вид в значении результатива. Видовая форма te shimau.
- Тема 30. Бронь билетов.Бессубъектный результатив и его отличие от форм длительного вида. Видовая форма te oku.
- Тема 31. Планы на будущее.Употребление пятой глагольной основы: самостоятельно и в составе конструкций намерения совершить действие. Предложения с tsumori и с yotei.
- Тема 32. Стресс.Выражение совета совершить или не совершать действие. Предположительное значение deshou. Конструкция kamo shirenai.
- Тема 33. Штраф.Самостоятельное употребление 4й основы глаголов 1 спряжения. Грубая форма повелительного наклонения (утвердительная и отрицательная). Призыв совершить/не совершать действие. Передача информации.
- Тема 34. Чайная церемония.Отрицательная форма деепричастия. Служебное слово toori ni.
- Тема 35. Поездка на зимние каникулы.Условно-временной суффикс ba. Придаточные предложения со словом nara. Конструкции испрашивания совета dou sureba ii des ka; dou shitara ii des ka.
- Тема 36. Занятия спортом.Придаточное предложение цели с you ni. Конструкции koto ni suru, koto ni naru и их инварианты. Конструкции you ni naru, you ni suru и их инварианты.
- Тема 37. Достопримечательности Киото.Японский страдательный залог. Европейский пассив. Японский малефактив. Переходность/непереходность.
- Тема 38. От чего хотелось бы избавиться.Субстантиваторы mono, koto и no. Эмфаза разных членов предложения.
- Тема 39. Извините за опоздание!Выражение причины (субъективная и объективная). Выражение причины с помощью союза node.
- Тема 40. Полезные привычки.Видовая форма te/de miru. Консвенная речь (придаточное вопросительное).
- Тема 41. СвадьбаБенефактивные конструкции (продолжение.) Особые случаи употребления бенефактива.
- Тема 42. На что потратить премию.Придаточное предложение цели с tame ni/ no ni.
- Тема 43. Вот-вот пойдет дождьВидовая форма te/de kuru, наклонение видимости.
- Тема 44. В парикмахерскойСлужебный глагол sugiru, служебные прилагательные yasui и nikui. Выражение уподобления с помощью you ni и mitai.
- Тема 45. Марафонский забегСлужебное слово baai, противительный союз noni.
- Тема 46. Ремонт, починка.Служебное слово tokoro во временном значении. Конструкции V3 tokoro desu, ta/da tokoro desu, te/de iru tokoro desu, mou sukoshi de V3 tokoro deshita. Конструкция ta/da bakari desu. Служебное слово hazu.
- Тема 47. Фантастические изобретения.Предположительное наклонение you desu. Передача информации с помощью конструкции … ni yoru to/ … sou desu.
- Тема 48. Taketori monogatari.Каузатив. Каузативный малефактив и бенефактив.
- Тема 49. Жизнь человекаРечевой этикет: Sonkeigo. Возвышение собеседника
- Тема 50. Speech contest.Речевой этикет: Kenjougo. Принижение себя.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашние задания + 0.2 * Тестирование + 0.4 * Экзамен
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашние задания + 0.2 * Тестирование + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Хронопуло, Л.Ю. Японский язык. Грамматика в таблицах : справочное пособие / Л. Ю. Хронопуло. - [СПбГУ]. — Санкт-Петербург : КАРО, 2018. — 160 с. - ISBN 978-5-9925-1275-5. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048697
- Японский язык для начинающих. Ч.2: ., Нечаева, Л. Т., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Сиранэ Х. - Классический японский язык: грамматика - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 535с. - ISBN: 978-5-7598-1316-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100242