• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Формирование семьи и рождаемость: современные тенденции и их исследования

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Демография)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Демография
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с особенностями демографических процессов формирования семьи и рождаемости в условиях меняющейся демографической, экономической и социально-политической реальности, в разных группах стран и в разные исторические периоды. В курсе рассматриваются прошлые и настоящие тенденции в сфере брачности, рождаемости, планирования семьи и репродуктивного здоровья, изучаются основные показатели, характеризующие формирование и прекращение брачно-партнерских отношений, рождаемость и репродуктивное здоровье. Большое внимание уделяется теоретическим и методическим подходам к изучению выше указанных процессов, источникам информации по данной проблематике. На семинарских занятиях студенты выступают с докладами, решают демографические задачи, выполняют тестовые задания по пройденному материалу. Итоговый контроль проводится в форме письменного задания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • выработать у студентов концептуальное видение формирования семьи как многоаспектного социально-демографического процесса на макро- (население) и микро- (индивид) уровнях в условиях меняющейся демографической, экономической и социально-политической реальности, умение анализировать и оценивать последствия для общества прошлых и настоящих тенденций в сфере брачности, рождаемости, планирования семьи и репродуктивного здоровья, а также выработать практические навыки демографического анализа в отношении основных процессов, связанных с созданием и прекращением брачно-партнерских отношений и с рождением детей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент должен знать основные теоретические и методические подходы к демографическому изучению семьи, формирования, прекращения браков и рождаемости, возможности различных источников информации по данной проблематике: учет демографических событий, переписи населения, выборочные исследования в их историческом, международном и российских контекстах.
  • Студент должен знать программы основных международных выборочных исследований семьи и рождаемости, в том числе проведенных в России.
  • Студент должен знать основные показатели, характеризующие формирование и прекращение брачно-партнерских отношений, рождаемость, состояние и тенденции базовых характеристик данных процессов в России и в мире в различные исторические периоды.
  • Студент должен овладеть навыками практических расчетов и оценок статистико-демографических показателей, призванных характеризовать состояние и тенденции формирования и прекращения брачно-партнерских отношений, рождаемости.
  • Студент должен уметь анализировать краткосрочные и долгосрочные изменения базовых характеристик формирования семьи и рождаемости с учетом особенностей исходной информации и различных подходов к оценке базовых индикаторов.
  • Студент должен знать основные подходы и исследовательские традиции, сформированные для изучения семьи и рождаемости в смежных с демографией областях: истории, социологии, культурной антропологии и др.
  • Студент должен овладеть основами подготовки индивидуальных и коллективных докладов, аналитических обзоров по изучаемой проблематике в письменной и устной форме с учетом различных методологических подходов, сложившихся в демографии и смежных областях знания.
  • Студент должен знать состояние и тенденции базовых характеристик формирование семьи и рождаемости в России и в мире в различные исторические периоды.
  • Студент должен знать различное отношение к браку и его расторжению в различных ценностно-культурных системах и в различные исторические эпохи.
  • Студент должен обрести навыки анализа исторических, среднесрочных и краткосрочных тенденций в брачности, разводимости и рождаемости.
  • Студент должен научиться составлять аналитические обзоры и доклады по изучаемой проблематике в письменной и устной форме.
  • Студент должен знать чем различаются понятия «регулирование (контроль) рождаемости» и «планирование семьи».
  • Студент должен знать какова роль тех или иных методов регулирования рождаемости в демографическом переходе.
  • Студент должен знать что понимается в демографической литературе под «контрацептивной революцией».
  • Студент должен знать как влияет законодательство в отношении искусственного прерывания беременности на распространенность аборта.
  • Студент должен знать каковы тенденции изменения структуры методов внутрисемейного регулирования рождаемости в России.
  • Студент должен знать основные показатели, использующиеся для характеристики материнской смертности, методы оценки распространенности бесплодия в населении, основные пути передачи ВИЧ-инфекции и наиболее уязвимые для ВИЧ группы населения в мире и в России.
  • Студент должен иметь представление о том какие причины материнской смертности можно отнести к предотвратимым, а какие – нет, как устроена российская система сбора информации о случаях ВИЧ-инфекции.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Формирование семьи как демографический процесс. Источники данных о семье и рождаемости.
    Основные понятия и категории, исторически меняющаяся роль брака и рождаемости в воспроизводстве поколений. Принципы и организация текущего учета демографических событий (вступление в брак, расторжение брака, рождение ребенка) в прошлом и настоящем. Электронная база данных статистического учета демографических событий в России и ее возможности для изучения брачности и рождаемости. Регистры населения: зарубежный опыт. Проблемы изучения социально-экономической дифференциации демографических процессов в современной России на основе данных официальной статистики. Выборочные обследования населения как основной источник данных для изучения семьи и рождаемости.
  • Основные направления демографического анализа процессов создания и прекращения брачно-партнерских союзов, рождаемости. Система базовых статистико-демографических показателей для изучения закономерностей формирования семьи. Методологические подходы к прогнозированию рождаемости.
    Понятие естественной рождаемости и ее моделирование. Промежуточные детерминанты рождаемости и измерение степени регулирования рождений на индивидуальном и внутрисемейном уровне. Оценка интенсивности процессов, вероятностей наступления событий, календаря событий для условных и реальных поколений. Проблема полноты учета, эвристических возможностей и надежности расчетных индикаторов.
  • Социологический и культурно-антропологический подходы в изучении закономерностей формирования семьи. Опыт изучения факторов рождаемости в отечественной и зарубежной литературе.
    Основные виды поведения, связанные с формированием семьи: сексуальное, брачное, репродуктивное. Схема репродуктивного процесса и мотивация рождаемости в традиционном и современном обществе. Промежуточные переменные рождаемости в прошлом и настоящем. Классическая схема факторов рождаемости (Р.Фридмен) и система диспозиционной регуляции человеческого поведения применительно к рождаемости (М.Фишбен и И.Айзен, В.Ядов).
  • Демографический переход и историческая эволюция рождаемости, брачности, планирования семьи. Первый и второй демографический переход в развитых, развивающихся странах и в России.
    Количественная и содержательная характеристика перехода от традиционного типа воспроизводства населения к современному типу. Демографическая модернизация как процесс исторической смены системы социокультурных регуляторов демографического поведения. Преодоление неэффективной рождаемости. Эволюция количественных параметров режима воспроизводства населения в реальных и условных поколениях. Особенности демографического перехода в России в контексте мирового опыта. Воздействие исторических событий на динамику показателей. Изменения возрастного профиля формирования семьи в послевоенный период. Трансформация модели брачно-партнерских отношений на современном этапе и ее последствия для структурных и интенсивных характеристик рождаемости. Особенности динамики брачности и рождаемости в развивающихся странах.
  • Репродуктивное здоровье и репродуктивные права: основные понятия.
Актуальные проблемы репродуктивного здоровья в мире.
    Подходы к определению репродуктивного здоровья и репродуктивных прав; репродуктивное здоровье и Цели устойчивого развития ООН. Материнская смертность: измерение, источники данных, тенденции в России, развитых и развивающихся странах. Масштаб и социально-демографические аспекты проблемы бесплодия в России и в мире. Особенности эпидемии ВИЧ/СПИДа в разных регионах мира, ее социально-демографические последствия.
  • Сознательное (внутрисемейное) регулирование рождаемости.
    Основные методы внутрисемейного регулирования рождаемости. Классификация методов контрацепции. Источники данных о контрацептивном поведении. Распространенность контрацепции и тенденции ее изменения. Демографическая роль контрацептивной революции, ее особенности в России. Роль искусственного аборта во внутрисемейном регулировании рождаемости. Законодательство в отношении искусственного аборта в странах мира. Понятие «небезопасный аборт». Статистика абортов в России и мире, проблема ее сопоставимости. Основные показатели, характеризующие уровень абортов. Аборты в мире: тенденции, различия между странами. Проблемы и перспективы снижения распространенности абортов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменные тесты
  • неблокирующий Доклад
    Примерные темы докладов прилагаются.
  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Домашнее задание
    Вычисления и анализ расчетов по теме «Основные направления демографического анализа процессов создания и прекращения брачно-партнерских союзов».
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Активность + 0.2 * Аудиторные тесты + 0.1 * Доклад + 0.2 * Домашнее задание + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Демография : учеб. пособие для вузов, Денисенко, М. Б., 2007
  • Демография : учебник для студентов вузов, Медков, В. М., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fertility in the families of migrants: data, hypotheses, and models (foreign literature review) ; Рождаемость в семьях мигрантов: данные, гипотезы, модели (обзор зарубежных исследований). (2017). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5E39197C
  • Kazenin, K. (Казенин, К. (2017). The Impact of Social Changes on Fertility in the Regions of the North Caucasus[Влияние Социальных Изменений На Рождаемость В Регионах Северного Кавказа]. Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.rnp.wpaper.061706
  • СЕРГЕЙ ЗАХАРОВ, ЕЛЕНА ЧУРИЛОВА, & ВИКТОР АГАДЖАНЯН. (2016). Рождаемость В Повторных Союзах В России: Позволяет Ли Вступление В Новый Супружеский Союз Достичь Идеала Двухдетной Семьи? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E7E0F6E4