• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Классический персидский язык

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Язык и литература Ирана)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 70

Программа дисциплины

Аннотация

Классический персидский язык – это язык, на котором написан весь корпус текстов классической поэзии и прозы персов и таджиков (X – XV вв.); на его основе развился современный литературный персидский язык; он является преемником среднеперсидского и древнеперсидского языков и первым этапом в историческом развитии новоперсидского языка. В настоящее время классический персидский описан лингвистами-иранистами как особый язык, имеющий целый ряд системных отличий от современного в области фонетики, морфологии, синтаксиса и семантики. Лишь фундаментальное изучение классического персидского в теоретическом и практическом аспектах позволяет учащимся специализироваться в области иранской филологии, для которой корпус текстов на классическом персидском является одной из важнейших источниковедческих баз.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Научить студента читать, переводить и комментировать тексты на классическом персидском языке в пределах изученной общелитературной и специальной тематической лексики.
  • Чтение и понимание памятников словесности, включая литературные произведения (поэзия и проза), исторические хроники, религиозные и философские сочинения, трактаты по традиционным наукам;
  • Развитие навыков филологического анализа текста;
  • Развитие навыков перевода текстов.
  • Развитие навыков комментирования перевода.
  • Аннотирование и реферирование различных типов памятников словесности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты определяют и понимают глагольные формы и узнают словообразовательный глагольный тип, отсутствующие в современном языке.
  • Студенты понимают отличия употребления местоимений в современном и классическом языке.
  • Студенты понимают отличия в классическом языке определительной конструкции, сложных предложений с придаточными условия; узнают предлоги, отсутствующие в современном языке.
  • Студенты могут самостоятельно прочитать и перевести текст средней степени сложности на классическом персидском языке; могут определить по толковому персидско-персидскому словарю нужное лексическое значение, подходящее по контексту.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 8: Союзы
    Грамматика: союзы; сочинительные союзы; подчинительные союзы; определительная конструкция с артиклем -ē.
  • Тема 5: Структурные типы глагола
    Грамматика: причастия настоящего и прошедшего времени; пассивный залог; повелительное наклонение (императив); желательное наклонение (оптатив); структурные типы персидского глагола; префиксальные глаголы.
  • Тема 6: Местоимения
    Грамматика: возвратно-определительные местоимения; указательные местоимения; вопросительные и неопределенные местоимения.
  • Тема 7: Предлоги
    Грамматика: предлоги; определительные конструкции; сложные предложения с условными придаточными.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий самостоятельная работа студента (выполнение письменных переводов и упражнений)
  • неблокирующий аудиторная работа (чтение и анализ текста, устные сообщения)
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * аудиторная работа (чтение и анализ текста, устные сообщения) + 0.25 * самостоятельная работа студента (выполнение письменных переводов и упражнений) + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lane, George E.. Early Mongol Rule in Thirteenth-Century Iran : A Persian Renaissance, Routledge, 2003. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=178216.
  • Necklace of the Pleiades : 24 Essays on Persian Literature, Culture and Religion, edited by Franklin Lewis, and Sunil Sharma, Leiden University Press, 2010. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3327176.
  • Soheili, A. (2019). Further Developments in Persian Linguistic Scholarship. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2084363
  • Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2011
  • Общая морфология : введение в проблематику: учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Windfuhr, G. (1979). Persian Grammar : History and State of Its Study. The Hague: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=560992