Бакалавриат
2020/2021
История изучаемого региона (Корея)
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Школа востоковедения
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
2-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
104
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина «История изучаемого региона (Корея)» призвана познакомить студентов-корееведов с хронологией корейской истории и развитием государств Корейского полуострова. В рамках курса история Кореи рассматривается в связи с историей Китая и Японии, что позволяет представить основные вехи развития Дальневосточного региона. В процессе преподавания дисциплины уделяется внимание методам исторического анализа. На лекциях вводится основная историческая терминология, рассматриваются наиболее значимые процессы. На семинарах подробно обсуждаются отдельные исторические события. Курс предназначен для студентов-бакалавров младших курсов, обучающихся по направлению подготовки «Востоковедение и африканистика», специализирующихся на изучении Кореи. Курс ведется на русском языке с привлечением дополнительных материалов на иностранных языках (корейский, английский).
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «История изучаемого региона (Корея)», в соответствии с общими целями основной образовательной программы «Востоковедение и африканистика» подготовки академических бакалавров, является создание у студентов целостного представления об истории Кореи с древности до нового времени; определение исторических процессов, влиявших на политическое, экономическое и культурное развитие стран Корейского полуострова; характеристика специфики и механизма функционирования традиционного корейского общества, доминирующих в различные эпохи внешнеполитических концепций, верований и идеологий, связей между Кореей и окружающими ее странами – в частности, Китаем и Японией. Также целью освоения дисциплины является формирование у студентов умения источниковедческого анализа и исследовательского подхода.
Планируемые результаты обучения
- Студент воспроизводит хронологию корейской истории, представления о ней в российской и зарубежной историографии.
- На основе ранних свидетельств корейской истории и мифов о первопредках студент анализирует особенности развития первых государств на Корейском полуострове
- Студент аргументированно сравнивает развитие Трех государств в I-VII вв.
- Студент сравнивает государственное устройство Силла и Корё, их военный и торговый потенциал, особенности легитимности власти.
- На основе проведенного анализа студент объясняет причины кризиса государственности Корё и причины его поражения в борьбе с монголами
- На основе проведенного анализа студент сравнивает государственное устройство Корё и Чосона, их государственную идеологию
- Студент аргументированно объясняет социально-экономическое развитие Кореи в XV-XVI вв.
- Студент аргументированно излагает ход Имджинской войны и ее значение в истории Кореи и Японии
- Студент аргументированно излагает причины поражения Чосона в борьбе с маньчжурами
- Студент сравнивает точки зрения первых корейских "партий" и их политические воззрения
- Студент анализирует и дает оценку социально-экономическому положению Кореи в XVIII-XIX вв.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в историю Кореи. Хронология. Российская историография древней и средневековой истории Кореи.Предмет и общее содержание курса. Основные вопросы периодизации истории Кореи. Основные письменные и материальные источники по истории Кореи. Проблема перевода корейских исторических источников. Основные историографические традиции корейской истории и современное состояние изучения истории Кореи. Задачи исторической науки в области изучения проблем корейской истории. Развитие корееведения в России, Европе и США. Российская и зарубежная историография по Корее. Историография КНДР и Республики Корея: дискуссии, особенности и проблемы трактовки.
- Палеолит, мезолит, неолит. Бронзовый и железный век в Корее.Периодизация истории первобытного общества. Древнейшие памятники материальной культуры на территории Кореи. Палеолит в Корее. Находки в пещерах Комын-мору, Чоммаль (ранний палеолит), Сокчанни (средний палеолит), Кульпхори и Сыннисан (поздний палеолит). Обнаружение останков человека на палеолитических стоянках Сыннисан, Сансири и Мандалли. Распространение неолитической культуры в Корее (стоянки Кульпхори, Осанни, Сиамни, Сопхохан и др.). О происхождении неолитического населения Корейского полуострова. Общественный строй в эпоху неолита. Зарождение родового строя и его развитие. Культура бронзы и раннего железа по археологическим данным. Бронзовые орудия и гладкая керамика. Социальные и экономические перемены, связанные с применением металлических орудий, появление «гребенчатой керамики». Патриархальный род и начало разложения родового строя.
- Древний Чосон и дискуссии в историографии о характере его общественного строяКультурный ареал «восточных варваров» (дун-и). Вопросы формирования корейского этноса. Миф о Тангуне. Мифы о первопредках-основателях. Проблема датировки времени возникновения государственности в Корее. Формально-хронологические этапы истории Древнего Чосона. О местоположении Древнего Чосона. Чосон Киджа и Ви Мана. Социально-экономическое устройство Древнего Чосона. История восприятия Древнего Чосона в Корее. Судьба четырех китайских округов (Лолан, Чэньфан, Линьтун, Сюаньту) на территории Древнего Чосона. Ранние письменные свидетельства китайцев о населении Корейского полуострова. Хозяйство и общественный строй протогосударств Пуё, Емэк, Окчо, Когурё, Трёх Хан (Махан, Чинхан, Пёнхан) к началу новой эры. Состояние производительных сил. Развитие скотоводства и земледелия. Развитие частной собственности и имущественного неравенства. Выделение могущественных родов и племен, союзы племен и укрепление власти вождей. Войны и вопрос о существовании рабства в Корее. Появление первых государственных образований. Религия Древнего Чосона и других государств
- Формирование и развитие Трех государств. История Когурё, Пэкче и Силла I-V вв.Современная историография о периодизации ранней (древней и средневековой) истории Кореи. Образование государства Когурё. Расширение территории Когурё в III-IV вв. н.э. Войны Когурё и дальнейшее расширение территории страны при ване Квангэтхо. Экономический строй государства Когурё. Положение непривилегированного свободного населения. Возникновение категории зависимых людей (хахо), роль личнозависимого населения в производстве и их общественное положение. Современные дискуссии о месте и роли государства Когурё в корейской и китайской историографии. Образование государства Пэкче. Экономический и политический строй Пэкче в III-IV вв. н.э. Пэкческо-японские контакты и проблема «теории всадников». Образование государства Силла. Хозяйство и общественный строй Силла и государства Кая (Карак) до V в. Формирование государственного аппарата и территориальное расширение Силла. Особенности государственной системы Силла, связанные с наследием родового строя. Силлаский институт хваранов («цветущих юношей»). Система управления в Когурё, Пэкче и Силла. Сословно-классовая структура. Характер социально-экономического развития в трех государствах. Войны и внешние связи государств Когурё, Пэкче и Силла. Взаимоотношения корейских государств с Китаем и Японией.
- Возвышение Силла. Падение Когурё, Пэкче. Создание Объединенного Силла.Начало войн между тремя государствами. Противостояние Пэкче и Когурё. Отражение государством Когурё нашествий китайской империи Суй. Союз Пэкче и Силла, распад союза. Расцвет государства Силла в VI в. Завоевательная политика китайской династии Тан и падение государств Когурё и Пэкче. Объединение Корейского полуострова государством Силла (VII в.). Дискуссия в историографии о последствиях объединения страны.
- Развитие и падение государства Объединенное Силла (VII-X вв.). Становление Корё. Внешняя политика Корё X-XII вв.Характер общественных отношений в Объединенном государстве Силла (VII в.). Чиновничество и аристократия в Объединенном Силла. Система кольпхум и сословия. Развитие государственного аппарата. Чиновные ранги. Положение крестьянства. Монастыри и развитие крупного землевладения. Роль труда личнозависимых (ноби). Развитие частного землевладения на местах и раздробление страны. Появление крупного землевладения и закрепощение крестьян в VIII-IX вв. Появление богатых родов (ходжок). Восстания крестьян (IX в.). Культура Объединенного Силла. Дальнейшее развитие буддизма и появление школы сон (чань). Девять буддийских школ. Распространение идей геомантии. Подъем конфуцианства. Наука и искусство. Архитектура, скульптура и прикладное искусство. Литература, живопись, каллиграфия. Ослабление центрального правительства Силла и раздробление страны. Сепаратистские режимы. Деятельность Кунъе и Кён Хвона. Хронология «Поздних Трёх государств» (Хусамгук). Причины, вызвавшие необходимость создания централизованного государства Корё. Объединение страны Ван Гоном и образование централизованного государства Корё. Социально-экономическое развитие Корё в X-XI вв. Реформы системы государственного управления в начальный период Корё. Государственная собственность на землю и иерархия крупного землевладения. Система наделов за службу (чонсиква) и формы землевладения. Землевладение высшей знати и буддийских монастырей. Натуральные налоги и повинности крестьян. Военная и трудовая повинность. Политическая организация господствующего класса. «Лестница» чиновного и военного дворянства (янбан). Политическая борьба внутри господствующего класса. Значение объединения страны для экономического развития Корё. Рост городов как административных центров и центров торговли и ремесла. Специфика в организации ремесла и торговли. Внешняя торговля с Китаем, Японией и др. странами. Аристократия и купечество во внешней торговле. Внешние связи и войны Корё в X-XII в. Отражение военных походов киданей в 993-1018 гг. и чжурчжэней в 1107 г. Развитие культуры Корё. Школа и образование. Буддизм и конфуцианство. Архитектура и строительная техника. Книгопечатание. Начало употребления подвижного металлического шрифта. Система государственного образования. Система частного образования. Культурные и технические достижения периода Корё. Буддизм в раннем Корё. Идея хогук пульгё. Буддизм в культуре Корё.
- Войны с монголами. Падение Корё.Мятежи корёской аристократии в XII в.: мятежи Ли Джагёма (1127 г.) и Мёчхона (1135 г.). Переход власти в руки военных чиновников (1170). Военная диктатура рода Чхве (1197-1258). Народные волнения конца XII – начала XIII в. Научная дискуссия о сходстве и различии периода правления рода Чхве и сёгунатов в Японии. Основные литературные памятники периода. Деятельность Ким Бусика. Монгольские нашествия и 40-летняя война с монголами (1231-1273). Разорение страны в результате монгольских вторжений. Капитуляция правящего класса и установление монгольского ига династии Юань в Корё. Сопротивление Трёх особых корпусов (Самбёльчхо). Организация монголами военного похода в Японию и положение Корё. Монгольские институты (наместничества) на территории Кореи и монгольская политика в Корё. Изгнание монгольских захватчиков. Экономические и политические последствия монгольского господства. Борьба промонгольской и проминской придворных группировок в конце периода Корё.
- Становление государства Чосон. Корея в XV-XVI вв. Политическое развитиеРасширение крупного землевладения и ухудшение положение крестьянства. Борьба внутри господствующего класса по вопросам внутренней и внешней политики. Попытки реформ в царствование вана Конмина и рост новой чиновной знати садэбу. Деятельность монаха Синдона. Организация борьбы против вторжений японских пиратов и т.н. «красноголовых». Выдвижение нового поколения военачальников, в том числе Чхве Ёна и Ли Сонге. Государственный переворот 1388 г. и земельная реформа. Осуществление Закона о земельных наделах (Кваджонбоп, 1391). Возвышение Ли Сонге. Падение династии Корё и установление династии Ли (государства Чосон) в 1392 г. Культура нового чиновничества: история, литература, наука и техника, искусство. Внедрение неоконфуцианства и реформы буддизма. Конфуцианство и буддизм позднего Корё. Приход к власти сторонников Ли Сонге и т.н. «революция смены фамилии». Деятельность Чон Доджона. Новое название государства и новая столица. Война принцев. Завершение оформления государственной системы. Реорганизация бюрократического аппарата. Аппарат централизованного управления. Местная администрация. Изменения в положении сословий и социальная структура. Уменьшение подневольного населения (ноби) и повышение их статуса. Различные слои простолюдинов (янъинов). Система образования и выдвижения на должности. Система воинских повинностей и организация армии. Изменения в аграрном строе и система повинностей. Социальный смысл и значение реформ, проведенных династией Ли в конце XIV – первой половине XV в.
- Социально-экономическое развитие Кореи в XV-XVI вв.Правление государя Седжона Великого. Важнейшие достижения корейской науки и культуры в период правления вана Седжона. Реформы в области технических и гуманитарных наук. Появление корейской письменности. Культура в период раннего Чосона. Философские школы и идеология. Основные письменные памятники периода. Узурпация власти ваном Седжо. Поддержка буддизма. Отшельничество как способ протеста действующей власти. Шесть верноподданных и их влияние на становление корейской идеологии и литературы. Усиление государственной централизации. Крестьянские восстания. Формы борьбы внутри господствующего класса. Внешние связи Кореи XV-XVI вв. Расширение территории, окончательное закрепление корейского государства в современных границах. Отношения с китайской династией Мин, Японией и государствами Юго-Восточной Азии. Приход конфуцианских ученых (саримов) к власти. Противоречия между придворной знатью и саримами; «избиения ученых» (сахва). Попытки Ёнсангуна изменить структуру власти. Начало борьбы «дружественных партий» (пундан) в правление вана Сонджо. Роль фракционной борьбы в ослаблении государства. Конфуцианские «храмы славы» (совоны) и местные школы ханъяк. Культура саримов в XVI в.: философское осмысление неоконфуцианства и различные школы: издание новых трудов по истории; языкознание и литература; живопись и художественное ремесло. Концентрация земельной собственности и развитие торговли. Усиление бремени крестьянских повинностей. Восстание Лим Ккокчона и мятеж Чон Ёрипа
- Имджинская война с Японией (1592-1598) и вторжения маньчжуровВторжение в Корею армии Тоётоми Хидэёси в году имджин (1592). Первый этап войны с Японией. Сопротивление флота и партизанское движение Ыйбён. Флотоводец Ли Сунсин. Роль Китая в период войны. Второй период войны и победа Кореи (1597-98). Восстановление отношений с Японией и отправка посольств. Экономические последствия японского нашествия конца XVI в. Разрушение производительных сил и дальнейшее усиление налогового гнета
- Социально-политическое развитие Кореи в XVII- XVIII вв.Закат династии Мин и внешняя политика Кванхэгуна: лавирование между династией Мин и маньчжурами. Реформы Кванхэгуна в области экономики и сельского хозяйства. Восстановление страны после войны. «Реставрация Инджо». Нашествия маньчжур и новое разорение страны. Чосон как вассал маньчжурской династии Цин. Причины политики «закрытия страны». Дальнейшие взаимоотношения Кореи с Китаем и Японией. Начало формирования представления о Корее как о «малом Китае». Албазинские войны. Первые встречи с русскими. «Дневник генерала Син Ню». «Дневник Гамеля». Была ли Корея страной-отшельницей? Контакты Кореи с Россией, Голландией. Первые изображения Кореи на российских картах. Консолидация «дружественных партий» (пундан) в первой четверти XVII в. и движение за «северный поход». Частая смена у власти «дружественных партий» и усиление ванской власти. Характер борьбы между придворными группировками. Диспуты о ритуале. Деятельность Сон Сиёля. Гонения годов син-им (1723-24). Политика «беспристрастия» (тханпхёнчхэк) вана Ёнджо и новый подъем династии. Политика «беспристрастия» вана Чонджо и реформы «во имя государства для народа» (мингук). Корейский Ренессанс. Реформы в области науки, культуры, образования. Взгляды корейских интеллектуалов на будущее страны. Сирхак. Научно-образовательная деятельность Ли Ика. Отражение социальных противоречий в обществе в трудах сирхакиста Чон Ягёна (Дасана)
- Корея в начале XIX в. Школа сирхак, пукхак. Распространение христианства.Возникновение движения за «реальные науки» (сирхак) в Сеуле в начале ХVII в. Развитие сирхак во второй половине ХVII – первой половине XVIII в. Философские и социально-экономические идеи крупнейших представителей сирхак (Лю Хёнвона, Хон Дэёна, Пак Чивона, Пак Чега и др.). Идеи сирхакистов о реформах в сфере земледелия и землепользования, о государственном устройстве Кореи, ее месте в мире. Влияние идей сирхак на развитие естественных и общественных наук в Корее. Развитие науки о стране и составление трудов по истории, географических описаний и карт. Языкознание, эпиграфика и составление энциклопедических словарей. Развитие науки и техники. Новые тенденции в литературе и искусстве. Возникновение движения «за учение у Севера» (пукхак) во второй половине XVIII в. Новые течения в философии и религии. Реформированный даосизм и учение Ван Янмина. Дискуссия о сущности и различии человека и природы. Начало распространения христианства (католицизма). Гонения на католиков. Влияние христианских идей на общественную мысль Кореи.
- Социально-экономическое и политическое развитие Кореи во второй пол. XIX вв.Крестьянские восстания начала 1860-х гг. и возникновение Тонхак («Восточного учения»). Попытки укрепления централизованного государства. Внутриполитические реформы Тэвонгуна. Отражение нашествий французских (1866) и американских (1871) войск. Политика «цивилизаторства и уравнения влияния» вана Коджона. Женитьба вана Коджона на Мин Мёнсон и отстранение Тэвонгуна от власти. Начало торговли с иностранными государствами (1873-1886). Заключение Кореей неравноправных договоров с Японией (Канхваский договор, 1876), Китаем, европейскими державами и США. Экономические и политические привилегии, предоставленные иностранным державам по этим договорам. Идейная борьба по вопросу об отношении к иностранным государствам и о судьбах страны. Выступления группировки под лозунгом «виджон чхокса» («защитим истину, отвергнем ересь») против политики цивилизаторства. Продвижение политики «тондо соги» («европеизации с сохранением восточных традиций»). Зарождение движения за реформы и цивилизацию (кэхва ундон) и его социальная база.
Элементы контроля
- Работа на семинарахЕсли семинар невозможно провести очно по независимым от преподавателя и студентов причин, то семинар проводится онлайн. Платформа - ZOOM, критерии оценивания сохраняются. В очной и дистанционной формах учитывается присутствие студента на семинаре. Для участия в дистанционном семинаре студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для студентов, специализирующихся на изучении истории, культуры и литературы, возможны дополнительные письменные задания - каждое задание оценивается как дополнительное выступление на семинаре. Это не отменяет необходимость участия в семинарских занятиях.
- Выступление с докладомДоклад может быть посвящен биографии изучаемого исторического деятеля либо изучаемому источнику. Тема выбирается студентом самостоятельно и затем утверждается у преподавателя. Доклад может быть озвучен очно либо дистанционно (платформа ZOOM).
- ЭкзаменВ очной форме экзамен проводится в кабинете. Студент выбирает один из билетов и получает 15 минут на подготовку. Ответ - устный. В дистанционной форме экзамен проводится на платформе ZOOM (https://zoom.us/) в устной форме по билетам. К дистанционному экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Выступление с докладом + 0.3 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 1 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 360с. - ISBN: 978-5-534-00069-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vostoka-v-2-t-t-1-v-2-kn-kniga-1-438132
Рекомендуемая дополнительная литература
- JACKSON, A. D. (2015). Everyday life in Joseon-era Korea: Economy and Society. Acta Koreana, 18(1), 317–320. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=108504319
- Kim, J. (2012). A History of Korea : From “Land of the Morning Calm” to States in Conflict. Bloomington, Ind: Indiana University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=489749
- Michael J. Seth. (2019). A Concise History of Korea : From Antiquity to the Present (Vol. Third Edition). [N.p.]: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2265005
- Seth, M. J. (2016). A Concise History of Korea : From Antiquity to the Present (Vol. Second edition). Lanham, MD: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1131604