• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Теоретическая информатика"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Вялый Михаил Николаевич, Милованов Алексей Сергеевич, Подольский Владимир Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения научно-исследовательского семинара «Теоретическая информатика» являются освоение студентами основ теоретической информатики, вычислительной логики и искусственного интеллекта, основным понятиям и методам дискретной математики, необходимым как в дальнейшем обучении, так и в работе по специальности. Это даст участникам семинара общее представление об указанных выше областях, а также позволит в дальнейшем заниматься более продвинутыми разделами этих областей. Курс организован в виде семинара, на котором планируются выступления как участников семинара, так и гостей факультета - ведущих специалистов в указанных выше областях науки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение основ теоретической информатики
  • Освоение основ вычислительной логики и искусственного интеллекта
  • Освоение методов дискретной математики, используемых в теоретической информатике
  • Подготовка к самостоятельной научной работе
  • Подготовка к более глубокому изучению указанных выше дисциплин
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных понятий и методов теоретической информатики, вычислительной логики и искусственного интеллекта
  • Умение самостоятельно осваивать новый материал по данным областям на основании учебных статей и научных статей
  • Навыки изложения и оформления научного материала по данным областям
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Сложность вычислений
    Классы сложности, соотношения между классами. Задачи, полные в основных классах сложности (P, NP, PSPACE).
  • Коммуникационная сложность
    Детерминированная, недетерминированная и вероятностная модели коммуникации. Соответствующие меры коммуникационной сложности. Методы построения оценок коммуникационной сложности.
  • Сложность булевых схем
    Оценки сложности ограниченных классов булевых схем.
  • Сложность пропозициональных доказательств
    Системы пропозициональных доказательств. Нижние оценки. Сравнительная сила разных систем
  • Параметризованная сложность
    Основные понятия параметризованной сложности. Классы параметризованной сложности. Примеры задач из класса FPT. Примеры задач, полных в классе W[1].
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме с прокторингом в Zoom. Технические требования: web-камера, микрофон, наушники / колонки, Zoom.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Домашнее задание + 0.7 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Computational complexity : a modern approach, Arora, S., 2010
  • Introduction to the theory of computation, Sipser, M., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Parameterized Complexity of Independent Set in H-free graphs. (2018). https://doi.org/10.4230/LIPIcs.CVIT.2016.23
  • Roughgarden, T. (2015). Communication Complexity (for Algorithm Designers). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1509.06257