• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Мониторинг и оценка программ и проектов развития образования

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38.04.04, обучающихся по магистерской программе «Управление образованием», изучающих дисциплину «Мониторинг и оценка программ и проектов развития образования»/ Программа разработана в соответствии с: ОрОС НИУ ВШЭ ; Образовательной программой подготовки магистров по направлению 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»; Базовым учебным планом университета подготовки магистра по магистерской программе «Управление образованием», утвержденным в 2020г.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса «Мониторинг и оценка программ и проектов развития образования» является: ● формирование у студентов универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления научно-исследовательской, практической, организационно-управленческой, мониторинговой, аналитической и экспертной деятельности в сфере государственного и муниципального управления образованием, а также управления образовательными организациями и организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Результаты освоения данного курса предполагают практическое применение сформированных компетенций в рамках заданий, являющихся накопительными для итоговой аттестации, и предполагающих анализ образовательных и контекстных данных для характеристики образовательной системы региона, а также для формирования программы мониторинга образовательной организации, развивающейся в режиме проектной или программной деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1: Ключевые вопросы по программному мониторингу
    Отличие программы и проектов при планировании развития образования. Понятия и назначении мониторинга оценки программ и проектов.
  • Тема 2. Мониторинг как элемент стратегического управления развитием образованием.
    Комплексные программа развития образования как часть планирования социально-экономического развития региона. Федеральная и региональные программы раз-вития образования – отбор и планирование индикаторов оценки их результатов. Целевые программы и проекты развития образования (федеральные, региональные, международных организаций), их направленность на развитие образования в муниципалитетах. Про-граммы и проекты развития образования в образовательных организациях.
  • Тема 3. Планирование мониторинга, оценки и контроля процесса и результатов развития образования.
    Принципы планирования оценки воздействия программ и проектов. Обзор ключевых позиций и ролей в организации мониторинга и оценки. Подготовка, обсуждение и утверждения методологии и модели программного/проектного мониторинга. Определение механизмов и методов мониторинга и оценки проектов. Ресурсы для мониторинга оценки. Привлечение различных субъектов в разработку и проведение мониторинга и оценочных исследований.
  • Тема 4. Виды программного мониторинга при разработке, реализации, завершении программ и проектов.
    Предварительный мониторинг развития образования на этапе разработки программ/проектов различного уровня. Задачи и функции мониторинга в хо-де реализации программ/проектов. Оценка воздействия инновационных проектов в образовании на улучшение ситуации в области повышения качества образования в муниципальных системах образования и различных образовательных организациях. Сопоставительный характер данных мониторинга.
  • Тема 5. Мониторинг результатов среднесрочных программ развития образования. Базы мониторинговых данных.
    Распределительный характер данных мониторинга для различных субъектов управленческих действий, общественности и потребителей образования. Варианты и форматы представления данных мониторинга, их интерпретация. Анализ ситуации в области развития образования по данным мониторинга и составление отчетов. Использования данных для принятия новых управленческих решений.
  • Тема 6. Специфика оценки инновационных проектов в области образования.
    Оценка воспроизводимости и масштабируемости воздействия инновационных проектов в раз-личных условиях на территориях муниципальных образований в субъектах Российской Федерации. Оценка социальных эффектов различных проектов. Оценка воздействия проектов на развитие человеческого и социального капитала, расширение прав и возможностей людей, здоровье и безопасность, повышение уровня гражданственности молодежи и другие социальные факторы.
  • Тема 7. Оценка политики в области образования с использованием данных, полученных в ходе мониторинга и тематических оценочных исследований.
    Принципы, нормы, стандарты и этика оценивания. Основные шаги для децентрализации оценки. Распространение данных оценочных исследования как элемент открытой социальной политики в области образования. Правила и нормы представления и распространения данных. Шаблоны публичных отчетов по данным мониторинга.
  • Тема 8. Мониторинг и оценочные исследования воздействия программ и проектов на модернизацию образования, сложности оценки.
    Новые направления в мониторинговых и оценочных исследованиях в области образования. Измерения и оценка уровня устойчивости инновационности в образовании. Подготовка и представление научно-методических рекомендаций по данным мониторинга программ и проектов развития образования в формате научных отчетов, публикациях в различных научных источниках.
  • Тема 9. Лучшие практики в организации и проведении мониторинга и оценки раз-вития образования на международном, национальном уровнях, уровнях регионов, местных сообществ и образовательных организаций.
    Успешные модели мониторинга и тематических оценочных исследований. Лучшие форматы обсуждения данных мониторинга, шаблоны представления отчетности. Воздействие данных успешных форматов мониторинга и оценки на планирование и реализацию изменений в образовании.
  • Тема 10. Формирование и реализация моделей мониторинга и оценки в образовательной организации.
    Системы управления качеством образования. Проектирование механизмов управления внутри образовательной организации на основе мониторинга и оценки в проектном/программном режимах
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • неблокирующий Домашнее задание 3
  • неблокирующий Домашнее задание 4
  • неблокирующий Домашнее задание 5
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Домашнее задание 1 + 0.2 * Домашнее задание 2 + 0.2 * Домашнее задание 3 + 0.2 * Домашнее задание 4 + 0.2 * Домашнее задание 5
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Осейчук В.И. - ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2017 - 342с. - ISBN: 978-5-534-01129-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-gosudarstvennogo-upravleniya-399559

Рекомендуемая дополнительная литература

  • World Bank Group. (2015). World Development Report 2015 : Mind, Society, and Behavior.