Магистратура
2020/2021
Мониторинг и оценка программ и проектов развития образования
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Управление образованием)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Заир-Бек Сергей Измаилович
Прогр. обучения:
Управление образованием
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38.04.04, обучающихся по магистерской программе «Управление образованием», изучающих дисциплину «Мониторинг и оценка программ и проектов развития образования»/ Программа разработана в соответствии с: ОрОС НИУ ВШЭ ; Образовательной программой подготовки магистров по направлению 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»; Базовым учебным планом университета подготовки магистра по магистерской программе «Управление образованием», утвержденным в 2020г.
Цель освоения дисциплины
- Целью курса «Мониторинг и оценка программ и проектов развития образования» является: ● формирование у студентов универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления научно-исследовательской, практической, организационно-управленческой, мониторинговой, аналитической и экспертной деятельности в сфере государственного и муниципального управления образованием, а также управления образовательными организациями и организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере образования.
Планируемые результаты обучения
- Результаты освоения данного курса предполагают практическое применение сформированных компетенций в рамках заданий, являющихся накопительными для итоговой аттестации, и предполагающих анализ образовательных и контекстных данных для характеристики образовательной системы региона, а также для формирования программы мониторинга образовательной организации, развивающейся в режиме проектной или программной деятельности.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1: Ключевые вопросы по программному мониторингуОтличие программы и проектов при планировании развития образования. Понятия и назначении мониторинга оценки программ и проектов.
- Тема 2. Мониторинг как элемент стратегического управления развитием образованием.Комплексные программа развития образования как часть планирования социально-экономического развития региона. Федеральная и региональные программы раз-вития образования – отбор и планирование индикаторов оценки их результатов. Целевые программы и проекты развития образования (федеральные, региональные, международных организаций), их направленность на развитие образования в муниципалитетах. Про-граммы и проекты развития образования в образовательных организациях.
- Тема 3. Планирование мониторинга, оценки и контроля процесса и результатов развития образования.Принципы планирования оценки воздействия программ и проектов. Обзор ключевых позиций и ролей в организации мониторинга и оценки. Подготовка, обсуждение и утверждения методологии и модели программного/проектного мониторинга. Определение механизмов и методов мониторинга и оценки проектов. Ресурсы для мониторинга оценки. Привлечение различных субъектов в разработку и проведение мониторинга и оценочных исследований.
- Тема 4. Виды программного мониторинга при разработке, реализации, завершении программ и проектов.Предварительный мониторинг развития образования на этапе разработки программ/проектов различного уровня. Задачи и функции мониторинга в хо-де реализации программ/проектов. Оценка воздействия инновационных проектов в образовании на улучшение ситуации в области повышения качества образования в муниципальных системах образования и различных образовательных организациях. Сопоставительный характер данных мониторинга.
- Тема 5. Мониторинг результатов среднесрочных программ развития образования. Базы мониторинговых данных.Распределительный характер данных мониторинга для различных субъектов управленческих действий, общественности и потребителей образования. Варианты и форматы представления данных мониторинга, их интерпретация. Анализ ситуации в области развития образования по данным мониторинга и составление отчетов. Использования данных для принятия новых управленческих решений.
- Тема 6. Специфика оценки инновационных проектов в области образования.Оценка воспроизводимости и масштабируемости воздействия инновационных проектов в раз-личных условиях на территориях муниципальных образований в субъектах Российской Федерации. Оценка социальных эффектов различных проектов. Оценка воздействия проектов на развитие человеческого и социального капитала, расширение прав и возможностей людей, здоровье и безопасность, повышение уровня гражданственности молодежи и другие социальные факторы.
- Тема 7. Оценка политики в области образования с использованием данных, полученных в ходе мониторинга и тематических оценочных исследований.Принципы, нормы, стандарты и этика оценивания. Основные шаги для децентрализации оценки. Распространение данных оценочных исследования как элемент открытой социальной политики в области образования. Правила и нормы представления и распространения данных. Шаблоны публичных отчетов по данным мониторинга.
- Тема 8. Мониторинг и оценочные исследования воздействия программ и проектов на модернизацию образования, сложности оценки.Новые направления в мониторинговых и оценочных исследованиях в области образования. Измерения и оценка уровня устойчивости инновационности в образовании. Подготовка и представление научно-методических рекомендаций по данным мониторинга программ и проектов развития образования в формате научных отчетов, публикациях в различных научных источниках.
- Тема 9. Лучшие практики в организации и проведении мониторинга и оценки раз-вития образования на международном, национальном уровнях, уровнях регионов, местных сообществ и образовательных организаций.Успешные модели мониторинга и тематических оценочных исследований. Лучшие форматы обсуждения данных мониторинга, шаблоны представления отчетности. Воздействие данных успешных форматов мониторинга и оценки на планирование и реализацию изменений в образовании.
- Тема 10. Формирование и реализация моделей мониторинга и оценки в образовательной организации.Системы управления качеством образования. Проектирование механизмов управления внутри образовательной организации на основе мониторинга и оценки в проектном/программном режимах
Элементы контроля
- Домашнее задание 1
- Домашнее задание 2
- Домашнее задание 3
- Домашнее задание 4
- Домашнее задание 5
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.2 * Домашнее задание 1 + 0.2 * Домашнее задание 2 + 0.2 * Домашнее задание 3 + 0.2 * Домашнее задание 4 + 0.2 * Домашнее задание 5
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Осейчук В.И. - ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2017 - 342с. - ISBN: 978-5-534-01129-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-gosudarstvennogo-upravleniya-399559
Рекомендуемая дополнительная литература
- World Bank Group. (2015). World Development Report 2015 : Mind, Society, and Behavior.