Бакалавриат
2020/2021
Городское пространство и медиа
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Родькин Павел Евгеньевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
"Дисциплина «Городское пространство и медиа» будет посвящена тому, какое влияние на пространство современного города оказывают цифровые и медийные технологии и то, как это взаимодействие менялось с течением времени. Цифровые медиа перестали выполнять исключительно коммуникационную функцию для города, они стали одним из ключевых факторов трансформации пространства, изменения образа жизни горожан, их пространственно-временных паттернов поведения. На различных примерах мы рассмотрим, как новые технологии встраиваются городскую жизни и оказывают воздействие на все ее сферы – от архитектуры до отношений между людьми. Структура курса состоит из теоретической и проектной части, в ходе которой студентам будет предложено использовать полученные теоретические знания о том, как инструменты мультимедиа (видео, фотография, аудио, текст, мобильные приложения и пр.) могут быть использованы для изучения актуальных городских процессов."
Цель освоения дисциплины
- Изучение исследовательских инструментов, необходимых для исследовательской и проектной работы в сфере городского пространства и медиа.
- Формирование понимания принципов интеграции различных медиа-носителей в городское пространство.
- Формирование теоретических знаний, необходимых для эффективной деятельности в пространстве городских проектов и городских медиа.
- Изучение и понимание комплексного взаимодействия между реальными и медийными элементами городского пространства.
- Развитие практических навыков по работе с городскими медиа.
Планируемые результаты обучения
- Владеет основными исследовательскими методами для работы с городским пространством
- Может анализировать городское пространство, выделять его коммуникативные паттерны
- Знает принципы взаимодействия между всеми элементами городского пространства
- Знает особенности комплексного взаимодействия между реальными и медийными элементами городского пространства
- Знает специфику и инструменты использования умного дизайна в городском пространстве
- Знает специфику и инструменты брендинга территорий в контексте городского пространства
- Умеет осуществлять поиск информации, значимой для реализации городских проектов и городских медиа
- Умеет организовать работу проектных команд в сфере городских проектов, сервисов и медиа
Содержание учебной дисциплины
- Введение в предметОсновные понятия: городское пространство, медиа. Значение данных в исследовании и проектировании городского пространства. Представление данных: карта как исследовательский инструмент. Городское пространство в контексте парадигм: модернизма, постмодернизма, метамодернизма. Городская среда будущего, тенденции, параметрическая архитектура.
- Коммуникативные паттерны городского пространстваТипология городов (с точки зрения урбанистики и маркетинга). Язык шаблонов города, Кристофер Александер. Язык шаблонов как методология понимания и структурирования городского пространства и пользовательского опыта, для различных областей медиа и коммуникаций. Проблема аутентичности, городская аутентичность, глобализация и джентрификация. Принципы соучаствующего проектирования.
- Реклама как городское медиаРеклама как городское медиа. Новые принципы интеграции рекламного сообщения в городское пространство (креативная реклама, реклама XXL).
- Городские сервисы: взаимодействие с реальной средойМедиа-исследования и культурная аналитика (проект On Brodway). Городские приложения и сервисы (Citymapper's Smartbus, Land portfolio portal). QR код в городской среде. Городское планирование, основанное на данных. Интерфейс: ориентация на пользователя.
- Умный дизайн и городское пространствоПринципы функционализма и «хорошего дизайна» в городском пространстве. Умный дизайн в городском пространстве. Оптические иллюзии и городская среда (проекты преобразования публичного пространства). Типографика в городском пространстве.
- Городское пространство в брендинге территорийТуристическая семиотика, Дин Макканелл (маркер — зрелище). Маркеры территории и городские достопримечательности, Интеграция бренда территории в городскую среду, представительские и социальные коммуникации. Проблема репрезентации. Реальная городская среда и инфраструктура. СМИ и новые медиа.
- Ленты городских новостейЛенты столичных новостей на сайтах информационных агентств и городских порталов (Пекин). Городские ресурсы: основные принципы подачи информации, основные разделы, рубрики (Берлин, Париж, Токио, Женева, Рим, Лондон, Вена, Нью-Йорк и др.).
- Городские медиаГородские сетевые издания, типология, основные особенности и миссия. Городская повестка, гражданские инициативы («The VillageVillage Village Village», «Звезда», «Томский Обзор», «Downtown», «Бумага» и др.). Аналитические интернет ресурсы и проекты (Центр прикладной урбанистики и др.). Инстаграм-аккаунты городских медиа: специфика, стилистика публикаций, функции.
Элементы контроля
- Индивидуальная исследовательская работа
- Групповая исследовательская работа
- Итоговая исследовательская работа
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.3 * Групповая исследовательская работа + 0.3 * Индивидуальная исследовательская работа + 0.4 * Итоговая исследовательская работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Город без границ, Глазычев, В. Л., 2011
- под редакцией К. Динн перевод с английского В. Сечной - Брендинг территорий. Лучшие мировые практики - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 336с. - ISBN: 978-5-91657-655-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62340
Рекомендуемая дополнительная литература
- Дизайн архитектурной среды : учебник для вузов, Минервин, Г. Б., 2005
- Мир современных медиа / Черных А. - М.:ИД Тер. будущего, 2007. - 312 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-037-5
- Политическая экономия города, Глазычев, В. Л., 2009
- Теория цветового проектирования городского пространства: Монография / Грибер Ю.А. - М.:Согласие, 2018. - 178 с.: ISBN 978-5-906709-90-5
- Эллард К. Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. М.: Альпина Паблишер, 2018. — 288 с.: ISBN 9785961453904