• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Социология риска

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе рассматриваются ключевые подходы к анализу риска в современной социальной теории. Особое внимание при этом уделяется трем аспектам. Во-первых, историческому контексту возникновения тех или иных подходов к анализу риска, факторам, способствовавшим их выделению в отдельную исследовательскую область. Во-вторых, «социологичности» указанных подходов, то есть тем их особенностям, которые бы позволили говорить о существовании именно «социологии риска», а не просто о «рискологии» или отдельных исследовательских подходов. В-третьих, связи между теоретическими допущениями и методологическими решениями, применяемыми в рамках подходов к изучению риска. В качестве примеров, эмпирических кейсов в рамках курса используются различные реальные чрезвычайные ситуации, катастрофы, повседневные решения, рассматриваемые через призму риска и соответствующих теоретических подходов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представления об истории и современном этапе развития социологических подходов к изучению риска
  • Приобретение навыков осуществления теоретического анализа (реконструкции) базовых предположений существующих исследовательских подходов
  • Приобретение навыков рассмотрения значимых проблем современности через призму теорий риска
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Применяет полученные знания об исторических аспектах возникновения дискурса о риске для написания научного текста (в учебных целях)
  • Воспроизводит идеи основных подходов к изучению риска. Применяет полученные знания для написания эссе.
  • Воспроизводит основные идеи современных социально-философских концепций риска. Использует полученные знания при написании эссе и в ходе написания экзамена
  • Ориентируется в основных социологических подходах к изучению риска
  • Применяет социологические подходы к изучению риска для анализа проблем современности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социальная история представлений о риске. Специфика современности
    Происхождение слова «риск». Социальная история представлений о риске и опасности в традиционных и индустриальных обществах. История понятия «риск» и представлений об опасном. Этнографические примеры. Европейское средневековье и риск. История «естественнонаучного» представления о риске (история вероятности, установления причинности). Объяснения «позднего» появления представлений о вероятности. По-пытки приложить понятие о вероятности к социуму. Методы установления причинности. Примеры древних «открытий», подтвержденных современной наукой. История институтов управления риском. Страхование. Право. Государственное вмешательство. «Особенности современности»: специфика современных рисков и особенности восприя-тия риска в эпоху современности. Анализ причин трансформации восприятия риска: по-чему растет общественная потребность в безопасности? (Люббе).
  • Классификации подходов к изучению риска. Место «социологии риска». Понятие «риск» в социологии
    Континуум возможных эпистемологических позиций при изучении риска (Д.Лаптон). Классификация социологических подходов к изучению риска по О.Ренну. Основные подходы к исследованию риска по Дж.Цинну. «Измерения» ценностей, знания, рациональности, власти и эмоций в изучении риска. Социологические исследовательские программы как основания для классификации социологических подходов к изучению риска. Соотношение «социологии риска» и «инвайронментальной социологии». Понятие «риск» в социологии: подходы к определению. Основные «измерения» риска: вероятностный характер, ожидаемость, зависимость от действий субъекта, нежелательность для субъекта. Риск и катастрофа: общее и различное (К.Жибер, Г.Крепс).
  • Современное общество в контексте социологических концепций риска
    Основные социально-философские концепции риска (Гидденс, Бек): содержание и критика. Постиндустриальное общество как общество институциализированного риска. Локальные, глобальные, системные риски. Понятие «мегариска» (Гидденс, Бек). Институты управления рисками в постиндустриальных обществах и перспективы управления глобальными рисками. «Общество всеобщего риска» (О.Яницкий): приложение концепции У.Бека к российской действительности. Структуралистская и постструктуралистская интерпретация концепции У.Бека. Критика концепции «общества риска».
  • Основные социологические подходы к изучению риска
    Естественнонаучное определение риска: его истоки и влияние на развитие рискологии. Особенности экономического подхода к анализу риска. Концепция рационального действия и риск. Модель ожидаемой полезности. Психологические и социально-психологические подходы к исследованию риска. Подход Канемана и Тверски: интуитивные предубеждения при восприятии риска. Исследования «обнаруженных предпочтений» (revealed preferences) (Старр). «Психометрическая парадигма» в исследовании риска (Словик, Лихтенштейн, Фишхофф и др.): исходные положения и эволюция подхода. Используемые методы исследования. «Интуитивная токсикология»: как соотносится знание неспециалистов и экспертов? «Натуралистическая» и «интерпретативистская» аргументация в «психометрической парадигме». Функционализм М.Дуглас и «теория социокультурной жизнеспособности» (М.Томпсон, Р.Эллис и А.Вилдавски). Концепция “grid-group”. Основные «культуры» и их связь с восприятием риска. «Культуры» как специфические социальные контексты и как мировоззрения. Эмпирические исследования культурных различий в восприятии риска и распределении ответственности: основные результаты. Проблемы операционализации «теории социокультурной жизнеспособности». Интерпретативная программа: исследования повседневных рисков (Дж.Туллох и Д.Лаптон). Структурализм и постструктурализм в исследовании риска – исследования «режима власти» (governmentality): от «общей рамки» М.Фуко к современным подходам к изучению риска. Риск и дискурс о риске. Риск и власть. Риск, эмоции и «хождение по краю» (“edgework”) – подход С.Линга. Социологические и социально-психологические основания концепции С.Линга. Возможность синтеза различных моделей объяснения. Синтетический подход к анализу риска Д.Адамса: основные допущения, модель «термостата риска». Концепция «социального усиления риска» (Р.Касперсон и др.).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Домашнее задание + 0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Общество риска. На пути к другому модерну, Бек, У., 2000
  • Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения, Канеман, Д., 2005
  • Риск, неопределенность и прибыль, Найт, Ф. Х., 2003
  • Чистота и опасность : анализ представлений об осквернении и табу, Дуглас, М., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Lupton, D. (2013). Risk : Second Edition (Vol. 2nd ed). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=573603
  • Tulloch, J., & Lupton, D. (2003). Risk and Everyday Life. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=292289