Магистратура
2020/2021
Научно-исследовательский семинар
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Современная историческая наука в преподавании истории в школе)
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Смилянская Елена Борисовна
Прогр. обучения:
Современная историческая наука в преподавании истории в школе
Язык:
русский
Кредиты:
15
Контактные часы:
70
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Научно-исследовательский семинар» призвана обеспечить высокое качество научных исследований по проблемам методики преподавания истории в школе, формирования, трансляции, рецепции и применения научного исторического знания в педагогической практике и, как следствие, высокий уровень магистерских диссертаций, тематика которых будет сосредоточена как на собственно исследовательских, так и на инструментальных сюжетах.
Цель освоения дисциплины
- Создать условия для приобретения студентами магистратуры опыта использования исторических источников и научной литературы с педагогической практике, формирования и аргументации собственной позиции, квалифицированной адаптации и трансляции научного исторического знания
- Сформировать умение рационально организовать исследовательскую работу с научной литературой и архивными фондами
- Совершенствовать квалификацию работы с научными текстами и историческими источниками разных видов
- Развить навыки академического письма и презентации научно-исследовательской деятельности (рецензия, презентация, доклад, эссе, статья и т.д.)
- Совершенствовать мастерство научной дискуссии при обсуждении актуальных проблем современной историографии
- Помочь приобрести навыки презентации и публичной защиты магистерской работы (проекта)
Планируемые результаты обучения
- Студент находит, оценивает и использует информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода).
- Студент подтверждает наличие навыков выявления научную сущность проблемы в профессиональной области.
- Студент демонстрирует первичные навыки проблемного и контекстного анализа историографических трудов по персональной истории
- Студент использует сравнительно-исторический метод при анализе источников, а также методы культурной антропологии и истории повседневности
- Студент демонстрирует навыки публичного представления результатов самостоятельного исследования
- Студент демонстрирует навыки представления итогового труда по теме ВКР
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Актуальные практики современного исторического исследования-3. Новые методы изучения истории культуры.Культурная антропологии и культурология в переосмыслении проблем истории и культуры человечества; представление об истории повседневности как составляющей содержания культуры. Исторический, социально-политический контекст культурного развития России XVII-XIX вв. Смута начала XVII в. как «культурный рубеж». Самозванство и утопия в «народной» политической культуре России XVII-XVIII вв. Культурные и политические последствия Церковной реформы сер. XVII в. Культурные преобразования XVIII в.: противостояние и взаимодействие русской старины и европеизированной новой культуры. От барокко к модерну: трансформации европейских стилей на российской почве. Внешняя политика России как фактор культурного трансфера. Крестьянский мир: русская крестьянская община и общинные традиции. Трудовые будни и праздники русского крестьянства. Деревня «свободная» и деревня крепостная: сходство и различие социокультурного опыта. Крестьянский вопрос в публицистике и общественной мысли XVIII-XIX вв. «Лицом к деревне»: крестьянская культура в зеркале науки и искусства в России XIX в. Манифест о вольности дворянской и его культурное значение. Вольное экономическое общество и опыт решения социально-экономических проблем дворянского землевладения. Расцвет усадебной культуры русского дворянства. Идеи создания рукотворных «эдемов» и их реализация. Садово-парковые опыты российского дворянства и их европейские образцы.
- Раздел 2. Обсуждение проектов ВКР.Квалификационная работа и ее обязательные составляющие. Предмет, объект, цель и задачи, актуальность и научная новизна проблематики ВКР. Презентация структуры ВКР.
- Раздел 3. Актуальные практики современного исторического исследования. Актуальные вопросы изучения биографий исторических личностей. Личность и книга.Изучение особенностей восприятия реальности людьми различных эпох и специфики фиксации событий в исторических источниках. Основная проблематика: изучение массового сознания, самоидентификации индивида, психологии личности и социума. Становление исторической психологии с 1960-70-хх гг. и изучение проблем личности и среды, национального самосознания, специфики фиксации социально-психологической и историко-психологической информации в источниках. Размежевание исторической психологии с близкими научными направлениями, в том числе исторической антропологией в 1990-х. Общее и особенное исторической психологии и исторической антропологии в изучении личности в истории, категорий культуры и символов сознания в исторической ретроспективе, личности и социума в условиях конфликта. История психических болезней и девиантности в культурах. Историческая психология и изучение источников личного происхождения. Персональная история и психобиография (З.Фрейд, Ллойд де Моз, Э.Эриксон, В.Ф.Чиж). Человек и его библиотека. История чтения: методы и проблематика изучения (Занятие по возможности проводится с оригиналами редких изданий в Музее книги РГБ).
- Раздел 4. Актуальные практики современного исторического исследования. Изучение микросоциума и повседневной жизни человека прошлогоРасширение проблематики исторических исследований во второй половине XX – нач. XXI в. на базе освоения достижений социальных наук (прежде всего этнологии, филологии, демографии, религиоведения, психологии). Изучение «жизненного мира» в феноменологии Э.Гуссерля, А. Шютца и их последователей. Вклад Н.Элиаса в осмысление задач изучения структур, формирующих цивилизации. Социология повседневности: предмет и метод истории повседневной жизни в трудах П. Бергера и Т. Лукмана. Интерпретативная антропология К. Гирца. Культурная антропологии и культурология в переосмыслении проблем истории и культуры человечества; представление об истории повседневности как непосредственном содержании культуры. Опыт изучения дихотомий в мировой историографии (повседневное – экстраординарное, будничное - праздничное, нормальное – девиантное, духовное – телесное и др.) его критическое осмысление. Постановка проблем истории повседневности и микроистории в западной и российской историографии (работы А.Людтке, Х.Медика, Ф.Броделя, авторов журнала «Анналы», К.Гинзбурга, Д.Леви, А.Я.Гуревича, Ю.Л.Бессмертного, Ю.А.Полякова, Л.М.Белавинского и др.).
- Раздел 5. Учебно-научная конференция «От Древней Руси к современности: Новые аспекты изучения истории в школе»Подготовка тезисов докладов (до 3 стр.) и представление докладов, раскрывающих опыт изучения спорных вопросов истории России в педагогической практике слушателей магистратуры. Обсуждение докладов и презентаций.
- Раздел 6. Открытый коллоквиум-предзащита черновых текстов диссертацийПредварительная защита ВКР. Оппонирование участников семинара докладчику. Предварительная защита участниками семинара их черновых текстов учебно-методическим материалов ВКР.