Бакалавриат
2020/2021
Институциональная экономика
Статус:
Курс обязательный (Государственное и муниципальное управление)
Направление:
38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент прикладной экономики
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», изучающих дисциплину Институциональная экономика.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов развернутого представления о текущем развитии новой институциональной теории, основных инструментов и подходов.
- Развитие компетенций, позволяющих использовать соответствующий инструментарий для решения практических проблем.
Планируемые результаты обучения
- Знает предпосылки новой институциональной экономики.
- Знает правила координации, кооперации, перераспределения.
- Знает понятие ограниченной рациональности.
- Знает определение и виды трансакций.
- Знает понятие и основные типы специфичности активов.
- Понимает подход Уильямсона к управлению трансакциями.
- Знает классификацию трансакционных издержек Норта-Эггертссона.
- Знает классификацию трансакционных издержек Милгрома-Робертса.
- Знает основные принципы экономической теории контрактов.
- Понимает основные принципы теории неполных контрактов.
- Понимает основные принципы теории агентских отношений.
- Знает основные понятия теории прав собственности.
- Понимает концепцию внешних эффектов и теорему Коуза.
- Знает и различает режимы прав собственности.
- Понимает концепцию остаточных прав.
- Знает основные экономические подходы к анализу фирмы.
- Понимает различия между основными организационно-правовыми формами и принципы распределения остаточных прав.
- Знает различные подходы к анализу государства в институциональной теории.
- Понимает эксплуататорские теории государства.
- Умеет применять теорию агентских отношений к анализу государства.
- Знает основные гипотезы о взаимосвязи между институтами и экономическим ростом.
- Знает понятие институциональной ловушки, причины ее возникновения.
- Понимает концепцию зависимости от предыдущего пути развития.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в институциональный анализНеоклассическая экономическая теория: базовые предпосылки и их критика институционалистами. Традиционный и новый институционализм. Исследовательская программа новой институциональной теории, основные исследовательские проблемы и направления исследований.
- Институты в экономическом анализеОграниченная рациональность. Рутины. Правила координации, кооперации, перераспределения.
- Теория трансакционных издержекТрансакция как базовый элемент институционального анализа. Классификация трансакций Дж. Коммонса: трансакции сделки, управления, рационирования. Концепция трансакции Уильямсона. Понятие и основные типы специфичности активов. Параметры трансакций (частота, неопределенность, специфичность активов) и управление контрактными отношениями. Фундаментальная трансформация: сущность явления и факторы возникновения. Подходы к определению трансакционных издержек. Классификация трансакционных издержек Норта - Эггертссона. Классификация трансакционных издержек Милгрома-Робертса.
- Теория контрактовОсновные принципы экономической теории контрактов. Составляющие контракта. Параметры контракта. Юридическая классификация контрактов: классический контракт, неоклассический контракт, отношенческий контракт. Совершенные и несовершенные контракты. Проблемы, обусловленные неполнотой реальных контрактов. Проблема вымогательства. Теория агентских отношений: предпосылки, задачи. Неблагоприятный отбор: определение, причины возникновения. Механизмы борьбы с неблагоприятным отбором: фильтрация, сигналы, рационирование. Моральный риск: определение, причины возникновения. Моральный риск со скрытыми действиями и со скрытой информацией. Механизмы борьбы с моральным риском. Стимулирующий контракт.
- Теория прав собственностиОсновные понятия теории прав собственности. Дилемма прав собственности. Континентальная и англосаксонская правовые традиции. Концепция внешних эффектов и теорема Коуза. Формальные и реальные права собственности. Реальные права собственности и примеры их поддержания. Абсолютные и условные права собственности. Режимы прав собственности: частная собственность, коллективная собственность, собственность открытого доступа. Наивная теория и теория групп интересов формирования прав собственности. Теория рентоориентированного поведения, ее приложения к анализу формирования прав собственности.
- Теория фирмыРазличные подходы к анализу фирмы. Неоклассическая теория фирмы: основные положения, направления критики. Контрактные теории фирмы. Кодетерминированная фирма. Фирма югославского типа. Плановая экономика: регулирование, особенности советских предприятий. Мягкое бюджетное ограничение. Остаточные права. Игра «Делегирование». Различные типы организации деятельности: ИП, партнерства, открытые и закрытые корпорации, общества, основанные на взаимности, некоммерческие организации. Агентские издержки.
- Теория государстваРазличные подходы к анализу государства в институциональной теории. Неоклассическая теория государства Норта. Модель Финдли-Уилсона. Эксплуататорские теории государства: стационарные и нестационарные бандиты. Институциональный анализ бюрократии. Государство как фирма: предпосылки и ограничения. Анализ мотивации в государственном секторе. Особенности государственных закупок в разных странах. Как устроены государственные закупки в России. Теоретическая схема государственных закупок. Применение теории агентства к анализу государственных закупок: возможности и ограничения. Основные препятствия эффективности госзакупок.
- Институты и институциональные измененияИнституциональные изменения. Зависимость от предыдущего пути развития. Институциональные ловушки. Факторы, определяющие устойчивость норм. Причины возникновения институциональных ловушек. Институты и экономический рост. Институциональная гипотеза. Гипотеза развития.
Элементы контроля
- Миниконтрольная работаВ рамках курса проводится миниконтрольная работа (всего 4 миниконтрольные работы), которая позволяет студентам закрепить пройденные понятия и помогает студентам и преподавателю оценить степень освоения темы. Каждый вариант миниконтрольной работы состоит из короткой ситуации, описывающей определенную проблему, и нескольких вопросов. При ответе на вопросы студенты должны, во-первых, продемонстрировать уровень знания теоретических понятий и формальных моделей, а, во-вторых, применить эти знания к анализу конкретной ситуации. В результате, студенты видят связь между теоретическим материалом, который они проходят в рамках курса, и возможностями его применения. Наглядность такой связи позволяет, помимо прочего, повысить интерес студентов к освоению дисциплины. Миниконтрольные работы проверяют учебные ассистенты (студенты, помогающие преподавателям) и по каждой работе совместно с преподавателями курса готовят комментарии, которые вывешиваются на сайте курса. В комментариях указываются критерии оценивания для каждого варианта, даются ответы на вопросы, которые вызвали наибольшее количество сложностей у студентов, и освещаются основные ошибки. На основе результатов миниконтрольных работ преподаватели определяют, какие аспекты уже пройденных тем необходимо повторить еще раз.
- ДокладПодготовка и презентация доклада направлена на развитие нескольких навыков. Во-первых, студенты учатся работать с академическими статьями на английском языке. Во-вторых, подготовка доклада осуществляется в группах по 2-3 человека (1-2 докладчика и 1 оппонент), причем оценки докладчики получают одинаковые, что способствует развитию навыков совместной работы и повышает ответственность за общий результат. В-третьих, в ходе доклада студенты делают также powerpoint презентацию, что является необходимым навыком для представления своей работы. И, наконец, обсуждение доклада в группе, с участием докладчиков, оппонента и остальной части аудитории, развивает навыки обсуждения научных результатов. Докладчики и оппоненты готовят выступление на семинаре (10 минут для докладчиков, 10 минут для оппонента), письменную часть доклада (4 страницы для докладчиков, 1,5 страницы для оппонента), и докладчики также готовят powerpoint презентацию на 6-8 слайдов (оппонент может подготовить презентацию). В устной части доклада докладчик должен передать позицию автора и уметь аргументировано объяснять цели автора, методы, которые он использует, полученные автором в статье результаты. Поскольку ограничения по времени достаточно строгие, докладчик должен хорошо понимать статью и не должен пересказывать ее близко к тексту. Если задача докладчика – объяснить статью, то задача оппонента – акцентировать внимание на проблемных местах статьи. Также оппонент готовит вопросы докладчикам и аудитории, на которых строится обсуждение статьи. Оппонент организует обсуждение самостоятельно, семинарист помогает в случае, если ему не удается модерировать дискуссию. Ответы докладчиков и слушателей на вопросы учитываются при выставлении оценки докладчикам и оппоненту. По завершении дискуссии по докладу проводится самостоятельная работа (5 минут), в рамках которой студентов просят ответить на вопрос, который освещался в докладе, либо в отчете оппонента. Студентам предлагаются на выбор темы докладов (статьи подбираются заранее преподавателями) таким образом, чтобы у каждого студента была возможность сделать доклад или выступить в роли оппонента.
- Исследовательская работаРабота над рефератом (исследовательская работа) закрепляет навыки, накопленные в ходе изучения курса, написания миниконтрольных работ и подготовки докладов. Написание реферата вырабатывает у студентов навыки, которые необходимы для написания самостоятельных исследовательских работ (например, выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций). В процессе выполнения исследовательской работы студенты применяют инструменты институциональной теории к моделированию и анализу конкретных экономических феноменов. Темы рефератов формулируются таким образом, чтобы задать студенту широкие рамки, в которых он должен поставить конкретный исследовательский вопрос (сформулировать узкую тему) и на него в работе дать ответ. Над каждой темой работает коллектив из трех человек. Они обсуждают и формулируют узкую тему исследовательской работы, подбирают академические статьи, обсуждают получаемые результаты. После сдачи исследовательских работ преподаватели проводят собеседования с авторами работ, в ходе которого авторы объясняют, почему был выбран тот или иной инструментарий, или получены такие результаты.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
- Контрольная работаКонтрольная работа проводится в начале января. В контрольную работу входят только задачи по темам «Институты в экономическом анализе», «Теория трансакционных издержек», «Теория контрактов», «Теория прав собственности», а также вопрос по онлайн-курсу "Курсера".
- Миниконтрольная работаВ рамках курса проводится миниконтрольная работа (всего 4 миниконтрольные работы), которая позволяет студентам закрепить пройденные понятия и помогает студентам и преподавателю оценить степень освоения темы. Каждый вариант миниконтрольной работы состоит из короткой ситуации, описывающей определенную проблему, и нескольких вопросов. При ответе на вопросы студенты должны, во-первых, продемонстрировать уровень знания теоретических понятий и формальных моделей, а, во-вторых, применить эти знания к анализу конкретной ситуации. В результате, студенты видят связь между теоретическим материалом, который они проходят в рамках курса, и возможностями его применения. Наглядность такой связи позволяет, помимо прочего, повысить интерес студентов к освоению дисциплины. Миниконтрольные работы проверяют учебные ассистенты (студенты, помогающие преподавателям) и по каждой работе совместно с преподавателями курса готовят комментарии, которые вывешиваются на сайте курса. В комментариях указываются критерии оценивания для каждого варианта, даются ответы на вопросы, которые вызвали наибольшее количество сложностей у студентов, и освещаются основные ошибки. На основе результатов миниконтрольных работ преподаватели определяют, какие аспекты уже пройденных тем необходимо повторить еще раз.
- ДокладПодготовка и презентация доклада направлена на развитие нескольких навыков. Во-первых, студенты учатся работать с академическими статьями на английском языке. Во-вторых, подготовка доклада осуществляется в группах по 2-3 человека (1-2 докладчика и 1 оппонент), причем оценки докладчики получают одинаковые, что способствует развитию навыков совместной работы и повышает ответственность за общий результат. В-третьих, в ходе доклада студенты делают также powerpoint презентацию, что является необходимым навыком для представления своей работы. И, наконец, обсуждение доклада в группе, с участием докладчиков, оппонента и остальной части аудитории, развивает навыки обсуждения научных результатов. Докладчики и оппоненты готовят выступление на семинаре (10 минут для докладчиков, 10 минут для оппонента), письменную часть доклада (4 страницы для докладчиков, 1,5 страницы для оппонента), и докладчики также готовят powerpoint презентацию на 6-8 слайдов (оппонент может подготовить презентацию). В устной части доклада докладчик должен передать позицию автора и уметь аргументировано объяснять цели автора, методы, которые он использует, полученные автором в статье результаты. Поскольку ограничения по времени достаточно строгие, докладчик должен хорошо понимать статью и не должен пересказывать ее близко к тексту. Если задача докладчика – объяснить статью, то задача оппонента – акцентировать внимание на проблемных местах статьи. Также оппонент готовит вопросы докладчикам и аудитории, на которых строится обсуждение статьи. Оппонент организует обсуждение самостоятельно, семинарист помогает в случае, если ему не удается модерировать дискуссию. Ответы докладчиков и слушателей на вопросы учитываются при выставлении оценки докладчикам и оппоненту. По завершении дискуссии по докладу проводится самостоятельная работа (5 минут), в рамках которой студентов просят ответить на вопрос, который освещался в докладе, либо в отчете оппонента. Студентам предлагаются на выбор темы докладов (статьи подбираются заранее преподавателями) таким образом, чтобы у каждого студента была возможность сделать доклад или выступить в роли оппонента.
- Исследовательская работаРабота над рефератом (исследовательская работа) закрепляет навыки, накопленные в ходе изучения курса, написания миниконтрольных работ и подготовки докладов. Написание реферата вырабатывает у студентов навыки, которые необходимы для написания самостоятельных исследовательских работ (например, выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций). В процессе выполнения исследовательской работы студенты применяют инструменты институциональной теории к моделированию и анализу конкретных экономических феноменов. Темы рефератов формулируются таким образом, чтобы задать студенту широкие рамки, в которых он должен поставить конкретный исследовательский вопрос (сформулировать узкую тему) и на него в работе дать ответ. Над каждой темой работает коллектив из трех человек. Они обсуждают и формулируют узкую тему исследовательской работы, подбирают академические статьи, обсуждают получаемые результаты. После сдачи исследовательских работ преподаватели проводят собеседования с авторами работ, в ходе которого авторы объясняют, почему был выбран тот или иной инструментарий, или получены такие результаты.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
- Контрольная работаКонтрольная работа проводится в начале января. В контрольную работу входят только задачи по темам «Институты в экономическом анализе», «Теория трансакционных издержек», «Теория контрактов», «Теория прав собственности», а также вопрос по онлайн-курсу "Курсера".
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.15 * Доклад + 0.225 * Исследовательская работа + 0.225 * Контрольная работа + 0.15 * Миниконтрольная работа + 0.25 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Институты, институциональные изменения и функционирование экономики, Норт, Д., 1997
- Курс институциональной экономики : институты, сети, трансакционные издержки, контракты: учебник для вузов, Кузьминов, Я. И., 2006
- Экономическое поведение и институты, Эггертссон, Т., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- ПОЛТЕРОВИЧ В.М. (1998). Институциональные Ловушки - Результат Неверной Стратегии Реформ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2B5C49BC