Бакалавриат
2020/2021
Иностранный язык (арабский)
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Мировая экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Школа востоковедения
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Боднар Сергей Николаевич
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
216
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс предназначен для студентов факультета мировой экономики и мировой политики образовательных программ: "Мировая экономика" и "Международные отношения", изучающих арабский язык на продвинутом этапе обучения (II курс). Он направлен на развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов: языковой, речевой, межкультурной и академической. Программа направлена на достижение соответствия уровня иноязычной подготовки студентов международным стандартам в обучении иностранным языкам. Цель курса - обеспечить студентов практическими знаниями современного арабского литературного языка в рамках нормативной грамматики. При изложении многоуровневых грамматических явлений используется как традиционно лингвистическая терминология, выработанная главным образом на основе греческого и латинского, так и собственно арабская. Наряду с освещением ряда узловых вопросов, даются и более глубинные теоретические сведения (лексикология, семантика, лингвопрагматика, теория и практика перевода, стилистика и др.), релевантных компетенциям (лингвистическая, прагматическая, профессиональная, инструментальная, социокультурная) образовательного потенциала уровня А2-B1.
Цель освоения дисциплины
- Обеспечение студентов теоретическими и практическими знаниями современного арабского литературного языка в рамках нормативной грамматики.
- Развитие общекультурной компетенции и формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции, входящей в состав профессиональной компетенции бакалавра в сфере экономики и международных отношений.
Планируемые результаты обучения
- Отличает и классифицирует породы правильных и неправильных глаголов.
- Спрягает правильные глаголы в настояще-будущем времени.
- Называет грамматические особенности употребления союза أن
- Называет грамматические особенности употребления прилагательных قليل и كثير.
- Заполняет анкеты с личными данными на арабском языке.
- Отличает сравнительную степень качественных имен прилагательных.
- Спрягает правильных трехсогласные глаголы в повелительном наклонении.
- Называет грамматические особенности употребления частиц обращения.
- Отличает превосходную степень качественных прилагательных.
- Образовывает усеченную форму правильного трехсогласного глагола.
- Называет грамматические особенности обстоятельств места в арабском синтаксисе.
- Называет грамматические особенности употребления союзов в арабском языке.
- Называет грамматические особенности сложноподчиненных предложений с придаточными определительными в арабском языке.
- Образовывает косвенное повеление и повеление в отрицательной форме.
- Называет грамматические особенности употребления имен числительных от 1 до 10.
- Называет грамматические особенности употребления масдаров в арабском языке,
- Называет грамматические особенности употребления глаголов "начинания" в арабском языке.
- Называет грамматические особенности употребления количественных числительных от 11 до 99.
- Называет грамматические особенности сослагательного наклонения глагола в арабском языке, спрягает правильных трехсогласные глаголы в сослагательном наклонении.
- Называет грамматические особенности употребления числительных от 100 и выше.
- Определяет глаголы производных пород.
- Называет основные значения второй и пятой пород глагола.
- Спрягает четырехсогласные глаголы в настояще-будущем времени.
- Называет грамматические особенности употребления в арабском языке оборотов долженствования и возможности действия.
- Называет грамматические особенности употребления порядковых числительных от 11 до 99.
- Называет дни недели, времена года, даты и время.
- Называет основные значения третьей и шестой пород глаголов.
- Называет грамматические особенности выражения длительности действия в прошедшем времени в арабском языке.
- Описывает простые арифметические действия на арабском языке.
- Называет основные значения седьмой и восьмой пород глаголов.
- Называет грамматические особенности употребления сложноподчиненных предложений с бессоюзными придаточными дополнительными.
- Называет основные правила арабской пунктуации.
- Называет основные значения четвертой, десятой и девятой пород глаголов.
- Называет грамматические особенности употребления частиц исключения.
- Описывает главные особенности арабо-мусульманской культуры.
- Называет общие сведения о различных странах арабского мира.
- Описывает социокультурную специфику различных стран арабского мира.
Содержание учебной дисциплины
- 2к1м1тКлассификация неправильных глаголов. Общие сведения о морфологическом словообразовании в арабском языке. Породы глаголов. Настояще-будущее время правильного трёхсогласного глагола. Образец спряжения глагола в настояще-будущем времени. Будущее время глагола. Союз أن. Употребление имён прилагательных قليل и كثير. Личные данные (анкета, язык, национальность, страна, семейное положение, возраст, адрес, профессия, образование). Текст «Поездка в Латакию». Диалог.
- 2к1м2тСравнительная степень качественных прилагательных. Повелительная форма правильного трёхсогласного глагола. Спряжение глагола в повелительной форме. Частицы обращения. Спряжение глагола كـانв настоящем-будущем времени времени. Спряжение глагола رأى в прошедшем и настояще-будущем времени. Склонение имени существительного واد . Текст «Арабская Республика Египет». Диалог.
- 2к1м3тПревосходная степень имён прилагательных. Усечённая форма правильного трёхсогласного глагола. Образец спряжения усечённой формы глагола (كتب). Обстоятельства места. Имя существительное .غـيـر Спряжение глагола - جـاء в прошедшем и настояще-будущем времени. Спряжение глагола قضى в настояще-будущем времени. Текст «Ливанская Республика». Диалог.
- 2к1м4тКраткая характеристика союзов. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Косвенное повеление. Повеление в отрицательной форме. Спряжение глагола كان в усечённой форме. Глагольная частица قـد . Лексический комментарий. Текст «В ресторане». Диалог. Речевая практика. Ситуативные упражнения. Видео- и аудиоматериалы.
- 2к2м1тИмя числительное (ألعدد). Числительные количественные один и два. Числительные количественные от трёх до десяти. Масдар. Масдар первой породы. Масдар в глагольном значении. Глаголы «начинания». Существительное .كل Спряжение глаголов رأى и جاء в усеченной форме. Существительное جميع . Текст «Приход зимы». Диалог. Текст «Дамасская международная выставка».
- 2к2м2тЧислительные количественные от 11 до 99; от 11 до 19; от 20 до 99. Сослагательное наклонение глагола. Замена глагола в сослагательном наклонении масдаром. Обстоятельства образа قضى ,جاء ,رأى ,كان действия. Спряжения глаголов в сослагательном наклонении. Спряжение глагола قضى в усечённой форме. Текст «Зимние каникулы». Диалог. Текст «Царь персов и крестьян».
- 2к2м3тЧислительные количественные от 100 и выше. Числительные количественные в определённом состоянии. Числительные порядковые от одного до десяти. Производные породы глагола. Вторая порода глагола. Основные значения второй породы. Настояще-будущее время от четырёхсогласных глаголов. Пятая порода глагола. Обороты долженствования и возможности действия. Текст «В гостинице». Диалог. Текст «Святыня в Иерусалиме».
- 2к2м4тЧислительные порядковые от 11 до 99. Числительные порядковые от 20 и выше. Обозначение времени, дней недели, месяцев, годов. Третья порода глагола. Шестая порода глагола. Выражение длительности действия в прошедшем времени. Текст «В бюро воздушных сообщений». Диалог. Текст «Абу-ль-Ала’ аль-Маарри». Речевая практика. Ситуативные упражнения. Видео- и аудиоматериалы.
- 2к3м1тПростые арифметические действия. Величины и меры измерения (вес, объём, длина, ширина, глубина, высота, температура, деньги); свойство предметов (цвет, форма, материал, назначение) и пр. Седьмая порода глагола. Восьмая порода глагола. Сложноподчинённые предложения с бессоюзным придаточным дополнительным предложением. Арабская пунктуация. Лексический комментарий. Текст «С регулировщиком движения». Диалог. Текст «Босра»
- 2к3м2тЧетвёртая порода глагола. Десятая порода глагола. Девятая порода глагола. Правильные и неправильные глаголы. Частица исключения إل .Лексический комментарий. Текст «Меблировка дома». Диалог. Текст «Портрет года». Рассказ Ихсана Абдель Куддуса.
- 2к3м3тАрабо-мусульманская культура: нравы, традиции и обычаи арабов, праздники, национальный колорит, экзотика. Текст «Рынок Хан эль-Халили», «В кофейне» и др.
- 2к4м1тАрабские страны, общие сведения: географическое положение, климат, флора и фауна, природные ресурсы, демография, одежда, быт, и др.
- 2к4м2тСтраны Магриба (Марокко, Тунис, Алжир, Ливия, Судан). Страны Машрика (Сирия, Ливан, Ирак, Палестина, Иордания, Египет). Монархии Персидского залива (Королевство Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман, ОАЭ). Социокультурная специфика /история, искусство, литература, образование, правила этикета, исламская символика и пр./. Видео- и аудиоматериалы. Беседа.
Элементы контроля
- модульная работа 1В связи с переходом на дистанционное обучение организация данного элемента контроля будет проводиться без прокторинга с использованием платформы Skype и корпоративной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
- модульная работа 2В связи с переходом на дистанционное обучение организация данного элемента контроля будет проводиться без прокторинга с использованием платформы Skype и корпоративной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
- модульная работа 3В связи с переходом на дистанционное обучение организация данного элемента контроля будет проводиться без прокторинга с использованием платформы Skype и корпоративной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
- модульная работа 4В связи с переходом на дистанционное обучение организация данного элемента контроля будет проводиться без прокторинга с использованием платформы Skype и корпоративной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
- письменная итоговая работа 2 модульВ связи с переходом на дистанционное обучение организация данного элемента контроля будет проводиться без прокторинга с использованием платформы Skype и корпоративной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
- экзамен устный 2 модульЭкзамен проводится в письменной форме на последнем занятии семестра и в устной форме во время сессии. Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/) без прокторинга. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи не более 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи от 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование другого варианта заданий.
- письменная итоговая работа 4 модульВ связи с переходом на дистанционное обучение организация данного элемента контроля будет проводиться без прокторинга с использованием платформы Skype и корпоративной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
- экзамен устный 4 модульЭкзамен проводится в письменной форме на последнем занятии семестра и в устной форме во время сессии. Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/) без прокторинга. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи не более 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи от 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование другого варианта заданий.
- домашние задания (1 семестр)В связи с переходом на дистанционное обучение организация и оценивание данного элемента контроля будут проводиться с использованием корпоративной электронной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
- домашние задания (2 семестр)В связи с переходом на дистанционное обучение организация и оценивание данного элемента контроля будут проводиться с использованием корпоративной электронной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
- посещаемость (1 семестр)В связи с переходом на дистанционный формат обучения посещаемость на занятиях будет оцениваться по наличию включенной камеры на платформе Skype.
- посещаемость (2 семестр)В связи с переходом на дистанционный формат обучения посещаемость на занятиях будет оцениваться по наличию включенной камеры на платформе Skype.
- аудиторная работа (1 семестр)В связи с переводом обучения в дистанционный формат данный элемент контроля будет организован с использованием платформы Skype.
- аудиторная работа (2 семестр)В связи с переводом обучения в дистанционный формат данный элемент контроля будет организован с использованием платформы Skype.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.1 * аудиторная работа (2 семестр) + 0.1 * домашние задания (2 семестр) + 0.2 * модульная работа 3 + 0.2 * модульная работа 4 + 0.15 * письменная итоговая работа 4 модуль + 0.1 * посещаемость (2 семестр) + 0.15 * экзамен устный 4 модуль
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.1 * аудиторная работа (1 семестр) + 0.1 * домашние задания (1 семестр) + 0.15 * модульная работа 1 + 0.15 * модульная работа 2 + 0.2 * письменная итоговая работа 2 модуль + 0.1 * посещаемость (1 семестр) + 0.2 * экзамен устный 2 модуль
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Abu-Chacra, F. (2018). Arabic : An Essential Grammar (Vol. Second edition). Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1662314
- Степанов Р.В., Кузьмин В.А. - Арабский язык: начальный курс: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 64с. - ISBN: 978-5-9765-3885-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119088
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ибрагимов, И.Д. Арабский язык. 150 диалогов : учебное пособие / И. Д. Ибрагимов. — Санкт-Петербург : КАРО, 2014. - 208 с. - ISBN 978-5-9925-0899-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1049506 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1049506