• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Современный русский язык

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Апресян Валентина Юрьевна, Ахапкина Яна Эмильевна, Левинзон Анна Иосифовна
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 124

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения курса «Современный русский язык» студенты овладевают теоретическими знаниями в области фонологии, морфологии, семантики, синтаксиса, прагматики и методами корпусных исследований русского языка, формируют практические навыки анализа русского текста с использованием современных лингвистических инструментов, рассматривают стандартные и нестандартные русские тексты. Студенты узнают об основных типологически релевантных параметрах русского языка; учатся различать «школьные» и современные научные методы анализа речи; выявлять в тексте грамматические элементы различных подсистем; с помощью лингвистических корпусов проверять свои гипотезы о свойствах языковых средств; выявлять в тексте функции грамматических и лексических средств; описывать особенности русского языка на фоне других; овладевают традиционным, используемым в школе и современным аппаратом анализа грамматики, лексики и фонетики русского языка. Курс полезен студентам, планирующим переводческое, исследовательское, преподавательское, медийное, издательское профессиональное будущее. Дисциплина включает следующие формы контроля: домашние задания, проектные исследования, контрольные работы, эссе. Курс содержит два экзамена.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Задачами освоения дисциплины являются: 1. укрепление и углубление у студентов полученных в школе знаний в области русского языка (в частности, фонетики, синтаксиса, морфологии, лексикологии); 2. формирование у студентов-филологов теоретических знаний по грамматике, семантике, прагматике и корпусным исследованиям русского языка, соответствующих уровню и методам современной описательной лингвистики; 3. формирование у студентов практических навыков правильной речи, оценки текста с точки зрения нормы и выявления элементов разговорной и диалектной речи в области морфологии и синтаксиса; 4. формирование навыков корпусного анализа русского текста с использованием современных инструментов.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: • Знать основные типологически релевантные параметры русского языка: например, синтаксический строй, порядок слов, особенности фонетической системы; • Знать различия между «школьными» и современными научными методами анализа языка и иметь представление о способах описания фонетики, морфологии, синтаксиса и семантики русского языка, а также прагматики использования языковых средств; • Знать многообразие разновидностей языка (литературной нормы, диалектов, просторечия, разговорной речи); • Уметь с помощью лингвистических корпусов проверять свои гипотезы о свойствах тех или иных языковых средств; • Уметь выявлять в тексте функции тех или иных грамматических и лексических средств, в особенности тех, которые не соответствуют общей стилистике текста; • Уметь выделять в тексте многообразие вариантов языка (в частности, элементы, находящиеся в отношениях свободного варьирования); • Уметь описывать особенности русского языка на фоне других славянских, других индоевропейских языков и языков мира в целом; • Уметь выявлять в тексте грамматические элементы различных стилистических подсистем; • Владеть традиционным, используемым в школе аппаратом анализа грамматики, лексики и фонетики русского языка; • Владеть элементами современного лингвистического инструментария анализа художественного и публицистического текста.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент осуществляет фонетический анализ текста, транскрибирование
  • Студент осуществляет морфологический анализ словоформы в предложении и тексте
  • Студент осуществляет семантический и прагматический анализ высказывания и текста
  • Студент осуществляет синтаксический анализ предложения и текста
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Уровни языка. Звуковой строй языка
    Уровни языка. Понятие нормы и идея вариативности речи. Понятие литературного языка в сопоставлении с региональными вариантами, профессиональным жаргоном, сниженными регистрами. Разговорный язык как часть литературного, его отличия от письменного книжного языка. Вариативность нормы. Функциональные стили и другие разновидности языка. Основные справочные средства по русскому языку: словари, грамматические описания, Национальный корпус русского языка. Поиск лингвистической информации, поиск примеров в Национальном корпусе. Проблема лингвистического анализа и описания устной речи и некодифицированных разновидностей языка. Язык интернета и его соотношение с нормой. Использование интернет-сайтов для анализа русского языка. Фонетика и орфоэпия. Предмет и задачи фонетики. Речевой аппарат человека. Классификация звуков по месту и способу образования. Смысл различия между гласными и согласными звуками. Вариативность произносительных норм. Диалектные особенности произношения. Фонетические особенности разговорной речи. Предмет орфоэпии. Ударение. Эволюция произносительных норм. Фонетическое освоение заимствованных слов, вариативность их произношения.
  • Морфология
    Словоизменение. Предмет морфологии. Словообразование, словоизменение и принципы их разграничения. Основные свойства словоизменительных показателей: продуктивность, сохранение частеречных и семантических признаков слова, единый механизм или набор механизмов для различных лексем, встроенность в набор близких грамматических значений. Спорные случаи: сравнительная степень прилагательных, деепричастие и причастие, вид и залог. Понятие грамматической категории и грамматического значения. Грамматические категории глагола. Время, его абсолютная и относительная интерпретации. Различие между категорией времени у финитных и у нефинитных форм глагола. Лицо и понятие предикативной категории. Связь лица с понятиями Говорящего и Наблюдателя. Согласовательное число глагола. Вид. Словообразовательная и словоизменительные трактовки. Понятия видовой пары. Бинарное видовое противопоставление и частные значения видовых форм. Глаголы, не имеющие формы одного из видов. Залог и актантная деривация. Трактовка форм на –ся в традиционных описаниях и в современных подходах. Словообразовательный и словоизменительный статус возвратных глаголов / форм. Новые образования в рамках возвратных глаголов. Грамматические категории имени. Число. Бинарное противопоставление по числу и частные значения множественного числа. Неисчисляемые имена. Ассоциативная множественность. Двойственное число, собирательные формы и их реликты в русском языке. Падеж. Словоизменение прилагательных, местоимений и числительных. Формообразование. Степени сравнения прилагательных и краткие формы. Особенности склонения числительных. Проблема частей речи: грамматический и другие подходы. Словообразование. Словообразовательные показатели русского языка. Понятие приставки, суффикса, корня, сложного слова. Словообразование русского глагола, словообразование русского имени. Классификация словообразовательных средств: по отношению к частям речи, по продуктивности. Роль морфонологических процессов в словообразовании. Проблема вариантов морфем. Сложные случаи. Словообразовательные показатели, близкие к словоизменительным. Русские отглагольные прилагательные и «псевдопричастия». Проблема нулевого знака в словообразовании и словоизменении.
  • Семантика и прагматика
    емантика. Значение языковых единиц. Семантические теории. Метаязык описания значения. Эксплицитные и имплицитные компоненты значения. Пресуппозиция, ассерция. взаимодействие значений. Сферы действия лексических единиц. Наблюдатель. Модальная рамка. Языковая аномалия. Полисемия. Лексические функции. Синонимы, антонимы, конверсивы. Теория референции. Прагматика
  • Синтаксис
    Синтаксис. Предмет и задачи синтаксиса. Синтаксические единицы разного объёма: слово и словосочетание (группа), предложение, проблема единиц, больших, чем предложение. Простое предложение в русском языке. Синтаксические категории глаголов и существительных: согласование глагола и подлежащего, падеж существительного. Русский язык в основных синтаксических классификациях: синтаксический строй, порядок слов, локус маркирования и морфологическая техника. Подлежащее. Основные признаки: маркирование именительным падежом, глагольное согласование. Другие признаки подлежащего: контроль рефлексива, контроль плавающих квантификаторов. Статус подлежащих у групп, маркированных косвенными падежами. Понятие безличной конструкции. Типы безличных конструкций. Прямое дополнение. Основные признаки: маркирование винительным падежом. Пассивизация. Другие критерии: дистрибутивные группы с по, генитив объекта при отрицании. Статус локативных и темпоральных зависимых в винительном падеже. Сложное предложение. Смысловые типы сложного предложения. Понятия сентенциального определения, актанта и сирконстанта.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторные письменные (включая контрольные) работы по темам курса, защита проекта
    В случае пропуска даты подачи работы по уважительной причине работа подается в течение недели после даты, в которую студент приступил к занятиям после пропуска, но не позднее 10 дней до начала сессии.
  • неблокирующий Домашние письменные работы по темам курса, включая эссе.
    В случае пропуска даты подачи работы по уважительной причине работа подается в течение недели после даты, в которую студент приступил к занятиям после пропуска, но не позднее 10 дней до начала сессии.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в письменной форме, продолжительность 1.5 часа, начинается и завершается согласно расписанию. Студент получает вопрос по эл. почте и по истечении 1.5 часов направляет ответ преподавателю по эл. почте в виде редактируемого файла doc, названного фамилией студента. Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе gmail. К экзамену (по эл. почте) необходимо подключиться по расписанию. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: иметь выход в интернет. Для участия в экзамене студент обязан: получить задание и прислать его по эл. почте через полтора часа. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Нарушения связи во время экзамена не считается нарушением регламента.
  • неблокирующий Экзамен
    Пересдается по общим правилам университета.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторные письменные (включая контрольные) работы по темам курса, защита проекта + 0.25 * Домашние письменные работы по темам курса, включая эссе. + 0.5 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Аудиторные письменные (включая контрольные) работы по темам курса, защита проекта + 0.25 * Домашние письменные работы по темам курса, включая эссе. + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2011
  • Введение в общий синтаксис : учебник, Тестелец, Я. Г., 2001
  • Общая морфология : введение в проблематику, учебное пособие, 4-е изд., 383 с., Плунгян, В. А., 2012
  • Общая морфология : введение в проблематику: учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2010
  • Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян, В. А., 2010
  • Семантика : учебник для вузов, Кронгауз, М. А., 2005
  • Современный русский литературный язык : фонетика, орфоэпия, графика и орфография: учеб. пособие для вузов, Князев, С. В., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Грамматическая семантика : русский язык в типологической перспективе, Князев, Ю. П., 2007
  • Современный русский литературный язык : учебник для вузов, Лекант, П. А., 2004
  • Современный русский язык : учебник для вузов, Лекант, П. А., 2002