• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Современный русский язык

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Зевахина Наталья Александровна, Летучий Александр Борисович, Михайлов Степан Кириллович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 88

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина нацелена на то, чтобы познакомить студентов с современными методами описания русской морфологии и русского синтаксиса. В морфологической части рассматриваются словообразование и словоизменение, в частности, такие сложные для описания черты русской морфологии, как нулевые показатели, периферийные граммемы падежа, нестандартные прочтения категории числа. В синтаксической части анализируются как общесинтаксические проблемы типа иерархии глагольных зависимых, так и более специальные, например, нулевая связка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знание основных подходов к описанию русской грамматики
  • Умение выявлять в русском языке типологически распространённые и редкие черты
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные типы русских морфем, владеет набором морфологических операций, способен обсуждать подходы к порядку русских аффиксов
  • Владеет способами описания словообразования, знает основные типы показателей, их значения и формальные свойства.
  • Знает особенности русской именной парадигмы, основные и периферийные падежные значения, семантику числовых форм.
  • Владеет приёмами описания глагольных и адъективных категорий
  • Умеет назвать основные холистические характеристики и обосновать их релевантность.
  • Владеет способами определения приоритетного актанта.
  • Знает разницу между подъёмом и контролем, умеет различить их на конкретных примерах.
  • Владеет критериями различения разных типов полипредикативных конструкций.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Морфемика русского языка: допустимые и недопустимые операции, типы морфем
    В рамках темы рассказывается о типах морфем русского языка (префиксы, суффиксы), о статусе циркумфиксов. Обсуждаются возможные и невозможные операции: в частности, среди нестандартных операций - усечение как грамматических механизм ("подружиться" - "подружить", "улыбнуться" - "улыбнуть"). Обсуждаются модели порядка аффиксов в словоформе. Наконец, рассматривается статус нуля в морфологическом описании русского языка.
  • Словообразование
    Рассматриваются свойства словообразования, отличающие его от словоизменения. Показывается промежуточный статус некоторых случаев ("-ся", аспектуальные приставки типа "про" "прогулять два часа"). Обсуждается противопоставление словообразование с изменением и без изменения частеречных характеристик. Анализируются свойства нуля при словообразовании.
  • Русское именное словоизменение
    Обсуждаются типы склонения, периферийные падежные значения, значения категории числа. Рассматриваются единицы, промежуточные между именем и глаголом (причастия, отглагольные прилагательные).
  • Русское глагольное и адъективное словоизменение
    Рассматривается выражение и функциональное наполнение времени, лица, числа, рода при глаголе, словоизменительных типов, а также степеней прилагательных.
  • Холистические характеристики русского синтаксиса
    Рассматриваются синтаксические характеристики, важные для широких групп явлений: аккузативный строй, референтная (а не ролевая) ориентация, порядок слов.
  • Синтаксический приоритет
    Рассматриваются способы выявления приоритетной составляющей: тесты на подлежащее, на приоритетное (прямое дополнение). В частности, говорится о связывании рефлексивов и реципроков, контроле PRO, депиктивов и т.д.
  • Подъём и контроль
    Обсуждаются типы конструкций с подчинённым инфинитивом: с контролем PRO и с подъёмом аргумента в главную клаузу. Показывается, что в русском языке нет классического подъёма, однако некоторые конструкции (с предикативами, с полувспомогательными глаголами) по некоторым критериям ведут себя как конструкции подъёма.
  • Полипредикация
    Обсуждается противопоставление сочинения и подчинения, внутри подчинения - сентенциальных актантов, сирконстантов и определений. Рассматриваются различающие их тесты и проблемные случаи.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной и письменной форме (2 письменных вопроса, устный ответ). Экзамен проводится на платформе Zoom. К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон при написании письменного ответа, при устном ответе и подготовке к нему. Во время экзамена студентам запрещено: обсуждать друг с другом ответы. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться любыми источниками по курсу. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие связи в течение 15 или менее минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие связи в течение более чем 15 минут. При долговременном нарушении связи студент может продолжить участие в экзамене после остальных сдающих. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * активность на семинарах + 0.1 * Домашнее задание + 0.15 * домашнее задание + 0.1 * домашнее задание + 0.2 * контрольная работа + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Carnie, A. (2012). Syntax : A Generative Introduction (Vol. 3rd ed). Chichester: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531592
  • Haspelmath, M. (2014). Comparative syntax. Europe, Europe: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5BE52A01
  • Лекант П. А., Канафьева А. В. - СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС. СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 232с. - ISBN: 978-5-534-06571-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-russkiy-yazyk-sintaksis-sbornik-uprazhneniy-437371
  • Лекант П. А., Самсонов Н. Б. ; Под ред. Леканта П.А. - РУССКИЙ ЯЗЫК 3-е изд., испр. и доп. Справочник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 246с. - ISBN: 978-5-534-06698-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-412284
  • Лобачева Н. А. - РУССКИЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 127с. - ISBN: 978-5-534-07705-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-sintaksis-punktuaciya-438029
  • Современный русский язык : лексика, фразеология, морфология: учебник для вузов, Рахманова, Л. И., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Семантика : учебник для вузов, Кронгауз, М. А., 2005