Бакалавриат
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Проблемы экономического развития стран БРИКС"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Мировая экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент мировой экономики
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Морозкина Александра Константиновна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
Научный семинар нацелен на формирование целостного представления о месте и роли стран БРИКС в мировой экономике, а также об истории, развитии, текущих вызовах и перспективах группы. В преддверии председательства России в БРИКС в 2020 году студенты узнают об экономических моделях стран БРИКС, основах экономической повестки группы и месте объединения в системе глобального управления и международных институтах. Акцент будет сделан на развитие навыков ведения дискуссии и критической оценки научных и аналитических материалов по вопросам, связанным с БРИКС. Студенты будут работать с исследовательскими публикациями, аналитическими обзорами и статистическими данными по тематике БРИКС. В рамках семинара студенты будут иметь возможность воспроизвести работу делегаций стран БРИКС на «ролевом» саммите БРИКС, поучаствовать в дебатах и принять итоговую «декларацию».
Цель освоения дисциплины
- Формирование целостного представления о месте и роли стран БРИКС в мировой экономике, а также об истории, развитии, текущих вызовах и перспективах группы
- Обзор ключевых проблем развития стран БРИКС, основных факторов, способствующих развитию стран и препятствующих ему
- Формирование навыка самостоятельной работы с макроэкономической статистикой на примере стран БРИКС
Планируемые результаты обучения
- Сравнивает динамику основных показателей стран БРИКС
- Сравнивает подходы к развитию БРИКС. Оценивает повестку БРИКС в области реформы глобальной финансовой архитектуры.
- Сравнивает географическую и товарную структуру торговли стран БРИКС. Интерпретирует основные положения стратегии экономического сотрудничества БРИКС.
- Сравнивает географическую и отраслевую структуру инвестиций стран БРИКС. Оценивает деятельность Нового банка развития.
- Определяет основные особенности экономической модели Китая.
- Определяет основные особенности экономической модели Индии.
- Определяет основные особенности экономической модели Бразилии.
- Определяет основные особенности экономической модели ЮАР.
- Определяет основные особенности экономической модели России.
- Формулирует основные позиции стран БРИКС, показывает навыки презентации собственных суждений и ведения дискуссии
- Выделяет основные проблемы стран БРИКС в социальной сфере, включая здравоохранение, образование, социальную защиту.
- Оценивает потребности и возможности стран БРИКС в финансировании инфраструктуры.
- Сравнивает модели содействия развитию стран БРИКС, знает отличия от моделей стран КСР.
- Называет участников формата БРИКС+
Содержание учебной дисциплины
- БРИКС: история создания и место в мировой экономикеВозникновение термина БРИК. Первые официальные встречи (на полях ООН, первый саммит в Екатеринбурге). Расширение БРИК и принятие ЮАР в 2011 г. Обзор основных соглашений (меморандум о сотрудничестве национальных банков развития, рамочное соглашение о финансовом сотрудничестве в рамках межбанковского механизма БРИКС, соглашение о создании НБР и Пула валютных резервов, стратегия экономического сотрудничества БРИКС, создание сетевого университета и другие). Динамика основных макроэкономических показателей стран БРИКС. Прогноз экономического развития стран БРИКС.
- БРИКС в системе глобального управления. Текущие вызовы и перспективы развития БРИКСКритика БРИКС и противоречия внутри группы. Общие проблемы: ловушка среднего уровня дохода, региональное и социальное неравенство. Дискуссия о направлениях развития: институционализация, расширение состава, реализация совместных проектов, создание платежной системы. Повестка БРИКС в области реформы глобальной финансовой архитектуры. Место БРИКС в международных организациях. Потенциальные направления участия БРИКС в глобальном управлении
- Сотрудничество в торговле. Стратегия экономического сотрудничества стран БРИКС.Динамика внутригрупповой торговли стран БРИКС. Стратегия экономического сотрудничества БРИКС: перспективные направления внутригрупповой торговли. Лучшие практики БРИКС.
- Сотрудничество в инвестиционной сфере. Новый банк развитияДинамика внутригрупповых инвестиций стран БРИКС. Стратегия экономического сотрудничества БРИКС: перспективные направления внутригрупповых инвестиций. Роль Нового банка развития в стимулировании сотрудничества в инвестиционной сфере
- Экономическая модель КитаяМесто Китая в мире. Текущие структурные изменения в экономике Китая. Роль государства в развитии экономики Китая
- Экономическая модель ИндииМесто Индии в мире. Структура экономики Индии. Особенности социальной структуры в Индии. Основные причины замедления экономического роста Индии
- Экономическая модель БразилииМесто Бразилии в мире. Социально-политический и экономический кризис в Бразилии. Драйверы экономического роста в Бразилии в среднесрочной перспективе
- Экономическая модель ЮАРМесто ЮАР в мире. Особенности социальной структуры в ЮАР. Драйверы экономического роста в ЮАР в среднесрочной перспективе
- Экономическая модель РоссииМесто России в мире. Причины замедления роста экономики России. Потенциальная модель роста
- Модель БРИКСВыступление участников и позиции стран. Дискуссия участников. Принятие «декларации» БРИКС
- Сотрудничество в социальной сфереОсобенности социальной структуры стран БРИКС. Бедность и неравенство в странах БРИКС. Сотрудничество в области образования и здравоохранения
- Инфраструктура в странах БРИКСТекущий уровень развития инфраструктуры в странах БРИКС. Прогноз развития инфраструктуры в странах БРИКС, инфраструктурный разрыв. Потенциальные источники финансирования новой инфраструктуры. Роль НБР, АБИИ и других банков развития
- Модели содействия развитию стран БРИКССодействие развитию: «традиционные» и «новые» доноры. Страны БРИКС как доноры и реципиенты. Динамика содействия развитию со стороны стран БРИКС. Особенности предоставления помощи со стороны стран БРИКС
- БРИКС+: сотрудничество с другими организациямиКонцепция БРИКС+. Региональные партнеры на саммитах БРИКС 2013-2018 гг. Сотрудничество Нового банка развития с Евразийским банком развития и Азиатским банком инфраструктурных инвестиций. Перспективы развития концепции БРИКС+
Элементы контроля
- ЭкзаменЭкзамен проводится на платформе Skype. Студенты обязаны прислать свои логины за день до экзамена и подключиться к платформе не менее чем за 15 минут до начала экзамена. Наличие видеосвязи обязательно.
- Презентация
- Модель
- Оценка за аудиторную работу