Магистратура
2020/2021




Психоаналитическая психотерапия пациентов с разным уровнем психического функционирования
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Психоанализ и психоаналитическая психотерапия)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Евсеева Маргарита Леонидовна
Прогр. обучения:
Психоанализ и психоаналитическая психотерапия
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Основной целью освоения дисциплины является формирование представлений студентов об основных теоретических и практических проблемах современного психоанализа. По итогам курса, слушатели получат: представление об основных принципах психоаналитического лечения; знания системы базовых понятий психологии, психоанализа, содержания различных подходов и отраслей психологии, задач, решаемые ею; умение применять фундаментальные психологические, психоаналитические знания в своей профессиональной практической деятельности. В результате изучения студент должен: Знать: о современных теоретических проблемах психоанализа; о современных практических проблемах психоанализа. основные философско-методологические психоаналитического подхода, лечения; современные проблемы и тенденции развития теоретической и прикладной психологии; основные методы и специфические особенности проведения научного исследования в области психологии, психоанализа. Уметь: реализовывать методологические принципы психологической науки в исследовательской и практической деятельности; анализировать и сопоставлять психологические теории в динамике развития психологической науки, психоаналитического консультирования; планировать и осуществлять научное исследование, психоаналитическое консультирование, статистически обрабатывать результаты работы и давать им содержательную интерпретацию; Владеть: основами методологии научного психологического познания при работе с индивидом, группами, сообществами; критериями и приемами выбора адекватного математического обеспечения научно-исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины
- Основной целью освоения дисциплины является формирование представлений студентов об основных теоретических и практических проблемах современного психоанализа.
Планируемые результаты обучения
- Знать: о современных теоретических проблемах психоанализа; о современных практических проблемах психоанализа. основные философско-методологические психоаналитического подхода, лечения; современные проблемы и тенденции развития теоретической и прикладной психологии; основные методы и специфические особенности проведения научного исследования в области психологии, психоанализа.
Содержание учебной дисциплины
- Часть 1. Теоретические принципы психоаналитического подхода. Теория и стратегия психоаналитической техники. Роль терапевтической стратегии в психоаналитической технике. Стратегические и тактические выборы стратегии аналитической работы в различных школах современного психоанализа. Стратегии аналитической терапии различных психических расстройств. Систематическая стратегия интерпреации в психоаналитическом лечении. Критический анализ Кохутианской стратегии анализа. Сравнительный анализ стратегий психоаналитической техники Кохута и Кернберга.
- Часть 2. Практические принципы психоаналитического подхода.Концепция интрапсихического кофликта: расширенная модель. Зависимость выбора стратегии психоаналитической техники от представлений аналитика о способах формирования терапевтического союза. Что, как, и когда интерпретировать. Стратегия психоаналитической техники и анализ. Аналитическая поверхность как стартовая точка процесса интерпретации. Преимущества и возможности стратегии аналитической техники.
- Часть 3. Аналитические техникиЧетыре типа, концепции «поверхностной» стратегии аналитической техники. Ограничения и пределы терапевтического воздействия психоанализа. Теория и техника. Главный фокус аналитической работы Перенос, контрперенос в «здесь-и-сейчас». Два типа интерпретаций: интерпретация сопротивления осознанию переноса и интерпретация сопротивления разрешению переноса, их цели и соответствующая техника аналитической работы. Ранняя интерпретация переноса в ситуации “здесь-и-теперь” – процесс проработки сопротивления осознанию переноса и мобилизация тем самым у пациента осознания переноса, что делает его активным участником пси-хоанализа. Вторичное значение генетических и экстратрансферентных интерпретаций. Смещение внимания вовне и в прошлое - общий способ, используемый и аналитиком и пациентом, чтобы избежать интенсивного напряжения трансферентной связи в «здесь-и-сейчас». Тактические и стратегические сопротивления по Стоуну. Техническая и теоретическая проблема: интерпретация прошлого в сравнении с интерпретацией “здесь и сейчас”. Перенос как точка взаимодействия прошлого и настоящего. Необходимость анализа “здесь-и-сейчас” для эффективной реконструкции раннего психического развития в ходе психоаналитического процесса.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.5 * работы в формате письменного эссе + 0.5 * работы в формате письменного эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в психоанализ : лекции, Фрейд, З., 2001
- Введение в психоанализ : лекции, Фрейд, З., 2006
- Введение в психоанализ : лекции, Фрейд, З., 2008
- Гуревич П. С. - ПСИХОАНАЛИЗ. Т. 1. ФРЕЙДИЗМ И НЕОФРЕЙДИЗМ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 531с. - ISBN: 978-5-9916-2964-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihoanaliz-t-1-freydizm-i-neofreydizm-425250
- Гуревич П. С. - ПСИХОАНАЛИЗ. Т. 2. СОВРЕМЕННАЯ ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для магистров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 564с. - ISBN: 978-5-9916-2965-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihoanaliz-t-2-sovremennaya-glubinnaya-psihologiya-426097
- Социальная психология. Теория и практика : учебник для вузов, Корягина, Н. А., 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Психология личности : принципы общепсихологического анализа: учебник для вузов, Асмолов, А. Г., 2002