Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Психоаналитическая психотерапия пациентов с разным уровнем психического функционирования

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Психоанализ и психоаналитическая психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Основной целью освоения дисциплины является формирование представлений студентов об основных теоретических и практических проблемах современного психоанализа. По итогам курса, слушатели получат:  представление об основных принципах психоаналитического лечения;  знания системы базовых понятий психологии, психоанализа, содержания различных подходов и отраслей психологии, задач, решаемые ею;  умение применять фундаментальные психологические, психоаналитические знания в своей профессиональной практической деятельности. В результате изучения студент должен: Знать:  о современных теоретических проблемах психоанализа;  о современных практических проблемах психоанализа.  основные философско-методологические психоаналитического подхода, лечения;  современные проблемы и тенденции развития теоретической и прикладной психологии;  основные методы и специфические особенности проведения научного исследования в области психологии, психоанализа. Уметь:  реализовывать методологические принципы психологической науки в исследовательской и практической деятельности;  анализировать и сопоставлять психологические теории в динамике развития психологической науки, психоаналитического консультирования;  планировать и осуществлять научное исследование, психоаналитическое консультирование,  статистически обрабатывать результаты работы и давать им содержательную интерпретацию; Владеть:  основами методологии научного психологического познания при работе с индивидом, группами, сообществами;  критериями и приемами выбора адекватного математического обеспечения научно-исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью освоения дисциплины является формирование представлений студентов об основных теоретических и практических проблемах современного психоанализа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать:  о современных теоретических проблемах психоанализа;  о современных практических проблемах психоанализа.  основные философско-методологические психоаналитического подхода, лечения;  современные проблемы и тенденции развития теоретической и прикладной психологии;  основные методы и специфические особенности проведения научного исследования в области психологии, психоанализа.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Часть 1. Теоретические принципы психоаналитического подхода.
     Теория и стратегия психоаналитической техники.  Роль терапевтической стратегии в психоаналитической технике.  Стратегические и тактические выборы стратегии аналитической работы в различных школах современного психоанализа.  Стратегии аналитической терапии различных психических расстройств.  Систематическая стратегия интерпреации в психоаналитическом лечении.  Критический анализ Кохутианской стратегии анализа.  Сравнительный анализ стратегий психоаналитической техники Кохута и Кернберга.
  • Часть 2. Практические принципы психоаналитического подхода.
    Концепция интрапсихического кофликта: расширенная модель.  Зависимость выбора стратегии психоаналитической техники от представлений аналитика о способах формирования терапевтического союза. Что, как, и когда интерпретировать.  Стратегия психоаналитической техники и анализ.  Аналитическая поверхность как стартовая точка процесса интерпретации.  Преимущества и возможности стратегии аналитической техники.
  • Часть 3. Аналитические техники
    Четыре типа, концепции «поверхностной» стратегии аналитической техники.  Ограничения и пределы терапевтического воздействия психоанализа.  Теория и техника.  Главный фокус аналитической работы  Перенос, контрперенос в «здесь-и-сейчас».  Два типа интерпретаций: интерпретация сопротивления осознанию переноса и интерпретация сопротивления разрешению переноса, их цели и соответствующая техника аналитической работы.  Ранняя интерпретация переноса в ситуации “здесь-и-теперь” – процесс проработки сопротивления осознанию переноса и мобилизация тем самым у пациента осознания переноса, что делает его активным участником пси-хоанализа.  Вторичное значение генетических и экстратрансферентных интерпретаций.  Смещение внимания вовне и в прошлое - общий способ, используемый и аналитиком и пациентом, чтобы избежать интенсивного напряжения трансферентной связи в «здесь-и-сейчас».  Тактические и стратегические сопротивления по Стоуну.  Техническая и теоретическая проблема: интерпретация прошлого в сравнении с интерпретацией “здесь и сейчас”.  Перенос как точка взаимодействия прошлого и настоящего.  Необходимость анализа “здесь-и-сейчас” для эффективной реконструкции раннего психического развития в ходе психоаналитического процесса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работы в формате письменного эссе
  • неблокирующий работы в формате письменного эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * работы в формате письменного эссе + 0.5 * работы в формате письменного эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в психоанализ : лекции, Фрейд, З., 2001
  • Введение в психоанализ : лекции, Фрейд, З., 2006
  • Введение в психоанализ : лекции, Фрейд, З., 2008
  • Гуревич П. С. - ПСИХОАНАЛИЗ. Т. 1. ФРЕЙДИЗМ И НЕОФРЕЙДИЗМ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 531с. - ISBN: 978-5-9916-2964-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihoanaliz-t-1-freydizm-i-neofreydizm-425250
  • Гуревич П. С. - ПСИХОАНАЛИЗ. Т. 2. СОВРЕМЕННАЯ ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для магистров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 564с. - ISBN: 978-5-9916-2965-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihoanaliz-t-2-sovremennaya-glubinnaya-psihologiya-426097
  • Социальная психология. Теория и практика : учебник для вузов, Корягина, Н. А., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология личности : принципы общепсихологического анализа: учебник для вузов, Асмолов, А. Г., 2002