• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Философия науки и техники

Статус: Курс обязательный (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Князева Елена Николаевна, Кузин Иван Александрович, Сидорина Татьяна Юрьевна, Терехович Владислав Эрикович, Чепурин Кирилл Валериевич, Чернавин Георгий Игоревич
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 88

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к базовой части блока профессиональных дисциплин образовательной̆ программы «Философия» и является обязательной. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: История западной философия до середины ХХ века, Логика, Философия культуры, Философия истории. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: способностью понимать и реферировать специальную литературу, способностью грамотно выстраивать коммуникацию, знаниями истории философии, представлением и ходе исторического развития в XVI-XXI вв. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: Философия религии, Методология научного исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение основных понятий и концепций философии науки и философии техники, понимание общей проблематики дисциплины, а также ознакомление с основными доктринами, разработанными как отечественными, так и западными мыслителями
  • Введение в проблематику обращения философии к проблеме техники от классиков Нового времени (Гоббс, Декарт) до современности, изучение основных типов рефлексии о науке от Античности до философии науки XX века
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты владеют навыками работы с первоисточниками по заданной тематике
  • Студенты знают типологические характеристики междисциплинарных исследовательских областей (универсальный эволюционизм, Большая история, синергетика, биосемиотика, эволюционная эпистемология, энактивизм, eco-evo-devo перспектива), роль междисциплинарности в стимулировании динамики развития и роста современного научного знания, продуцирования научных, технических и культурных инноваций.
  • Студенты знают классические концепции в области философии науки и философии техники и их взаимосвязь с более общими философскими программами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предмет и проблематика философии техники. Начала философии техники в классической философии.
    1.1. «Техника»: истоки и эволюция понятия, современная трактовка. Техника как предмет философских рассуждений. Г. Рополь: является ли техника философской проблемой? Техника в трудах античных мыслителей. Вопрос о технике в работах философов Нового времени (Т. Гоббс, Р. Декарт, Ж. Ламетри и др.). Метафора машины власти в «Левиафане» Т. Гоббса. 1.2 Определение техники, эволюция понятия. Широкая и узкая трактовка техники. Методология и антропология техники. Гуманитарное направление философии техники. Природа технического знания. Техника и наука. Техника и искусство. 1.3 Концепции, обусловленные развитием техники. Государство всеобщего благосостояния, массовое общество, общество потребления. Глобальные проблемы как следствие технической экспансии. 1.4 Антропологическая альтернатива вызовам техники. Технологический оптимизм и конвергентные технологии. Технологическая сингулярность. Развитие философии техники в работах российских ученых и образовательных программах российских вузов.
  • Тема 2. Технический прогресс и его социально-культурные последствия. Технократическая концепция
    2.1 Понятие технического прогресса. История и периодизация научно-технических революций. А. Сен-Симон и новая религия «ньютонизм». Генезис технократической концепции. 2.2 Развитие технократической концепции в XX в. Х. Ленк «Размышления о современной технике»: типология технократии. 2.3 Техническая экспансия и беспокойство философов. О. Шпенглер: «Человек и техника». «Закат Европы», культура и цивилизация. Нарастание критического отношения к технике. Э. Фромм, К. Манхейм, Т. Лессинг, Н. Бердяев и др. 2.4 Критика технократической концепции в работах отечественных и западноевропейских мыслителей. М. Хайдеггер: «Вопрос о технике», «Поворот». Т. Рошак: «Истоки контркультуры», П. Вышеславцев «Кризис индустриальной культуры».
  • Тема 3. Технократический социальный проект: утопия, антиутопия, философская антропология
    3.1 Техника в социальной утопии. Отечественные мыслители – авторы социальных проектов: Н. Чернышевский, Я. Окунев, А. Чаянов, А. Богданов. 3.2 Русский космизм: Идеи К.Э. Циолковского. Социальные утопии и научно-фантастические труды русских космистов. 3.3 Технократическая антиутопия. Возникновении жанра антиутопии. Технократический характер антиутопии. Антиутопии в отечественной и иностранной литературе. Характеристики и роль техники как ключевого фактора антиутопии. Техника и власть. 3.4 Антропология техники и мир антиутопии. Мегамашина Л. Мамфорда. Психологический портрет человека массы Х. Ортеги-и-Гассета. Общие основания техкнократического социального проекта и антиутопического романа.
  • Тема 4. Технооптимизм, технопессимизм и технореализм
    4.1 Как относиться к техническому прогрессу и развитию технологий? Техницизм, новый техницизм. Концепции периодизации технического развития: У. Ростоу, Д. Белл. Концепция трех волн А. Тоффлера и др. 4.2 Новый техницизм, технооптимизм. Технооптимизм в СССР и современной России. 4.3 Антитехницизм. Бунт Г. Маркузе. Ж. Эллюль: политико-техническая революция. Техника становится Богом. 4.4 Технопессимизм: Д. Харауэй: «Манифест киборгов». Техноборцы: Е. Морозов и др. Манифест технореализма. Техника: pro et contra. Концепция Э. Мунье.
  • Тема 5. Техника и труд в современном обществе
    5.1. Феномен «конца труда в его классическом понимании». З. Бауман: «Индивидуализированное общество», «Текучая современность». Общество тотальной неопределенности. 5.2 Homo faber. Техник & рабочий. Э. Юнгер: «Рабочий. Господство и гештальт». Х. Аренд: «Vita active, или о деятельной жизни». М. Шелер: «Положение человека в космосе». 5.3. Сопротивление техническому развитию. Труд & машина. Луддизм и неолуддизм. Технотерроризм Т. Качинского. 5.4 Техника определяет характер современного труда. Труд в XXI веке: новые перспективы. Прекарный труд и техника. Нематериальный труд. А. Горц «Нематериальное». Тотальное освобождение труда. Чем занять человека? Креативный класс. Посттрудовое будущее. Н. Срничек, А. Уильямс «Изобретая будущее. Посткапитализм и мир без труда».
  • Тема 6. Наше техническое будущее
    6.1. Проблема усовершенствования человека. Трансгуманизм: pro et contra. Н. Бостром: концепция постчеловека. Иммортализм. Этические аспекты трансгуманизма. Опасность кибернетического бессмертия. 6.2 8.2 Социальный катастрофизм Дж. Урри: «Как выглядит будущее?». Неизвестность будущего. Футурологические прогнозы. Антропоцен. Б. Браттон: «Терраформирование». Программа по искусственному технологическому регулированию экологии Земли. 6.3 Тренды технического развития. К. Келли: «Неизбежно». 12 трендов: трансформация, поток, сканирование, предоставление доступа, совместное использование, фильтрация, смешивание, взаимодействие, отслеживание, постановка вопросов, начало. 6.4. Искусственный интеллект: изменения неизбежны. Понятие искусственного интеллекта. Определение Дж. Маккарти. Мыслить по-другому. Сотрудничество человека с машиной. Симбиоз роботов и людей. Н. Бостром «Искусственный интеллект». Будущее технокультуры.
  • Общие вопросы философии науки. Тема 1. Теория и эксперимент. Научный метод.
    Проблема индукции и ее решение К. Поппером. Верификация и фальсификация. Проблема демаркации научного знания. Функции и структура научной теории. Онтология научной теории. Способы обоснования гипотез и теорий. Гипотетико-дедуктивная модель. Ограничения наблюдений, измерений и экспериментов. Теоретическая нагруженность наблюдений. Недоопределенность теории опытом. Тезис Дюгема-Куйана. «Решающие эксперименты». Ad hoc гипотезы. Критерии научности. Научный метод и его ограничения в реальной науке.
  • Общие вопросы философии науки. Тема 2. Научное познание и реальность.
    Теоретические понятия и идеализированные объекты. Наблюдаемые и ненаблюдаемые объекты. Наивный реализм, инструментализм, конвенционализм. Три тезиса научного реализма и их критика. Аргумент «нет чудес». Пессимистическая мета-индукция. Конструктивный эмпиризм Б. ван Фраассена. Экспериментальный реализм Я. Хакинга и Н. Картрайт. Эпистемический и онтический структурный реализм.
  • Общие вопросы философии науки. Тема 3. Эволюция научного познания. Конкуренция теорий.
    Сравнение моделей эволюции науки. Теория научных революций Т. Куна. Парадигма или дисциплинарная матрица. Несоизмеримость парадигм. Научное объяснение. Дедуктивно-номологическая модель. Критерии выбора конкурирующих теорий. Критерии научности и псевдонаука.
  • Философия естествознания. Тема 6. Теория систем как перспективная междисциплинарная научная программа
    История становления и развития, фундаментальные понятия и представления, методологическая и интегративная роль в научных исследованиях.
  • Философия естествознания. Тема 1. Философские проблемы физики и космологии.
    Эволюция философских оснований физических парадигм: механистической, классического поля, релятивисткой и квантовой. Отличия представлений о реальности объектов, пространстве, времени и причинности. Проблема бесконечной делимости пространства, времени и объектов. Философские категории потенциального и актуального в физике. Как квантовая механика меняет наше отношение к реальности. Философские проблемы возникновения и эволюции Вселенной.
  • Философия естествознания. Тема 3. Философия биологии
    Проблемы сущности жизни и происхождения жизни. Методологические принципы неклассической биологии. Концепция геннокультурной коэволюции. Биология как мост к социальным наукам: проблемы социобиологии (биополитики) и биосемиотики.
  • Философия естествознания. Тема 4. Философия здоровья и биоэтика
    Современные биомедицинские технологии и проблемы конструирования человека.
  • Философия естествознания. Тема 5. Междисциплинарность как характеристика современного научного знания
    Современные междисциплинарные исследовательские программы (универсальный эволюционизм, eco-evo-devo-перспектива, Big History, расширенный экологический подход).
  • Философия гуманитарных наук. Тема 1. Проблема границ языка (Лингвистика)
    Теория лингвистической относительности Сепира-Уорфа.
  • Философия гуманитарных наук. Тема 2. Проблема возможности перевода (Переводоведение)
    Теория перевода Вальтера Беньямина.
  • Философия гуманитарных наук. Тема 3. Проблема чтения (Литературоведение)
    Экзистенциальный анализ чтения Ж.-П. Сартра.
  • Философия гуманитарных наук. Тема 4. Проблема письма (Литературоведение)
    Экзистенциальный анализ письма Ж.-П. Сартра
  • Философия гуманитарных наук. Тема 5. Проблема понимания (Герменевтика)
    Философские проблемы герменевтики.
  • Философия гуманитарных наук. Тема 6. Проблема устной истории (История)
    Философские аспекты истории как науки.
  • Философия гуманитарных наук. Тема 7. Проблема историографии (История)
    Философские проблемы источниковедения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Раздел 1. Философия техники. (1) Оценка посещения и работы на семинарах
  • неблокирующий Раздел 1. Философия техники. (2) Эссе
  • неблокирующий Раздел 1. Философия техники. (4) Письменный экзамен
  • неблокирующий Раздел 2. Философия науки (1). Философия естествознания. Оценка посещения и активности (2 модуль).
  • неблокирующий Раздел 2. Философия науки (2). Философия естествознания. Эссе (2 модуль).
  • неблокирующий Раздел 2. Философия науки (4). Устный экзамен в дистанционном формате (3 модуль)
    Особенности проведения экзамена в дистанционном формате: 1. Дата и время проведения экзамена определяется расписанием. Экзамен проходит на платформе Zoom. 2. Во время сдачи экзамена в Zoom-конференции включение видео и аудио связи является обязательным. Производится аудио и видео запись. Перед началом экзамена преподаватель может попросить студента показать на камеру свой паспорт. Все время сдачи экзамена студент обязан находиться в поле видимости камеры, ни с кем не разговаривает, лицо студента хорошо освещено. 3. О невозможности присутствовать на экзамене по причине болезни студент должен предупредить преподавателя до конца экзамена и в течение 3 учебных дней предоставить в учебный офис подтверждающие документы. Если причина признана учебным офисом уважительной, студенту может быть предоставлена возможность пересдачи экзамена в другую дату. 4. Студент имеет право отлучиться на 5 минут от камеры, если заранее предупредит преподавателя в чате конференции. Если во время любого этапа экзамена студент без предупреждения отключил видео или аудио связь, вышел из поля видимости камеры, разговаривает или другим способом общается с посторонними или другим способом нарушает правила проведения экзамена, то это являетсяоснованием для прекращения проведения экзамена для студента и проставления оценки за экзамен «0». 5. Если во время любого этапа экзамена у студента произошло нарушение связи, студент обязан сообщить об этом преподавателю по корпоративной почте с указанием периода и причин отключения, а в случае восстановления подключения — в чате Zoom-конференции. 6. В случае кратковременного (не более 10 минут) нарушения связи преподаватель может предоставить возможность продолжить выполнение задания. В случае долговременного (более 10 минут) нарушения связи преподаватель может предоставить возможность сдать экзамен позже в этот же день. Если связь не была восстановлена во время экзамена, студент должен сообщить об этом преподавателю и в учебный офис с указанием периода и причин отключения, а также предоставить в учебный офис подтверждающие документы (ответ от провайдера, скриншот проблемы, объяснительная студента и т.д.). Если причина признана учебным офисом уважительной, студенту может быть предоставлена возможность пересдачи экзамена в другую дату.
  • неблокирующий Раздел 1. Философия техники. (3) Автоматическое тестирование по результатм прослушанных лекций
  • неблокирующий Раздел 2. Философия науки (3). Философия гуманитарных наук. Накопленная оценка (3 модуль)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * Раздел 1. Философия техники. (1) Оценка посещения и работы на семинарах + 0.3 * Раздел 1. Философия техники. (2) Эссе + 0.1 * Раздел 1. Философия техники. (3) Автоматическое тестирование по результатм прослушанных лекций + 0.2 * Раздел 1. Философия техники. (4) Письменный экзамен
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.333 * Промежуточная аттестация (1 модуль) + 0.1 * Раздел 2. Философия науки (1). Философия естествознания. Оценка посещения и активности (2 модуль). + 0.1 * Раздел 2. Философия науки (2). Философия естествознания. Эссе (2 модуль). + 0.2 * Раздел 2. Философия науки (3). Философия гуманитарных наук. Накопленная оценка (3 модуль) + 0.267 * Раздел 2. Философия науки (4). Устный экзамен в дистанционном формате (3 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Zimmermann, E. W. (1934). MAN AND TECHNICS. A CONTRIBUTION TO A PHILOSOPHY OF LIFE/TECHNICS AND CIVILIZATION (Book). Social Forces, 13(1), 145–149. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=13570003
  • Гоббс Т. - LEVIATHAN IN 2 VOLUMES. V 1. ЛЕВИАФАН В 2 Т. ТОМ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-06074-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/leviathan-in-2-volumes-v-1-leviafan-v-2-t-tom-1-441701
  • Гоббс Т. - LEVIATHAN IN 2 VOLUMES. V 2. ЛЕВИАФАН В 2 Т. ТОМ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 266с. - ISBN: 978-5-534-06076-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/leviathan-in-2-volumes-v-2-leviafan-v-2-t-tom-2-441782
  • Избранные произведения по философии и методологии науки, Лакатос, И., 2008
  • Лебедев С. А. - МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 153с. - ISBN: 978-5-534-00588-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-nauchnogo-poznaniya-434162
  • Логика и рост научного знания : избр. работы, Поппер, К. Р., 1983
  • Розин В. М. - ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 296с. - ISBN: 978-5-534-05511-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-tehniki-441386
  • Социология техники: учебное пособие / А.Л. Андреев, П.А. Бутырин, В.Г. Горохов. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 288 с.: ил.; 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-192-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/177777
  • Структура научных революций, Кун, Т., 2003
  • Философия : учебник для гуманитарных и социально - экономических специальностей, Губин, В. Д., 2012
  • Хайдеггер Мартин. (n.d.). Отрешенность. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fotreshennost
  • Черняк В.З - История и философия техники. Учебное пособие - КноРус - 2015 - 572с. - ISBN: 978-5-406-03974-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929481
  • Шпенглер О. ; Пер. Франковский А. А. - ЗАКАТ ЕВРОПЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 237с. - ISBN: 978-5-534-08643-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/zakat-evropy-441443
  • Энгельмейер П.К. - Философия техники  - Издательство "Лань" - 2013 - 93с. - ISBN: 978-5-507-37199-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/43893

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Rufo, K. (2004). Spectral mediations rhetoric, philosophy, and the thinking of originary technics /. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.OCLC.oai.xtcat.oclc.org.OCLCNo.62136230
  • Spengler, O. (2017). Routledge Revivals: Man and Technics (1932) : A Contribution to a Philosophy of Life. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1417452
  • The scientific image, Van Fraassen, B. C., 1980
  • Tim Maudlin. (2007). The Metaphysics Within Physics. OUP Oxford.
  • Вечность : в поисках окончательной теории времени, Кэрролл, Ш., 2017
  • Декарт Р. ; Пер. Пиков В. И. - ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА УМА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 97с. - ISBN: 978-5-534-07153-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravila-dlya-rukovodstva-uma-422145
  • Математические начала натуральной философии, Ньютон, И., 2014
  • Наука в свободном обществе, Фейерабенд, П., 2010
  • Оруэлл, Д. 1984 : книга для чтения на английском языке : худож. литература / Д. Оруэлл. — Санкт-Петербург : КАРО, 2018. - 384 с. - (Modern Prose). - ISBN 978-5-9925-1234-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1046163
  • Структура реальности : наука параллельных вселенных: пер. с англ., Дойч, Д., 2018
  • Физика и реальность : сб. статей, Эйнштейн, А., 1965
  • Философия : учебник, , 2017
  • Философия техники: история и современность. – М., 1997. – 284 с. ISBN 5-201-01931-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/347215