• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Основы политологии и коммуникации в политических процессах и институтах

Статус: Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Журавлев Дмитрий Анатольевич, Репина Екатерина Анатольевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Основы политологии и коммуникации в политических процессах и институтах» предполагает изучение коммуникации как ключевого компонента политических процессов и связующего звена между властью и обществом. В фокусе внимания находятся вопросы, связанные с пониманием коммуникации как на уровне общих закономерностей коммуникационных процессов, происходящих в рамках политической системы, так и на уровне микрогрупп и индивидов как объектов целенаправленного информационного воздействия. Актуальность курса обусловлена требованием времени. На рубеже веков, когда СМИ получили серьезное развитие и политические акторы в процессе завоевания и удержания власти используют множество каналов и средств для передачи сообщений с целью воздействия на аудиторию, возрастает необходимость подготовки специалистов, чья деятельность концентрируется на изучении и управлении процессами коммуникации в политической сфере. В задачи курса входит знакомство студентов с теоретическими концепциями и моделями политической коммуникации, предоставление знаний о способах организации информационного взаимодействия в сфере политики, об особенностях политического дискурса и текста, формирование представлений о государственной информационной политике, об особенностях отношений государства и медиаструктур и влиянии элит на общественное мнение и политическое поведение. В процессе изучения дисциплины студенты научатся анализировать избирательные и информационно-коммуникационные кампании, направленные на достижение политических целей, планировать в соответствии с поставленными задачами поток политической информации, распространяемый с помощью различных каналов и средств, прогнозировать последствия политической коммуникации. Курс является базовым для специализации «Политическая коммуникация».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является знакомство студентов с основами науки о политике как особой сфере, связанной с властными отношениями и политической организацией общества, а также с коммуникацией как ключевым политическим процессом и связующим звеном между государством, элитой и обществом. В фокусе внимания находятся вопросы, связанные с пониманием сущности и функций политической коммуникации, а также способов организации политического дискурса в зависимости от отношений между различными участниками политического процесса: политическими субъектами, политическими акторами, медиа и др.. Особое внимание уделяется исследованию того, как теоретические концепции и модели политической коммуникации реализуются в системе властно-управленческих отношений, т.е. на практике. В рамках практических занятий студенты научатся анализировать и моделировать политические кампании, а также распознавать источники, каналы, способы и средства передачи информации в рамках политического взаимодействия. Навыки анализа и моделирования информационно-коммуникационных процессов в политической сфере студенты получают благодаря включению самых разных форматов организации учебного процесса – деловых игр, кейс-стади, решения ситуационных задач и др..
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимать сущность и структуру политики, анализировать политические взаимоотношения и ценности, знать политические институты и нормы, модели поведения и механизмы принятия решений.
  • Знать специфику и функции политической коммуникации, уметь применять на практике теории и базовые модели политической коммуникации.
  • Знать, что такое политическая картина мира, распознавать установки и стереотипы массового сознания, понимать механизмы влияния на сознание и поведение массовой аудитории, роль символов в политической коммуникации, а также функции и роль СМИ в политическом процессе.
  • Знать, что представляет собой вербальная и невербальная политическая коммуникация. Различать политический дискурс и текст, знать язык политики, жанровые особенности. Владеть навыками подготовки политического текста. Уметь распознавать политическую метафору, эвфемизмы, фейки, мемы.
  • Уметь анализировать и моделировать политическую кампанию, в частности, распознавать характерные для политической деятельности коммуникативные стратегии и тактики. Понимать, как управлять кризисом в политической кампании. Знать особенности работы политического консультанта.
  • Понимать сущность и функции политической пропаганды и агитации, знать особенности пропагандистских информационных технологий. Распознавать используемый в политической кампании инструментарий (слухи, политическая мода, политический PR, политическая реклама, информационный лоббизм). Анализировать и давать оценку эффективности имиджа политика.
  • Понимать особенности информационного общества и глобальной информационно-коммуникационной среды. Знать возможности интернет-пространства для политиков и политически активных граждан.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Политика как особая сфера жизнедеятельности людей.
    Изменяющийся миропорядок, глобализация и регионализация: тенденции и перспективы. Политика и политическая власть: объекты, мотивы подчинения, ресурсы. Теория элит. Формы правления и территориального устройства. Унитаризм и федерализм как принципы государственного устройства. Политические системы и режимы, их преимущества и недостатки, условия изменения и смены. Общая модель политической системы Д. Истона. Идеи К.Дойча как основоположника общей теории политической коммуникации. Институты политической системы. Государство и гражданское общество как главные элементы системы. Что такое идеология. Лоббизм как политический институт и понятия «группы интересов» и «группы давления». Авторитарные и переходные режимы. Демократический политический режим. Политическое устройство и политическая система РФ. Политический процесс как совокупность видов деятельности участников политических отношений. Выборы и типы избирательных систем. Политические партии (их типы и функции) и партийные системы. Политический спектр. Оппозиция: её типы и роль в политическом процессе. Электоральное поведение.
  • Коммуникация как ключевой политический процесс.
    Коммуникация как связующее звено между государством, элитой и обществом. Двухступенчатый и многоступенчатый характер политической коммуникации. Общественное сознание, общественное мнение, массовые политические настроения: соотношение понятий. Концепция У.Липпмана в книге «Общественное мнение» и её важность для современной политической коммуникации. Модель ограниченного воздействия Дж.Клаппера в современных политических условиях. Теория повестки дня как инструмент в политической коммуникации. Роль общества в принятии решений согласно теории использования и удовлетворения. Информационное поле как ключевой сегмент политической коммуникации и уровни взаимодействия в нем. Роль и функции СМИ в структуре политической коммуникации: власть СМИ и власть над СМИ. Современные СМИ как «посредник между хозяевами и теми, кто от них зависит». Общество как активный реципиент: модель медиазависимости С.Болл-Рокеш и М. де Флера и теория селективной экспозиции. Осмысление и практическое применение теорий «влияния СМИ»: теория волшебной пули, теория аккумуляции, теория спирали молчания, теория культивирования, теория искажения.
  • Психологический аспект политической коммуникации.
    Социальный конструктивизм и символический интеракционизм как важнейшие социально-психологические теории в политической коммуникации. Концепция политического действия как символического М.Эдельмана. «Психологические проблемы массовых информационных процессов» Ю.А.Шерковина. Понятие конформизма. Политическая картина мира. Механизмы реализации стратегии формирования и сохранения образа мира: идентификация, стереотипизация, атрибуция. Осмысление теории социальной идентичности Г.Тэшфела и теории самокатегоризации Д.Тернера. Установки и стереотипы политического сознания: роль, структура, функции, свойства. Теория установки Д.Н.Узнадзе и «парадокс Лапьера». Механизмы психологического воздействия на общественное сознание (убеждение, внушение, заражение, подражание) и возможности их использования. Механизм заражения по А.Назаретяну.
  • Лингвистический аспект политической коммуникации.
    Знаки в политической коммуникации и их сочетание как символы. Вербальная политическая коммуникация. Политический язык, политическая речь, политический текст, политический дискурс. Стратегические задачи политического текста. Формы выражения сведений по А.А.Леонтьеву. Жанры, жанровые особенности политического текста и дискурса. Политическая метафора как форма символического выражения мыслей. Слоган - суть политической идеи. Игра со смыслами в политической коммуникации. Создание информационного повода. Особенности контент-анализа политического дискурса. Невербальная политическая коммуникация: особенности, способы кодирования невербальных сообщений, знаковые системы. Креолизованный текст в политической коммуникации: виды, особенности, функции. Роль мемов в политической коммуникации.
  • Политическая кампания и бизнес политического консультирования.
    Что такое современная политическая кампания: стратегическое планирование, фандрайзинг, содержательный и организационный аспекты. Профессии имиджмейкера и политконсультанта. Избирательная кампания как форма политической деятельности. Информационно-коммуникационная кампания в политике. Негативная политическая кампания. Управление кризисом в политической кампании. Понятие информационной войны.
  • «Ремесла» в политической коммуникации.
    Немаркетинговые способы организации политического дискурса: пропаганда и агитация. «Пропаганда» Э.Бернейса и современный взгляд на пропагандистскую машину. Маркетинговые способы организации политического дискурса. Пропаганда, политический PR и политическая реклама: соотношение понятий. Политический имиджмейкинг. Слухи как вид неформальной массовой политической коммуникации. Мода как инструмент в политике. Информационный лоббизм и особенности GR-коммуникаций. Роль видеороликов и фильмов в политической коммуникации.
  • Особенности дигитализации политической сферы.
    Роль интернета в политике: аргументы «за» и «против». Государственная информационная политика и её особенности в области информационной безопасности. Электронное правительство. Политическая интернет-кампания: интернет-стратегия, работа с онлайн-ресурсами, содержательный и организационный аспекты. Особенности работы в соцсетях и блогосфере. Мобилизация общественного мнения. Постправда и фейковые новости в политическом дискурсе. Политический имидж в интернете.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практическое задание.
    В итоговую формулу включается среднее арифметическое за все практические задания.
  • неблокирующий Анализ политической кампании.
    Студенты готовят анализ предложенной политической кампании и представляют его на семинаре в формате компьютерной презентации, дополненной устными комментариями.
  • неблокирующий Контрольная работа.
    Письменный тест в формате multiple choice. Ответы на вопросы предполагают выбор одного или нескольких правильных вариантов из списка предложенных. Оценка результатов теста выставляется по десятибалльной системе. Вес вопросов одинаковый. Время на каждый вопрос не ограничено. Общий регламент: 1 час 20 минут (одна пара). Содержание вопросов и заданий письменной контрольной работы совпадает с содержанием разделов дисциплины.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Анализ политической кампании. + 0.4 * Контрольная работа. + 0.3 * Практическое задание.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кузнецов, П.А. Политическая реклама. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П.А. Кузнецов. — М. : ЮНИТИ-ДАНА,2017. - 127 с. - ISBN 978-5-238-01830-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028537
  • Политическая коммуникация: опыт мультимодального и критического дискурс-анализа: Монография / Детинко Ю.И., Куликова Л.В. - Краснояр.:СФУ, 2017. - 168 с.: ISBN 978-5-7638-3468-0

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алексеева А.О., Вартанова Е.Л., Круглова Л.А. - Интернет-СМИ: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2013 - 348с. - ISBN: 978-5-7567-0542-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68827
  • Деркач А. А., Лаптев Л. Г. - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 591с. - ISBN: 978-5-9916-3032-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/politicheskaya-psihologiya-425908
  • Соловьев А.И. - Политология: учебник для вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2017 - 242с. - ISBN: 978-5-7567-0909-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97258
  • Чудинов А.П. - Политическая лингвистика: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 255с. - ISBN: 978-5-89349-897-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109594