• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Эмоционально-фокусированная терапия пар

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Системная семейная психотерапия)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Системная семейная психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины «Эмоционально-фокусированная терапия пар» является знакомство с основными постулатами и методическими принципами эмоционально-фокусированного подхода, его использования в работе с супружескими парами. Студенты осваивают историю создания и современное состояние развития подхода, основные стадии и шаги работы с супружескими парами, методы и техники, которые применяются в подходе. В рамках тренинга студенты осваивают на практике методики и техники эмоционально-фокусированной работы с парами. Цель освоения этой дисциплины- привить студентам навыки системной работы с супружескими парами, используя эмоционально-фокусированный подход; навыки системного мышления и системной работы в терапии пар, имеющих проблемные отношения, способность понимать специфику данной работы, владеть техниками и практическими методами при работе с соответствующими сложностями в паре.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • привить студентам навыки системной работы с супружескими парами, используя эмоционально-фокусированный подход; навыки системного мышления и системной работы в терапии пар, имеющих проблемные отношения, способность понимать специфику данной работы, владеть техниками и практическими методами при работе с соответствующими сложностями в паре.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать философию, постулаты, методические принципы и историю эмоционально-фокусированного подхода. Обладать навыками системного мышления при работе с проблемами супружеских пар.
  • студент может определять тип привязанности и позиции партнёров в негативном цикле, распознавать первичные и вторичные эмоции каждого партнера, вести полилог в ситуации эмоциональной напряженности, взаимодействует с парой, находящейся в стрессе и нуждающейся в помощи. Способен разработать базу в соответствии с протоколом для дальнейшей работы с парой.
  • студент осваивает навык ведения терапевтического интервью по выявлению негативного цикла с парой. Студент умеет проводить диагностику и проводить интервенции по отслеживанию и изменению цикла взаимодействия в паре. Способен сформировать обратную связь относительно негативного цикла, и запланировать дальнейшие интервенции для клиентов.
  • Студент осваивает практические навыки по применению техник по эмоциональному вовлечению партнёров, умеет использовать эмпатическое предположения, формировать инсценировки.
  • Знать и уметь использовать модель RISSSC. Быть способным вести прием, быть сфокусированным на непризнаваемых эмоциях партнеров, проводить работу по эмоциональному вовлечению партнеров, опираясь на модель эмоционально-фокусированного подхода.
  • Знать виды травм привязанности, уметь диагностировать их в каждом случае для конкретной пары. Студент в результате освоения темы способен провести работу по налаживанию отношений после травмы привязанности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Введение
    История возникновения подхода, лидеры направления. Философия ЭФТ: гуманистические и системные принципы как основа подхода. Роль эмоций как основной движущей силы изменений в терапии пар.
  • 2. Теоретические основы ЭФТ
    Модель ЭФТ. Принципы работы и методологические установки модели эмоционально-фокусированной терапии пар. Основные положения теории привязанности (Дж.Боулби). Системные представления как основа первой стадии подхода, изменения первого и второго порядка. Классификация негативных циклов (по С.Джонсон). Ключевые поворотные моменты в ЭФТ. Первичные и вторичные эмоции негативного цикла. Протокол работы, выявление противопоказаний. Схема первичной диагностики на первой встрече.
  • 3. Стадии и шаги ЭФТ
    3.1 Три стадии и девять шагов терапевта в ЭФ подходе. Основные задачи на каждом этапе работы. 3.2 Пошаговое изучение стадий терапии. Стадия 1. Деэскалация конфликта. Диагностика: определение негативного цикла и непризнанных потребностей. Стадия 2. Изменение паттернов взаимодействия. Создание позитивного цикла. Вовлечение отстраняющегося партнёра и смягчение преследующего. Стадия 3. Консолидация нового опыта.
  • 4. Техники эмоционально-фокусированного подхода
    Основные техники и их применение в работе супружеской парой. Техники работы с эмоциональным опытом: отражение, подтверждение, эмпатическое предположение, «пробуждающие» вопросы о переживаниях и техника усиления. Техники прочерчивания и отражения паттернов и циклов взаимодействий. Рефреминг проблем в терминах потребностей привязанности и циклов взаимодействий. Инсценировки.
  • 5. Поворотные события ЭФТ
    Модель RISSSC. Эмоциональное вовлечение и инсценировки. Виды инсценировок. Техника «Ловля пули». Практические занятия – просмотр учебного фильма. Анализ тактик терапевта по углублению эмоционального опыта каждого из партнеров и организации нового типа взаимодействий между ними с использованием инсценировок.
  • 6. Особые случаи: работа с травмами привязанности в парной терапии
    Понятие травмы привязанности. Типы супружеских измен. Особенности использования ЭФТ в работе с супружеской изменой. Терапевтическая работа по исцелению травм привязанности – 7 шагов исцеления в ЭФТ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Коллоквиум
  • блокирующий Отработка практических навыков
  • неблокирующий устный экзамен
  • неблокирующий Коллоквиум
  • блокирующий Отработка практических навыков
  • неблокирующий устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Коллоквиум + 0.25 * Отработка практических навыков + 0.5 * устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бриш К.Х. - Терапия нарушений привязанности. От теории к практике - ООО "Когито-центр" - 2012 - 316с. - ISBN: 978-5-89353-363-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109268
  • Нейпир О., Витакер К. - Семья в кризисе: Опыт терапии одной семьи, преобразивший всю ее жизнь - ООО "Когито-центр" - 2005 - 344с. - ISBN: 5-89353-139-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109117

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Методы современной психотерапии : учеб. пособие, Черников, А. В., 2001
  • Привязанность, Боулби, Дж., 2003