• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Вспомогательные исторические дисциплины

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Античность)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Борисов Виктор Евгеньевич, Данилевский Игорь Николаевич, Добровольский Дмитрий Анатольевич, Казаков Роман Борисович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 82

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на выработку базовых навыков работы с историческими источниками — чтения оригинальных рукописных текстов, интерпретации хронологических указаний, результатов измерений, выраженных в традиционных системах мер и весов, данных о ценах и т.п. Усвоение данных навыков является первым этапом обучения «ремеслу историка».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление с эмпирической основой исторического знания и путями его верификации
  • выработка навыков анализа исторических источников
  • подготовка студентов к самостоятельной научно-исследовательской работе в архивах и библиотеках, а также к популяризации исторического знания
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дает определение исторического источника как реализованного продукта целенаправленной деятельности человека (группы людей).
  • Характеризует значение атрибуции, интерпретации и синтеза как этапов исторического исследования.
  • Объясняет значение палеографического, кодикологического и филигранологического анализа в атрибукции исторических источников.
  • Характеризует основные этапы развития русской письменности, различает важнейшие типы почерков (устав, полуустав, скоропись, слитное письмо).
  • Читает (по факсимиле) письменные исторические источники и транскрибирует их в соответствии с принятыми правилами
  • Характеризует основные требования к научным и научно-популярным изданиям исторических источников
  • Транскрибирует тексты исторических источников в соответствии с принятыми правилами
  • Характеризует астрономическую и биологическую основу календаря
  • Переводит даты между различными системами летосчисления
  • Характеризует основные тенденции в эволюции принципов измерения и системы мер с древнейших времен до наших дней
  • Переводит данные о длине, объеме, весе, площади и стоимости между различными системами мер и денежного счета
  • Характеризует значение родственных связей в обществах различных типов
  • Опознает исторические и современные гербы ключевых европейских стран
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Природа исторического знания
    Раскрывается роль исторического источника как основы знания о прошлом. Характеризуется круг задач исторического исследования — включая атрибуцию источников, их интерпретацию и построение исторического нарратива.
  • Архивоведение и археография
    Характеризуются логика архивного поиска, предмет и объект архивоведения и археографии, типы изданий исторических источников и принципы передачи текста в зависимости от типа издания. Рассматриваются технологии презентации исторических источников в машиночитаемой форме (TEI XML).
  • Палеография
    Раскрывается значение внешних признаков для атрибуции письменных исторических источников, характеризуются приемы палеографического, кодикологического и филигранологического анализа. Описываются основные материалы и орудия письма в их исторической эволюции. Излагается история кириллического письма от момента изобретения до нынешних дней. Формируется навык чтения кириллических рукописей с древнейших времен до наших дней.
  • Историческая хронология
    Рассматриваются биологическая и астрономическая основа времяисчисления. Формируется представление об истории календарей с древнейших времен до наших дней (с особым акцентом на своеобразие систем летосчисления на Руси и в России). Вырабатываются навыки перевода дат между различными системами летосчисления.
  • Генеалогия и геральдика
    Раскрывается роль родственных связей в структуре архаических и современных обществ. Рассматриваются гербы как визуальное выражение родственных связей и политических идеологий. Вырабатываются навыки интерпретации символической информации, заложенной в гербе как феномене культуры.
  • Историческая метрология
    Рассматривается эволюция принципов измерения и систем мер с древнейших времен до Новейшего времени. Даются сведения об эволюции системы денежного счета в России (IX–XXI вв.) Вырабатываются навыки перевода с древнерусских систем мер на современные.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме и состоит из трех частей: (1) краткий ответ на три конкретных вопроса по материалам лекционного курса, (2) задача по исторической хронологии / метрологии, (3) рукописный текст для чтения. Задания распределяются по билетам. Каждая часть экзамена оценивается от 0 до 10 баллов. Общая оценка за экзамен определяется как среднее арифметическое оценок за каждую из его частей. Если значение оценки за экзамен не является целым числом, то перед вычислением итоговой оценки по курсу значение оценки за экзамен округляется к ближайшему целому.
  • неблокирующий Самостоятельная работа № 1
  • неблокирующий Самостоятельная работа № 2
  • неблокирующий Самостоятельная работа № 3
  • неблокирующий Опрос на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Опрос на семинарских занятиях + 0.1 * Самостоятельная работа № 1 + 0.1 * Самостоятельная работа № 2 + 0.1 * Самостоятельная работа № 3 + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Вспомогательные исторические дисциплины: нумизматика, геральдика : учебное пособие / В.В. Шевцов, А.Н. Полухин ; под общ. ред. В.В. Шевцова. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 76 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1048457
  • Русское кириллическое письмо XI - XVIII вв. : учеб. пособие, Чекунова, А. Е., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Арсеньев Ю.В. - Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 гг. - Издательские архивы - 1908 - 355с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/912223
  • коллектив - Азбука и скоропись XVII века для наглядного изучения. (альбом снимков азбуки, отдельных слов и текстов) - Издательские архивы - 1875 - 144с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/912694
  • Лакиер А.Б. - Русская геральдика. Ч.1-2 - Издательские архивы - 1855 - 713с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/912224
  • Сивкова Е.А., Глухих Н.В., Новоселова Н.А. - Скоропись XVIII века: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 82с. - ISBN: 978-5-9765-3725-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/110803