Магистратура
2020/2021




Нарративная практика в семейной психотерапии с детьми и с парами
Статус:
Курс по выбору (Системная семейная психотерапия)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Ильинская Ксения Юрьевна
Прогр. обучения:
Системная семейная психотерапия
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Освоение данной дисциплины позволит студентам применять методологию и инструменты нарративной практики в ситуациях работы с семьями в разных ситуациях, применять разработанный в нарративной практике арсенал методик в ситуации консультирования группы, а также разнообразит возможности консультирования включением элементов письменной практики
Цель освоения дисциплины
- Знакомство со взглядами нарративной практики на семью, ее членов, место проблемы в семейной системе
- знакомство с методами работы нарративной практики с семьей, ее методологией
- Знакомство с методами работы с детьми, взглядами нарративной практикой на позицию ребенка в семейной системе, особенностями консультирования детей, работой с детско-родительской подсистемой.
- Освоение методов работы с парами, возможностями нарративной практики в ситуациях острых конфликтов
- Освоение инструментов работы с парами, семьями, детьми
Планируемые результаты обучения
- возможность проанализировать студентом случая работы с семьей в перспективе нарративной практики
- Усвоение возможных нарративных ходов и вопросов для ребенка отдельно и для совместного разговора с ребенком и его родителями
- Освоение методики нарративной работы в разговоре с парой, особенностей работы в ситуации конфликта
- Ознакомление с многообразием терапевтических документов, моментов их включения в терапевтическую работу, наработка навыков создания терапевтических писем
Содержание учебной дисциплины
- Особенности семейного консультирования в нарративной практикеОсобенности понимания семьи в нарративной практике. Применение основных принципов нарративного подхода для работы с семьей. Позиция терапевта по отношению к семье. Состоятельность и компетентность семьи. Проблема как нечто внешнее по отношению к семье. Семья как некоторая «команда» по решению проблемы. Поиск общего в индивидуальных проблемных и предпочитаемых историях по отношению к проблеме. Техники, демонстрирующие данные взгляды. Поиск следов предпочитаемой истории. «Отсутствующее, но подразумеваемое». Двойное слушание. Его возможности. Поиск уникальных эпизодов. Упражнения и симуляции приема по отработке представленных техник. Самостоятельная работа предполагает возможность студента ознакомиться с литературой по теме, разбираемой на семинаре, возможность углубить собственные знание с помощью собственного анализа литературы, проведение самостоятельно упражнения, написание отчета о проведенной работе дома.
- Работа с детьми в нарративной практикеОтношение к ребенку в нарративном консультировании. Уважение к позиции ребенка. Выбор совместного языка, понятного для ребенка. Общее поле обсуждение между ребенком и взрослыми. Одинаковые права участия в обсуждении у взрослых и детей. Ориентация на ребенка. Особенности экстернализации при разговоре со всей семьей. Знакомство со специфическими техниками работы с детьми: расспрашивание про ребенка без проблемы, техники вовлечения ребенка в разговор, применение рисунков, игр. Игрушки, как соведущие. Отработка техник.
- Психологическое консультирование парОсобенности работы с парами. Возможности нарративного консультирования в ситуации конфликта сторон. Техники установления диалога. Джозеф Эрон и Томанс Лунд. Техника внешних свидетелей для работы с парой. Ее разновидности. Отработка техник. Симулированные приемы. Возможности побывать в разных ролях.
- Создание терапевтических документовПисьменные практики в работе психологического консультанта. Место документов в современном мире. Психологические документы. Цели и особенности. Задачи, которые могут решаться за счет письменных документов. Виды документов. Принципы их составления. Отработка навыков написания писем.
Элементы контроля
- письменная работа 1 по анализу семейной истории с перспективы нарративной практики
- письменная работа 2 по анализу работы с семьей с ребенком с перспективы нарратиной практики
- письменная работа 3 по описанию конкретного случая работы с парой
- письменная работа 4. Терапевтическое письмо клиенту
- экзамен
- письменная работа 1 по анализу семейной истории с перспективы нарративной практики
- письменная работа 2 по анализу работы с семьей с ребенком с перспективы нарратиной практики
- письменная работа 3 по описанию конкретного случая работы с парой
- письменная работа 4. Терапевтическое письмо клиенту
- экзамен
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.125 * письменная работа 1 по анализу семейной истории с перспективы нарративной практики + 0.125 * письменная работа 2 по анализу работы с семьей с ребенком с перспективы нарратиной практики + 0.125 * письменная работа 3 по описанию конкретного случая работы с парой + 0.125 * письменная работа 4. Терапевтическое письмо клиенту + 0.5 * экзамен