• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Административно-правовое регулирование сферы коммуникаций

Статус: Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Административно-правовое регулирование сферы коммуникаций» направлена на формирование у студентов теоретических знаний и профессиональных компетенций, связанных с пониманием и решением правовых вопросов в сфере рекламной деятельности. Учебный курс рассчитан на 1 модуль, содержит рекомендуемую литературу, а также необходимые для изучения нормативно-правовое акты. В качестве промежуточного контроля предполагается письменный тест, решение кейсов, деловая игра и письменный экзамен по пройденному материалу. За время обучения студент в том числе научится использовать и учитывать юридические возможности и ограничения при производстве, размещении, распространении коммерческой, политической и социальной рекламы, деятельности СМИ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов теоретических знаний и профессиональных компетенций, связанных с пониманием и решением правовых вопросов в сфере рекламной деятельности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные понятия и категории российского рекламного законодательства, порядок и механизмы регулирования рынка рекламных услуг в России и за рубежом
  • Знает общие требования российского законодательства к регулированию рынка рекламных услуг, может оценить на корректность использование образов и текстовых сообщений в рекламных материалах, при наличии нарушений студент может указать на них, предложить варианты изменений.
  • Знает общие и специальные требования российского законодательства к регулированию рынка рекламных услуг. Дает правовую оценку информационным и рекламным материалам, корректно перечисляет возможные варианты ответственности сторон и способов устранения нарушений (при наличии).
  • Знает понятие, виды и механизмы регулирования спонсорской рекламы. Приводит примеры из правоприменительной практики. Корректно выявляет правонарушения и предлагает обоснованные способы их устранения.
  • Знает понятия, виды и механизмы регулирования политической рекламы и предвыборной агитации. Знает законодательные акты, приводит примеры из правоприменительной практики по теме семинарского занятия. Корректно выявляет правонарушения и предлагает обоснованные способы их устранения.
  • Знает основные правовые категории и государственно-правовые явления (темы 1—9).
  • В рамках деловой игры в интерактивном формате проверяется знание и понимание студентом тем 1—11. Студент также демонстрирует знание законодательных актов, регулирующих коммуникационную сферу и рынок рекламных услуг, участвует в групповой дискуссии по предложенным кейсам.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1. Российское рекламное законодательство (темы 1-2)
    Тема 1. Российское рекламное законодательство. Реклама: понятие, юридические признаки, виды. Предмет и система курса. Основные понятия. Рекламное право, как совокупность правовых норм конституционного, административного, гражданского и др. отраслей права, регулирующих отношения в сфере производства и распространения рекламы. Специфика рекламного законодательства. Разграничение компетенции РФ и субъектов РФ в сфере регулирования рекламы. Международный кодекс рекламной деятельности. Федеральный закон от 13.03.2006 с послед изм. и доп. N 38-ФЗ "О рекламе". Реклама как правовое явление. Специфика понятия информации в различных науках. Понятие рекламы, признаки. Виды информации, не подпадающие под действие Федерального закона о рекламе. Виды рекламы. Общие требования к рекламе. Недобросовестная, недостоверная реклама. Тема 2. Правовой статус рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. Правовой статус субъектов рекламной деятельности. Организационно-правовые формы субъектов рекламной деятельности. Права и обязанности субъектов рекламной деятельности. Ответственность субъектов рекламной деятельности.
  • Блок 2. Общие требования к рекламе (тема 3)
    Тема 3. Общие требования к рекламе. Реклама алкогольной продукции. Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, биологически активных добавок. Реклама основанных на риске игр и пари. Реклама финансовых услуг и ценных бумаг. Требования к содержанию рекламы; требования к средствам распространения рекламы; требования к рекламным акциям. Права потребителей. Степень ответственности СМИ за содержание распространяемых рекламных сообщений. Контрреклама.
  • Блок 3. Специальные требования к рекламе (тема 4)
    Тема 4. Специальные требования к рекламе в целях защиты несовершеннолетних. Требования к содержанию рекламы. Требования к средствам распространения рекламы. Требования к рекламным акциям. Понятие и классификация информационной продукции для несовершеннолетних. Ответственность за нарушения законодательства о рекламе.
  • Блок 4. Система регулирования и контроль в сфере рекламной деятельности (тема 5)
    Тема 5. Система регулирования и контроль в сфере рекламной деятельности. Государственное регулирование и контроль рекламной деятельности в Российской Федерации. Антимонопольные органы. Роль экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе. Налоговое регулирование. Международный кодекс рекламной практики и Российский рекламный кодекс. Саморегулирование в сфере рекламы в РФ. Принципы саморегулирования. Зарубежный опыт саморегулирования в сфере рекламной деятельности.
  • Блок 5. Спонсорская реклама (тема 6)
    Тема 6. Спонсорская реклама. Понятие и содержание спонсорства. Спонсор. Спонсорская реклама, понятие и виды. Спортивное спонсорство: ограничения и возможности.
  • Блок 6. Правовое регулирование политической рекламы и предвыборной агитации. Правовое регулирование социальной рекламы. Договоры. (темы 7-9)
    Тема 7. Правовое регулирование политической рекламы и предвыборной агитации. Политическая реклама как базовая правовая категория, выделяются ее признаки, типология и субъекты. Соотношение понятий «пропаганда», «политическая реклама», «информирование избирателей», «предвыборная агитация». Определяются законодательные требования к политической рекламе в Российской Федерации и за рубежом. Скрытая политическая реклама. Предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума как разновидность политической рекламы. Особенности правового регулирования предвыборных агитационных кампаний на ТВ и радио, в печатных изданиях, во время проведения публичных мероприятий. Специальные требования к созданию, выпуску и распространению печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, а также к распространению результатов социологических исследований в рамках избирательной кампании. Правовые требования к средствам массовой информации и к журналистам при осуществлении информирования избирателей и проведении предвыборной агитации. Наиболее показательные избирательные споры в сфере предвыборной агитации. Тема 8. Правовое регулирование социальной рекламы: проблема общественного интереса и его экспертизы. Понятие, цели и признаки социальной рекламы. Типология социальной рекламы. Понятие благотворительной деятельности. Объекты и субъекты правоотношений в сфере социальной рекламы. Юридические возможности и ограничения при производстве, размещении, распространении социальной рекламы. Особенности правового регулирования социальной рекламы в России и за рубежом. Тема 9. Договоры в сфере рекламной деятельности. Понятия договора, сделки. Содержание договоров. Правовое регулирование договоров в сфере рекламы. Виды договоров. Порядок заключения, изменения, расторжения договоров. Договоры в сфере политической рекламы. Содержание договоров. Договор подряда. Договор возмездного оказания услуг. Договор безвозмездного оказания услуг. Договоры об использовании объектов авторского права и смежных прав в политической рекламе. Договоры в сфере социальной рекламы. Содержание договоров. Безвозмездные договоры. Договор пожертвования. Договоры для государственных нужд. Авторский договор о передаче исключительных прав. Авторский договор о передаче неисключительных прав. Авторский договор заказа. Служебные произведения. Условия авторского договора. Вознаграждение и (или) порядок его определения за каждый способ использования. Форма авторского договора.
  • Блок 7. Договоры в сфере рекламной деятельности (Тема 9)
    Тема 9. Договоры в сфере рекламной деятельности. Понятия договора, сделки. Содержание договоров. Правовое регулирование договоров в сфере рекламы. Виды договоров. Порядок заключения, изменения, расторжения договоров. Договоры в сфере политической рекламы. Содержание договоров. Договор подряда. Договор возмездного оказания услуг. Договор безвозмездного оказания услуг. Договоры об использовании объектов авторского права и смежных прав в политической рекламе. Договоры в сфере социальной рекламы. Содержание договоров. Безвозмездные договоры. Договор пожертвования. Договоры для государственных нужд. Авторский договор о передаче исключительных прав. Авторский договор о передаче неисключительных прав. Авторский договор заказа. Служебные произведения. Условия авторского договора. Вознаграждение и (или) порядок его определения за каждый способ использования. Форма авторского договора.
  • Блок 8. Правовое регулирование рекламы в зависимости от способов ее распространения (Темы 10-11)
    Тема 10. Правовое регулирование рекламы в зависимости от способов ее распространения. Реклама в кино и видеообслуживании. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи. Наружная реклама. Специальные правила телерекламы в детских и образовательных передачах. Требования к размещению спонсорской рекламы. Требования к размещению рекламы на транспортных средствах. Промо-акции. Продакт-плейсмент. Тема 11. Особенности правового регулирования размещения рекламных материалов в СМИ. Правовое регулирование рекламы в телепрограммах и телепередачах. Правовое регулирование радиопрограммах и радиопередачах. Реклама в периодических печатных изданиях. Понятие периодического печатного издания. Законодательные требования к СМИ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа №3
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Деловая игра
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Правила проведения экзамена: 1. Экзамен проводится в устной форме в формате собеседования по пройденным в рамках дисциплины темам. Теоретические и практикоориентированные вопросы обозначены в программе, как вопросы для оценки качества освоения дисциплины. 2. Экзамен проводится на платформе Zoom. 3. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. 4. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, установить имя пользователя согласно ФИО, указанным в ведомости, явиться на экзамен согласно точному расписанию, размещенному на сайте ОП и в мобильном приложении. 5. Студенты будут подключаться к Zoom-конференции в общий зал. Студенты самостоятельно определяют очередность сдачи экзамена. Готовность студентов будет отслеживаться по чату в Zoom, преподаватель переводит студентов согласно чату из общего зала в сессионную комнату. 6. В сессионном зале студент обязан:  включить камеру и микрофон;  пройти процедуру идентификации, предъявить документ, удостоверяющий личность;  продемонстрировать свое рабочее место на предмет отсутствия любых вспомогательных материалов и приступает к ответу. 7. Преподаватель демонстрирует экран и с помощью генератора случайных чисел определяет один теоретический и один практикоориентированный вопрос для студента, чтобы исключить субъективный компонент. 8. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. 9. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. 10. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.196 * Аудиторная работа + 0.098 * Деловая игра + 0.147 * Контрольная работа + 0.049 * Письменная работа №3 + 0.51 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Богацкая, С. Г. Правовое регулирование рекламной деятельности [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С. Г. Богацкая. - М.: Университетская книга, 2007. - 368 с. - (Новая университетская библиотека). - ISBN 978-5-98699-032-3. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/468185

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике / Шарков Ф.И., - 3-е изд. - Москва :Дашков и К, 2016. - 336 с.: ISBN 978-5-394-00783-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/414955