• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Организация и экономика здравоохранения

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Статус: Курс обязательный (Управление и экономика здравоохранения)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Управление и экономика здравоохранения
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение дисциплины «Организация и финансирование здравоохранения-2» позволит расширить знания магистров второго года обучения по вопросам теории и практики развития российского и зарубежного здравоохранения, включая освоение современных экономических методов управления отраслью, способность оценки эффективности альтернативных механизмов управления и организации медицинской помощи. Главная форма оценивания работы магистра - письменный тест по итогам курса. Дополнительная форма – выставление оценок за работу на семинарах (по итогам выполнения заданий преподавателя).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Организация и финансирование здравоохранения-2» является получение знаний по теории и практике развития систем здравоохранения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • магистры знают принципы и формы организации и финансирования здравоохранения, основные положения экономики здравоохранения, систему управления здравоохранением в России, наиболее серьезные научные работы по организации и экономике здравоохранения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Специфика рынков медицинских услуг и медицинского страхования. Механизмы смягчения провалов рынка
    Провалы рынка медицинских услуг. Характеристики спроса на медицинские услуги. Экономическое поведение поставщиков медицинских услуг. Экономическая роль медицинского страхования, его главные виды, формы и механизмы влияния на систему здравоохранения. Роль государства в организации и финансировании здравоохранения. Механизмы смягчения провалов рынка. Обеспечение макроравновесия в системе здравоохранения: регулирование спроса и предложения
  • Функциональное разделение систем финансирования здравоохранения
    Типология систем финансирования здравоохранения. Функциональный анализ систем здравоохранения. Механизмы формирования средств в системах финансирования здравоохранения. Механизмы объединения средств. Механизмы закупки медицинской помощи. Роль частного финансирования здравоохранения. Альтернативные варианты привлечения личных средств населения. Накопительные медицинские счета. Международные сравнения систем здравоохранения. Сравнения страховой и бюджетной моделей финансирования здравоохранения.
  • Методы оплаты медицинской помощи: анализ российского и зарубежного опыта
    Ретроспективные и предварительные методы оплаты медицинской помощи. Подходы к построению подушевой оплаты амбулаторной помощи. Особенности использования метода клинико-статистических групп при оплате стационарной помощи. Подходы к построению системы оплаты за результат. Влияние методов оплаты на показатели структурной эффективности здравоохранения. Зарубежная практика построения методов оплаты, нацеленных на интеграцию медицинской помощи. Особенности реформы методов оплаты медицинской помощи в российской системе ОМС.
  • Преобразования в российской системе обязательного медицинского страхования: ожидания и реальные процессы
    Почему бюджетная модель финансирования уступила место системе ОМС? Влияние системы ОМС на эффективность функционирования здравоохранения. Причины преобразования системы ОМС в начале текущего десятилетия. Главные новации в системе ОМС. Роль страховых медицинских организаций. Результаты эмпирического сравнения бюджетной и страховых моделей финансирования здравоохранения. Оценка перспектив развития системы.
  • Рыночные отношения в системе общественного здравоохранения. Формирование рисковой модели участия страховых компаний в ОМС
    Особенности потребительского выбора в системе здравоохранения. Реальная практика потребительского выбора в зарубежных странах. Показатели потребительского выбора в российском здравоохранении. Возможности и ограничители расширения сферы потребительского выбора. Потребительский выбор в системе ОМС. Страховые принципы и их роль в российской системе ОМС. Опыт перехода к рисковой модели ОМС в Нидерландах. Направления и механизмы повышения рисковой составляющей в деятельности российских страховых медицинских организаций. Возможный алгоритм перехода к рисковой модели ОМС.
  • Кадровая политика в здравоохранении. Механизмы преодоления структурных диспропорций
    Содержание и компоненты кадровой политики. Главные проблемы и диспропорции кадровых ресурсов здравоохранения. Почему не хватает врачей? Главные характеристики подготовки врачей. Передовой опыт совершенствования структуры медицинских кадров. Зарубежный опыт формирования сильной кадровой политики. Предлагаемые направления и механизмы совершенствования кадровой политики.
  • Интеграция деятельности отдельных медицинских служб – новое направление реструктуризация системы здравоохранения
    Проявления фрагментации деятельности отдельных медицинских служб в практике зарубежного и российского здравоохранения. Понятие, основные характеристики и факторы интеграции. Результаты эмпирического анализа интеграции. Программы управления хроническими заболеваниями. Экономические стимулы к интеграции. Информационное обеспечение, как ведущий фактор интеграции. Интеграционные мероприятия в деятельности медицинских организаций. Роль слияний медицинских организаций.
  • Измерение деятельности медицинских организаций. Независимая оценка качества медицинской помощи
    Оценка результатов деятельности в здравоохранении. Конечные и промежуточные результаты. Эффективность медицинской помощи. Качество медицинской помощи. Доступность медицинской помощи. Удовлетворенность населения. Зарубежный опыт независимой оценки качества медицинской помощи. Методология оценки деятельности медицинской помощи. Практика независимой оценки качества медицинской помощи.
  • Опыт реформирования зарубежных систем здравоохранения
    Реформирование систем финансирования. Реформирование систем оказания медицинской помощи Новое в системах управления здравоохранением. Развитие рыночных отношений в общественном здравоохранении. Опыт реформ в Эстонии. Опыт реформ в Великобритании
  • Перспективы развития российского здравоохранения
    Основные проблемы российского здравоохранения: организация медицинской помощи, финансирование, управление отраслью, кадровое обеспечение. Сравнительный анализ показателей развития здравоохранения. Стратегические задачи развития отрасли на 2014 г. и последующий период до 2035 г. Новые направления и формы оказания медицинской помощи. Направления технологического развития. Формирование экономических стимулов. Ресурсное обеспечение. Сценарии развития здравоохранения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий оценка за работу на семинарах
    Элементы контроля Работа на семинарских занятиях На каждом семинаре оценивается индивидуальная активность студентов в обсуждениях темы лекции, индивидуальных и групповых эссе и слайдов, а также вопросов, задаваемых преподавателями, в инициативной постановке вопросов для обсуждения. Оценка студента за работу на семинаре выставляется по 10 балльной шкале. Оценка студента за работу на семинарских занятиях за весь курс складывается как средняя арифметическая из оценок за каждый семинар и выставляется целым числом по 10-балльной шкале Доклад на семинаре (эссе или презентация) Доклад на семинаре готовится группой студентов во внеаудиторное время в форме индивидуального эссе или общей презентации. Каждый студент, участник группы по подготовке доклада, представляет подготовленную им часть презентации доклада. Примеры тем докладов: «Новые подходы к оплате стационарной помощи», «Пути формирования рисковой модели обязательного медицинского страхования», «Реформирование ОМС в Нидерландах: применим ли этот опыт в России». Оценка студента за доклад на семинаре складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного студентом материала в составе группового доклада (максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки); 2) за логичность и аргументированность суждений (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Экзамен письменный Экзамен включает 10 вопросов. По каждому вопросу предлагается выбрать один из нескольких вариантов ответа. Примеры экзаменационных вопросов: 1) «Каковы механизмы нейтрализации эффекта «спрос, спровоцированный предложением?» 2) «В чем состоят преимущества обязательного медицинского страхования по сравнению с добровольным? Количество правильных ответов дает общую оценку за экзамен в десятибалльной шкале. Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону). Итоговая оценка за курс рассчитывается по формуле: 0,3 * оценка за работу на семинарах + 0,2*оценка за доклад на семинаре + 0,5 * оценка за письменный экзамен
  • неблокирующий оценка за письменный экзамен
    Элементы контроля Работа на семинарских занятиях На каждом семинаре оценивается индивидуальная активность студентов в обсуждениях темы лекции, индивидуальных и групповых эссе и слайдов, а также вопросов, задаваемых преподавателями, в инициативной постановке вопросов для обсуждения. Оценка студента за работу на семинаре выставляется по 10 балльной шкале. Оценка студента за работу на семинарских занятиях за весь курс складывается как средняя арифметическая из оценок за каждый семинар и выставляется целым числом по 10-балльной шкале Доклад на семинаре (эссе или презентация) Доклад на семинаре готовится группой студентов во внеаудиторное время в форме индивидуального эссе или общей презентации. Каждый студент, участник группы по подготовке доклада, представляет подготовленную им часть презентации доклада. Примеры тем докладов: «Новые подходы к оплате стационарной помощи», «Пути формирования рисковой модели обязательного медицинского страхования», «Реформирование ОМС в Нидерландах: применим ли этот опыт в России». Оценка студента за доклад на семинаре складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного студентом материала в составе группового доклада (максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки); 2) за логичность и аргументированность суждений (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Экзамен письменный Экзамен включает 10 вопросов. По каждому вопросу предлагается выбрать один из нескольких вариантов ответа. Примеры экзаменационных вопросов: 1) «Каковы механизмы нейтрализации эффекта «спрос, спровоцированный предложением?» 2) «В чем состоят преимущества обязательного медицинского страхования по сравнению с добровольным? Количество правильных ответов дает общую оценку за экзамен в десятибалльной шкале. Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону). Итоговая оценка за курс рассчитывается по формуле: 0,3 * оценка за работу на семинарах + 0,2*оценка за доклад на семинаре + 0,5 * оценка за письменный экзамен
  • неблокирующий оценка за работу на семинарах
    Элементы контроля Работа на семинарских занятиях На каждом семинаре оценивается индивидуальная активность студентов в обсуждениях темы лекции, индивидуальных и групповых эссе и слайдов, а также вопросов, задаваемых преподавателями, в инициативной постановке вопросов для обсуждения. Оценка студента за работу на семинаре выставляется по 10 балльной шкале. Оценка студента за работу на семинарских занятиях за весь курс складывается как средняя арифметическая из оценок за каждый семинар и выставляется целым числом по 10-балльной шкале Доклад на семинаре (эссе или презентация) Доклад на семинаре готовится группой студентов во внеаудиторное время в форме индивидуального эссе или общей презентации. Каждый студент, участник группы по подготовке доклада, представляет подготовленную им часть презентации доклада. Примеры тем докладов: «Новые подходы к оплате стационарной помощи», «Пути формирования рисковой модели обязательного медицинского страхования», «Реформирование ОМС в Нидерландах: применим ли этот опыт в России». Оценка студента за доклад на семинаре складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного студентом материала в составе группового доклада (максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки); 2) за логичность и аргументированность суждений (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Экзамен письменный Экзамен включает 10 вопросов. По каждому вопросу предлагается выбрать один из нескольких вариантов ответа. Примеры экзаменационных вопросов: 1) «Каковы механизмы нейтрализации эффекта «спрос, спровоцированный предложением?» 2) «В чем состоят преимущества обязательного медицинского страхования по сравнению с добровольным? Количество правильных ответов дает общую оценку за экзамен в десятибалльной шкале. Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону). Итоговая оценка за курс рассчитывается по формуле: 0,3 * оценка за работу на семинарах + 0,2*оценка за доклад на семинаре + 0,5 * оценка за письменный экзамен
  • неблокирующий оценка за письменный экзамен
    Элементы контроля Работа на семинарских занятиях На каждом семинаре оценивается индивидуальная активность студентов в обсуждениях темы лекции, индивидуальных и групповых эссе и слайдов, а также вопросов, задаваемых преподавателями, в инициативной постановке вопросов для обсуждения. Оценка студента за работу на семинаре выставляется по 10 балльной шкале. Оценка студента за работу на семинарских занятиях за весь курс складывается как средняя арифметическая из оценок за каждый семинар и выставляется целым числом по 10-балльной шкале Доклад на семинаре (эссе или презентация) Доклад на семинаре готовится группой студентов во внеаудиторное время в форме индивидуального эссе или общей презентации. Каждый студент, участник группы по подготовке доклада, представляет подготовленную им часть презентации доклада. Примеры тем докладов: «Новые подходы к оплате стационарной помощи», «Пути формирования рисковой модели обязательного медицинского страхования», «Реформирование ОМС в Нидерландах: применим ли этот опыт в России». Оценка студента за доклад на семинаре складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного студентом материала в составе группового доклада (максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки); 2) за логичность и аргументированность суждений (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Экзамен письменный Экзамен включает 10 вопросов. По каждому вопросу предлагается выбрать один из нескольких вариантов ответа. Примеры экзаменационных вопросов: 1) «Каковы механизмы нейтрализации эффекта «спрос, спровоцированный предложением?» 2) «В чем состоят преимущества обязательного медицинского страхования по сравнению с добровольным? Количество правильных ответов дает общую оценку за экзамен в десятибалльной шкале. Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону). Итоговая оценка за курс рассчитывается по формуле: 0,3 * оценка за работу на семинарах + 0,2*оценка за доклад на семинаре + 0,5 * оценка за письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.7 * оценка за письменный экзамен + 0.3 * оценка за работу на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Скляр, Т. М. Экономика и управление здравоохранением [Электронный ресурс] : Учеб. пособие / Т. М. Скляр. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 184 с. - ISBN 5-288-03494-Х - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/493503

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Российское здравоохранение: проблемы управления и эффективность [Электронный ресурс] : монография / А.А. Шабунова и др.; под общ. ред. А.А. Шабуновой. - Вологда : ФГБУН ВолНЦ РАН, 2017. - 244 с. - ISBN 978-5-93299-381-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1019469 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1019469
  • Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении, [монография], Гос. ун-т - Высшая школа экономики, 318 с., Шейман, И. М., 2007
  • Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении, Шейман, И. М., 2007
  • Экономика социальной сферы : учеб. пособие для вузов, Шишкин, С. В., 2003