• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Практический курс второго иностранного языка (немецкий язык)

Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех
Преподаватели: Бакмансурова Алла Бариевна, Дементьева Тамара Михайловна, Жалсанова Жаргалма Баиновна, Кирдяшкина Ангелина Александровна, Кошкина Елена Геннадьевна
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 112

Программа дисциплины

Аннотация

Программа «Практический курс второго иностранного языка» (немецкий язык) призвана обеспечить прозрачность требований к формированию коммуникативных умений на иностранном языке в НИУ-ВШЭ в рамках первой ступени высшего профессионального образования (уровень бакалавриата) согласно общеевропейским требованиям к формированию иноязычной коммуникативной компетенции (Common European Framework of Reference — CEFR). Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Практический курс второго иностранного языка» (немецкий язык), учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 45.03.02. Лингвистика, обучающихся по образовательной программе "Иностранные языки и межкультурная коммуникация".
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование иноязычной коммуникативной компетенции не ниже уровня B1+ (по Общеевропейской шкале уровней), достаточного для понимания общего содержания сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, для быстрого и спонтанного общения с носителями языка без особых затруднений для любой из сторон,для подготовки и изложения четкого и подробного сообщения на различные темы с высказыванием собственной точки зрения с анализом различных мнений, для аргументированного и обоснованного решения конкретных проблем. Успешное освоение курса дает возможность сдать экзамен для международного сертификата, подтверждающего готовность к продолжению обучения на международных программах следующего уровня.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • рассказывает о проблемах пребывания в Германии, чувствах, эмоциях, впечатлениях
  • запрашивает информацию об учебе, университете
  • составляет письменное высказывание по теме «Первое впечатление о пребывании в Германии»
  • отвечает на приглашение в форме письма
  • отвечает на объявления в интернете в виде сообщений
  • общается в интернет-профиле «Freizeitpartner“
  • использует в речи повествовательные / вопросительные предложения, предложения в повелительном наклонении, формы множественного числа существительных
  • общается по проблемам рекламы продуктов
  • высказывает собственную позицию относительно разрешения или запрета рекламы на сладости
  • составляет комментарии по проблеме бездумного потребления продуктов и товаров в современном обществе
  • общается на тему “Покупка и потребление продуктов” в современное время
  • сравнивает правила этикета за столом в Германии и России
  • составляет краткие советы для гостей: правила поведения за столом
  • описывает рецепты русской национальной кухни
  • использует в речи повелительное наклонение, сослагательное наклонение II (совет, пожелание, просьба)
  • общается по проблематике «временное пространство»
  • умеет сделать экскурс в историю родного города
  • описывать жизнь и др. в прошлых веках и в будущем
  • описывает детские воспоминания
  • рассказывает о самом прекрасном времени в своей жизни
  • пишет сочинение на тему «Воспоминание о детстве»
  • составляет ряд советов о том, как бороться с проблемой «непунктуальности»
  • пишет сочинение о самом прекрасном времени из своей жизни
  • пишет сочинение об изменении нашей планеты через 100 лет
  • использует в речи сложное и простое прошедшее время, предпрошедшее время, будущее время, настоящее время
  • умеет описывать ситуации, в которых люди нуждаются в помощи
  • дает советы для оказания помощи в данных ситуациях
  • умеет сообщить о личных переживаниях (опыте)
  • беседует по теме «Egoismus“
  • умеет заполнять формуляр и умеет использовать в речи модальные глаголы, глаголы lassen, hören, sehen, helfen, gehen, lernen, bleiben + Infinitiv
  • описывает различные типы проживания, существующие в современное время
  • рассказывает о доме своей мечты
  • излагает (в письменной форме) собственные рекомендации по поиску квартиры
  • ведет блог по теме „Zuhause-Gefühl"
  • заполняет формуляр „Проживание в гостинице“
  • умеет резервировать комнаты в отеле в форме электронного сообщения
  • умеет использовать в речи склонение прилагательных, страдательный залог, пассив с модальными глаголами
  • общается по темам: «Meine besonderen Erfahrungen / Erlebnisse“
  • говорит об экстремальных видах спорта
  • говорит о повседневной рутине
  • умет давать советы, как преодолеть рутину повседневной жизни
  • умеет письменно высказываться в микроблоге на тему «Отношение к экстремальным видам спорта»
  • сообщает об одном из известных открывателей (биография, предмет открытия и др.)
  • составляет письменное сообщение по теме
  • умеет использовать в речи глаголы и дополнения, отрицание с „nicht“, „kein“
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Пребывание в стране изучаемого языка.
    Пребывание в стране изучаемого языка. Новые впечатления о стране, людях, учебе в университете и студенческой жизни. Люди и их характерные качества / 1. Ankommen. 2. Willkommen in Deutschland. 3. Neu an der Uni. 4. Der erste Eindruck. 5. Bei anderen ankommen. 6. Endlich angekommen. Устная речь: Cитуации общения по проблемам пребывания в Германии, чувства, эмоции, впечатления. Учеба и ориентирование в университете, установление контактов. Письменная речь: Составление письменного высказывания по теме «Первое впечатление о пребывании в Германии». 2. Ответ на приглашение в форме письма. 3. Ответы на объявления в интернете в виде сообщений; общение в интернет-профиле «Freizeitpartner“. Грамматика: Повествовательные / Вопросительные предложения. Предложения в повелительном наклонении. Формы множественного числа существительных / Aussagesätze / Fragesätze / Imperativsätze / Pluralformen von Nomen Профессионально-ориентированный аспект «Особенности межкультурной коммуникации»: Круглый стол: «Стереотипы о русских и о немцах» / «Typisch Russisch , Typisch Deutsch»
  • Особенности немецкой национальной кухни, рецепты.
    Особенности немецкой национальной кухни, рецепты. Реклама продуктов. Советы для гостей. Проблемы общества потребителей. Профессии, связанные со сферой питания. Продукты вчера и сегодня / Guten Appetit! / Das steht ja lecker aus? / Tipps für den Gast / Der Wegwerfgesellschaft / Berufe rund um Essen / Lebensmittel – Gestern und heute. Устная речь: Ситуации общения по проблемам рекламы продуктов, высказывание собственной позиции относительно разрешения или запрета рекламы на сладости. / Составление комментариев по проблеме бездумного потребления продуктов и товаров в современном обществе. / Интервью по проблеме “Покупка и потребление продуктов” в современное время. Письменная речь: Сравнение правил этикета за столом в Германии и России / Составление кратких советов для гостей: правила поведения за столом. Описание рецептов русской национальной кухни. Грамматика: Повелительное наклонение: формы и значение. Сослагательное наклонение II (совет, пожелание, просьба) / Imperativ: Formen und Bedeutung / Aufforderungssätze / Konjunktiv II (Ratschlag, Wunsch, Bitte). Профессионально-ориентированный аспект «Особенности межкультурной коммуникации»: Презентация «Кухня в Германии и России : вчера и сегодня» / «Essgewohnheiten und Küche in Deutschland und Russland: gestern und heute»
  • Как проходит время.
    Как проходит время. Воспоминание о детстве. Пунктуальность с точностью до минуты. Недостаток времени. Путешествие во времени. Прекрасные времена. / Wie die Zeit vergeht. Kindheitserinnerungen. Pünktlichkeit auf die Minute. Keine Zeit. Zeitreisen. Schöne Zeiten. Устная речь: Ситуации общения по проблематике «временное пространство» - Экскурс в историю родного города / Путешествия в прошлые века и в будущее. / Детские воспоминания / Самое прекрасное время в моей жизни. Письменная речь: Сочинение на тему «Воспоминание о детстве». / Составление ряда советов как бороться с проблемой «непунктуальности». / Письменное сообщение о самом прекрасном времени из своей жизни. / Представление об изменении нашей планеты через 100 лет – Основные моменты. Грамматика: Сложное и простое прошедшее время. Предпрошедшее время. Будущее время. Настоящее время. Образование временных форм и применение. / Perfekt / Präteritum / Plusquamperfekt: Bildung und Verwendung./ FuturI: Bildung und Verwendung. / Präsens und seine Verwendung. Профессионально-ориентированный аспект «Особенности межкультурной коммуникации»: Круглый стол на тему «Понятие «Время» /«Begriff „Zeit“ : Zeitraum, Zeitvertreib, Erlebnisse, Erinnerungen, die schönsten Momente, Erfahrung, Hoff-nungen“
  • Качества сплоченности, долга чести, гражданского мужества
    Качества сплоченности, долга чести, гражданского мужества: Один за всех. Дело (долг) чести / Один проект и много помощников. / Эгоизм / Моя книга, твоя книга? / Einer für alle / Ehrensache / ein Projekt – viele Helfer / Zivilcourage / Ganz schön egoistisch / Mein Buch, Dein Buch? Устная речь: Описание ситуаций, в которых люди нуждаются в помощи. Обдумывание советов для оказания реальной помощи в данных ситуациях. Описание плаката „Zeig Verantwortung“ (Прояви ответственность!) и пояснение значения данного предложения. Сообщения о личных переживаниях (опыте). Беседа по теме «Egoismus“: аргументирование и комментарии. Письменная речь: 1) Сочинение своей версии заключительной истории в „Swimmy“ из книги Leo Lionni 2) Заполнение формуляра «Bookcrossing – Formular“ Грамматика: Модальные глаголы: Формы и значение. Глаголы lassen, hören, sehen, helfen, gehen, lernen, bleiben + Infinitiv Профессионально-ориентированный аспект «Особенности межкультурной коммуникации»: Кейс «Сплоченность или эгоизм» /„Zusammenhalt und Egoismus“
  • Типы жилья. Квартира / дом / другие виды жилья.
    Типы жилья. Квартира / дом / другие виды жилья. Обмен /аренда жилья. Современные тренды проживания в раз-личных странах. / Ein Dach über dem Kopf / Tausche Wohnung / Wohntrends / Mein Zuhause / Anders wohnen – anders leben / Übernachten mal ganz anders. Устная речь: Описание различных типов проживания, существующих в современное время. / Представление (презентация) дома своей мечты. Письменная речь: Представление (в письменной форме) собственных рекомендаций по поиску квартиры. / Ведение блога по теме „Zu-hause-Gefühl“ („Ощущение домашнего уюта / комфорта“). / Заполнение формуляров „Проживание в гостинице“. / Резервирование комнаты в отеле в форме электронного сообщения. Грамматика: Склонение прилагательных. Страдательный залог. Пассив с модальными глаголами. / Adjektivdeklination / Passiv / Passiv mit Modalverben (Präsens und Präteritum). Профессионально-ориентированный аспект «Особенности межкультурной коммуникации»: Круглый стол на тему «Эко-Деревня в Германии и России» / „Ein Ökodorf in Deutschland und Russland: Mythos oder Realität?“
  • Новые открытия и опыт.
    Новые открытия и опыт. Захватывающий экстремальный спорт. Повседневная рутина. Жажда знаний. Открытие мира литературы. Мои открытия / Neues entdecken und erfahren / Faszination Extremsport / Mit Routinen brechen / Wissensdurst / Literatur entdecken / meine Entdeckungen. Устная речь: Общение по темам: «Meine besonderen Erfahrungen / Erlebnisse“ («Мои самые яркие впечатления / опыт»); «Отношение к экстремальным видам спорта»; «Путешествия и открытия» / Интервью по теме «Routinen brechen“. Дискуссия по результатам психологического теста по проблеме «Wissensdurst“. Письменная речь: Высказывания в микроблоге на тему «Отношение к экстремальным видам спорта». Сбор информации об одном из известных открывателей (биография, предмет открытия и др.) и составления письменного сообщения. Грамматика: Глаголы и дополнения. Употребление дополнений в винительном и дательном падежах в предложении. Отрицание с „nicht“, „kein“. / Verben und Ihre Ergänzungen. Wortstellung von Akkusativ- und Dativergänzungen. Negation mit „nicht“ und „kein“. Профессионально-ориентированный аспект «Особенности межкультурной коммуникации»: Презентация«Мои открытия и горизонты» / «Entdeckungen und Horizont erweiterung“
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проверочные работы 1-2 модуль (ПР)
    Проверочные работы могут быть представлены в следующих видах: словарный диктант, пересказ текста, анализ проблемного текста, письмо личного и делового характера, презентация, дискуссия, сообщение на форуме, контрольная письменная работа, монолог на заданную тему, диалог на заданную тему. Проверочные работы проводятся в течение каждой темы курса. Результирующая оценка за проверочные работы (общая) рассчитывается как среднее арифметическое, т.е. сумма всех оценок (за каждую тему), делимая на их количество. Сдача данного вида контроля происходит на платформах Zoom, MS Teams, LMS.
  • неблокирующий Проверочные работы 3-4 модуль (ПР)
    Проверочные работы могут быть представлены в следующих видах: словарный диктант, пересказ текста, анализ проблемного текста, письмо личного и делового характера, презентация, дискуссия, сообщение на форуме, контрольная письменная работа, монолог на заданную тему, диалог на заданную тему. Проверочные работы проводятся в течение каждой темы курса. Результирующая оценка за проверочные работы (общая) рассчитывается как среднее арифметическое, т.е. сумма всех оценок (за каждую тему), делимая на их количество.
  • неблокирующий Итоговые письменные контрольные работы по темам 1-2 модуль (ИПКР)
    Пишется 40 – 60 минут. Пишется в конце каждой темы, оценка выставляется согласно шкале оценивания. Результирующая оценка (общая) рассчитывается как среднее арифметическое, т.е. сумма всех оценок (за каждую тему), делимая на их количество. Сдача данного вида контроля происходит на платформах Zoom, MS Teams, LMS. Каждый студент получает ссылку на задание от ведущего преподавателя. Данная работа обладает дедлайном, установленным преподавателем.
  • неблокирующий Итоговые письменные контрольные работы по темам 3-4 модуль (ИПКР)
    Пишется 40 – 60 минут. Пишется в конце каждой темы, оценка выставляется согласно шкале оценивания. Результирующая оценка (общая) рассчитывается как среднее арифметическое, т.е. сумма всех оценок (за каждую тему), делимая на их количество.
  • неблокирующий Итоговый устный контроль по теме 1-2 модуль (ИУК)
    Итоговый устный контроль по теме, включает монологи и диалог на заданную тему. Результирующая оценка выставляется по формуле 0,5 (монолог) + 0,5 (диалог) Данный вид контроля осуществляется на платформах Zoom, MS TEams, LMS.
  • неблокирующий Итоговый устный контроль по теме 3-4 модуль (ИУК)
    Итоговый устный контроль по теме, включает монологи и диалог на заданную тему. Результирующая оценка выставляется по формуле 0,5 (монолог) + 0,5 (диалог)
  • неблокирующий Экзамен 2 модуль (Э)
    3 год обучения состоит из заданий в формате сертификата уровня В1. 1. Анализ содержания текста по тематике года обучения с выражением собственного мнения. Критерии: полное раскрытие всех обозначенных в тексте проблем, вопросов, логичность и связность речи, лексико-грамматическая грамотность, произношение и интонация. 2. Презентация темы с выражением собственного мнения. Критерии: чёткость речи, правильно интонирование. Объём и полнота высказывания, адекватность произносимого текста, логичность, лексико-грамматическая грамотность. Адекватность ответов на запрашиваемую информацию. Лексико-грамматическая ошибка: – 0,5 балла. Прочие ошибки: – 1 балл. 3. Диалог с целью поиска пути решения какой-то проблемы / задачи (в ситуациях повседневной жизни). Критерии: чёткость речи, правильно интонирование. Объём и полнота высказывания, адекватность произносимого текста, логичность, лексико-грамматическая грамотность. Адекватность ответов на запрашиваемую информацию. Лексико-грамматическая ошибка – 0,5 балла. Прочие ошибки – 1 балл. Образцы экзаменов Уровень В 1 https://www.goethe.de/ins/ru/ru/sta/mos/prf/gzb1.cfm Экзамен проходит на онлайн-платформе Zoom, MS Teams, LMS: Группа получает ссылку от ведущего преподавателя. Каждому студенту представляется информация об индивидуальном времени входа в конференцию. На подготовку анализа содержания текста и презентации темы отводится 30 минут, диалог представляется без подготовки. Для выбора экзаменационного билета студент должен назвать случайное число в рамках количества билетов, предложенных преподавателем. Во время ответа первого студента в конференцию входит следующий сдающий и осуществляет подготовку в аспектам Устный анализ содержания текста, презентация темы. • Технические требования: экзамен сдается на персональном компьютере или планшете с включённой камерой и включенным звуком. В самом начале экзамена в поле зрения камеры находится сам студент и все, что находится позади него. При подготовке к ответу и при самом ответе экзаменационного билета студент демонстрирует экзаменаторам рабочий стол своего компьютера. Долговременное отключение камеры или звука-более 15 минут-, а также обнаружение нечестных практик (списывание, подглядывание, посторонняя помощь) могут повлечь за собой автоматическую пересдачу экзамена.
  • неблокирующий Экзамен 4 модуль (Э)
    3 год обучения состоит из заданий в формате сертификата уровня В1. экзамен включает: 1. Анализ содержания текста по тематике года обучения с выражением собственного мнения. Критерии: полное раскрытие всех обозначенных в тексте проблем, вопросов, логичность и связность речи, лексико-грамматическая грамотность, произношение и интонация. 2. Презентация темы с выражением собственного мнения. Критерии: чёткость речи, правильно интонирование. Объём и полнота высказывания, адекватность произносимого текста, логичность, лексико-грамматическая грамотность. Адекватность ответов на запрашиваемую информацию. Лексико-грамматическая ошибка: – 0,5 балла. Прочие ошибки: – 1 балл. 3. Диалог с целью поиска пути решения какой-то проблемы / задачи (в ситуациях повседневной жизни). Критерии: чёткость речи, правильно интонирование. Объём и полнота высказывания, адекватность произносимого текста, логичность, лексико-грамматическая грамотность. Адекватность ответов на запрашиваемую информацию. Лексико-грамматическая ошибка – 0,5 балла. Прочие ошибки – 1 балл. Образцы экзаменов Уровень В 1 https://www.goethe.de/ins/ru/ru/sta/mos/prf/gzb1.cfm
  • неблокирующий Итоговый письменный контроль (ИПК) 2 модуль
    итоговый письменный контроль (ИПК) на 3 курсе пишется 80-120 минут. Данный вид контроля осуществляется на платформах Zoom, MS Teams, LMS. Каждому студенту/ группе представляется ссылка на конференцию и материал ведущим преподавателем.
  • неблокирующий Итоговый письменный контроль (ИПК) 4 модуль
    итоговый письменный контроль (ИПК) на 3 курсе пишется 80-120 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Итоговые письменные контрольные работы по темам 1-2 модуль (ИПКР) + 0.2 * Итоговый письменный контроль (ИПК) 2 модуль + 0.1 * Итоговый устный контроль по теме 1-2 модуль (ИУК) + 0.15 * Проверочные работы 1-2 модуль (ПР) + 0.4 * Экзамен 2 модуль (Э)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Итоговые письменные контрольные работы по темам 3-4 модуль (ИПКР) + 0.2 * Итоговый письменный контроль (ИПК) 4 модуль + 0.1 * Итоговый устный контроль по теме 3-4 модуль (ИУК) + 0.15 * Проверочные работы 3-4 модуль (ПР) + 0.4 * Экзамен 4 модуль (Э)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Mittelpunkt neu B1+ : Deutsch als Fremdsprache fur Fortgeschrittenе, , 2020
  • Themen neu 3 : Arbeitsbuch, Bock, H., 1997
  • Themen neu 3 : Kursbuch, Aufderstrasse, H., 1998

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Schritte international 1 : Kursbuch + Arbeitsbuch, Niebisch, D., 2006
  • Schritte international 2 : Kursbuch + Arbeitsbuch, Niebisch, D., 2006
  • Schritte international 3 : Kursbuch + Arbeitsbuch, Hilpert, S., 2006