Магистратура
2020/2021![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Модели и инструменты оптимизации для планирования цепей поставок
Статус:
Курс по выбору (Цифровая логистика и управление цепями поставок)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Заходякин Глеб Викторович
Прогр. обучения:
Цифровая логистика и управление цепями поставок
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов практических навыков использования промышленных инструментов моделирования цепей поставок для решения задач в сфере проектирования и планирования цепей поставок. В ходе изучения курса студенты знакомятся с бизнес-кейсами применения компьютерного моделирования для решения задач логистики и управления цепями поставок, публикациями в области Для практической реализации моделей студенты используют пакет Anylogistix. Дисциплина входит в блок дисциплин по выбору и читается на первом курсе магистратуры. Для успешного завершения курса студенты должны владеть знаниями по основам логистики и управления цепями поставок, экономико-математическим методам в логистике, системному анализу, а также по выбранной для проекта области логистической деятельности (логистика производства, складирования, логистика распределения, управление запасами, управление цепями поставок. Для более глубокого понимания результатов моделирования желательно освоение курса «Модели оптимизации в планировании цепей поставок», где подробно рассматривается применяемые в стратегическом планировании цепи поставок математические модели. Однако это не является обязательным требованием. Полученные знания и навыки студенты могут применить как при выполнении диссертационного исследования, так и при решении прикладных профессиональных задач, работая в отделе логистики компании или консалтинговой фирме.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов практических навыков использования промышленных инструментов моделирования цепей поставок для решения задач в сфере проектирования и планирования цепей поставок
- Знакомство с бизнес-кейсами и академическими исследованиями в области применения компьютерного моделирования для решения задач логистики и управления цепями поставок
- Приобретение навыков сбора и подготовки данных для моделирования цепи поставок
- Приобретение навыков представления результатов моделирования бизнес-пользователям
Планируемые результаты обучения
- Выполняет описание структуры цепи поставок с учетом ее функциональных и структурных атрибутов
- Способен привести и интерпретировать математическое описание базовых объектов логистической сети (производства, складов, транспортных маршрутов)
- Может реализовать модель для проектирования логистической сети с использованием пакета Anylogistix
- Способен описать политики управления запасами и провести имитационный эксперимент в пакете Anylogistix
- Способен готовить данные для модели логистической сети
- Перечисляет и объясняет отличия основных подходов к решению многокритериальных задач оптимизации
- Объясняет отличие аналитического и имитационного подходов при анализе логистических систем
- Способен создать в Anylogistix имитационную модель логистической сети
- Способен собирать статистику ключевых показателей эффективности цепи поставок в Anylogistix
Содержание учебной дисциплины
- Анализ цепей поставокСтруктурная, функциональная и процессная декомпозиция цепи поставок. Показатели эффективности процессов в цепях поставок. Классификация цепей поставок на основе функциональных и структурных атрибутов. Компоненты логистической стратегии производственной и торговой компании.
- Применение моделирования в стратегическом управлении цепями поставокПрименение смешанного целочисленного линейного программирования в стратегическом планировании цепей поставок. Информационные системы для проектирования сетевой структуры цепей поставок. Языки моделирования для разработки специализированных моделей. Модели размещения объектов логистической инфраструктуры. Модели эшелонированных производственно-логистических сетей. Модели планирования развития производственных мощностей. Уровень сервиса в моделях стратегического планирования. Вычислительная сложность задач целочисленного программирования. Понятие разрыва целочисленности и последствия для использования результатов моделирования в принятии решений.
- Разработка моделей для стратегического планирования в пакете AnylogistixМоделирование систем распределения. Ключевые характеристики склада как элемента сети распределения в Anylogistix. Моделирование маршрутов транспортировки и транспортных тарифов. Моделирование производственно-логистических сетей. Моделирование производственных ресурсов. Моделирование политики обслуживания клиентов и оценка уровня сервиса. Применение многопериодных моделей в стратегическом планировании. Выбор потенциальных мест дислокации склада с помощью метода центра тяжести (в Anylogistix). Проектирование глобальных цепей поставок: налоги, таможенные тарифы и пошлины, трансфертные цены. Визуализация результатов моделирования с использованием встроенных отчетов и системы Tableau.
- Стратегические аспекты управления запасамиОсобенности и ограничения моделирования запасов с помощью метода смешанного целочисленного линейного программирования. Подходы к определению уровня запасов в звеньях эшелонированной логистической сети. Определение уровней страхового запаса с использованием Anylogistix.
- Подготовка данных для моделей стратегического планированияМетоды сбора и подготовки данных о производственных и логистических затратах. Анализ маршрутов транспортировки и транспортных тарифов. Методы прогнозирования спроса. Методы и критерии агрегирования данных: продукты, клиенты, временные периоды. Методы валидации моделей стратегического планирования.
- Многокритериальная оптимизация в стратегическом планировании цепей поставокФормализация критериев оптимизации в моделях стратегического планирования. Методы решения многокритериальных задач: метод взвешенной суммы критериев, метод уступок, метод идеальной точки. Нормализация критериев. Парето-оптимальность. Понятие о множестве неулучшаемых альтернатив. Аппроксимация множества неулучшаемых альтернатив. Иерархическая оптимизация. Использование Anylogistix для анализа компромиссов: затраты-сервис, объем инвестиций – удельные затраты. Использование экологических критериев при проектировании цепей поставок.
- Неопределенность и динамика в задачах стратегического планирования цепей поставокИсточники неопределенности при разработке моделей стратегического планирования. Классификация видов неопределенности. Анализ чувствительности моделей. Сценарный анализ. Понятие о стохастическом программировании. Робастная оптимизация. Имитационное моделирование как инструмент планирования в условиях неопределенности. Имитационное моделирование цепей поставок с использованием пакта Anylogistix
Элементы контроля
- АктивностьОценка за активность вычисляется по формуле: количество баллов, набранных студентом за активность (решение заданий, участие в обсуждении докладов, решение задач на семинарах) / общее количество баллов за выданные задания на активность * 10.
- Доклад
- Выполнение и защита проектаФорма экзамена: Экзамен проводится в устной форме, онлайн (защита проектов). В процессе защиты выполняется видеозапись, которая передается в учебную часть. Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе Zoom. Время начала указано в расписании. В течение всего времени проведения защит проектов участники должны быть подключены к конференции Zoom. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://support.zoom.us/hc/ru/articles/201362023-System-Requirements-for-PC-Mac-and-Linux Для участия в экзамене студент обязан: 1. Не позднее 14 дней до проведения экзамена проверить работоспособность компьютерного оборудования, необходимого для сдачи экзамена и убедиться в соответствие имеющегося оборудования требованиям к компьютеру для участия в экзамене на платформе Zoom. 2. Войти на платформу Zoom под личной учетной записью и указать реальное имя и фамилию (рекомендуем использовать аккаунт студента @edu.hse.ru). 3. Перед началом экзамена проверить работоспособность микрофона, колонок или наушников для передачи звука и видеокамеры, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель, а не wi-fi или сотовую сеть). 4. Подготовить необходимые для проведения экзамена инструменты (ваша презентация, ваши модели/скрипты). 5. Перед началом защиты закрыть на компьютере лишние приложения, не требующиеся для защиты (вам понадобятся клиент Zoom, PowerPoint и программа, с помощью которой вы делали свою разработку). В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 2 недели до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. В процессе защиты студентам запрещено: 1. Выключать видеокамеру. Все участники команды должны в процессе защиты включить свое видео с веб-камеры. В остальное время изображение с веб-камеры необходимо отключить. 2. Выходить за угол обзора камеры. Во время экзамена студентам разрешено: 1. Запрашивать у преподавателя информацию, связанную с организацией защиты проектов 2. Задавать вопросы участникам защищающейся команды Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой Zoom не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой Zoom более 1 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена. В случае долговременного нарушения связи с платформой Zoom во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.3 * Активность + 0.5 * Выполнение и защита проекта + 0.2 * Доклад
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Stadtler, H., & Kilger, C. (2005). Supply Chain Management and Advanced Planning : Concepts, Models, Software and Case Studies (Vol. 3rd ed). Berlin: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=145449
- Моделирование цепи поставок, Шапиро, Дж., 2006
- Управление цепями поставок : учебник для бакалавров и магистров, Сергеев, В. И., 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Hartmut Stadtler, Bernhard Fleischmann, Martin Grunow, Herbert Meyr, & Christopher Sürie. (2012). Advanced Planning in Supply Chains. Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.spr.mgmtpr.978.3.642.24215.1
- Stadtler, H., & Kilger, C. (2008). Supply Chain Management and Advanced Planning : Concepts, Models, Software, and Case Studies (Vol. 4th ed). Berlin: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=256250