• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

История

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина преподаётся на 2-м курсе ОП «Журналистика» Факультета коммуникаций, медиа и дизайна. В рамках этой дисциплины студентам предстоит получить представление об основных видах исторических источников (археологических, этнографических, письменных и т.п.), целостности всемирно-исторического процесса с начала антропогенеза вплоть до настоящего времени, различных периодизациях и этапах всемирной истории, множественности исторических трактовок и интерпретаций. Преподавание дисциплины строится на междисциплинарной основе, с применением подходов и методик смежных наук (историософии, историографии, религиоведения, политической и экономической географии, политологии, социологии и т.д.). В ходе лекционных и семинарских занятий уделяется внимание ключевым событиям и процессам всех исторических эпох (история первобытного общества, Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени). Преподавание зарубежной истории (стран Европы, Америки, Азии и Африки) строится в тесной связи и с опорой на общий курс отечественной истории, который студенты ОП «Журналистика» прослушивают на 1-м году обучения. В результате освоения дисциплины студенты 2-го курса приобретают умения анализа исторических источников, синтеза и верификации извлекаемой ими информации на основе критического подхода к источникам и историческим исследованиям, развивают ранее приобретённые навыки участия в групповых видах работы (дебаты, деловая игра, круглый стол, ярмарка проектов и др.) с целью обсуждения ключевых исторических фактов, событий и процессов первобытного общества, Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. Приобретённые в рамках данного курса знания будут полезны студентам в становлении и развитии их профессиональных навыков, при подготовке тематических публикаций и информационно-коммуникативных акций (общественно-политических, развлекательных и т.п.), при необходимости предоставления экспертной оценки публикации с определённой трактовкой исторических событий прошлого и настоящего в печатных или электронных СМИ, выступлениях на радио или телевидении.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о целостности всемирно-исторического процесса, синхронности развития отдельных регионов, о согласованности между собой различных разделов исторической науки.
  • Формирование представлений о причинно-следственных связях в истории.
  • Знакомство с важнейшими принципами периодизации исторического процесса, с основными хронологическими системами, основными традиционными и новейшими историческими и историософскими концепциями всемирно-исторического процесса.
  • Формирование представлений о множественности возможных интерпретаций человеческой истории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает периодизацию истории Древнего мира, основные концепции возникновения полисных государств в Древней Греции и Италии.
  • Имеет представление об античной демократии как общественно-политической системе.
  • Знает основные исторические понятия («феодализм», «Средние века», «феод», «средневековый город» и т.п.) и их содержание, периодизацию истории Средних веков, особенности общественно-политического развития V-XV вв., организации власти и общества в Средние века.
  • Знает основные понятия («Возрождение», «Реформация», «Контрреформация», «научная революция» и т.п.) и может объяснить их сущность.
  • Умеет проводить сравнительный анализ общественно-политических и экономических институтов высокого Средневековья и раннего Нового времени.
  • Знает основные страны- участницы и направления Великих географических открытий.
  • Умеет показать вновь открытые земли на исторической карте.
  • Знает предпосылки, основные даты и события, общественно-политические движения Английской революции, их цели и достигнутые результаты.
  • Знает течение философской мысли и основных представителей эпохи Просвещения в Западной Европе и Северной Америке.
  • Умеет сравнивать взгляды и концепции эпохи Просвещения, выделять общее и особенное.
  • Знает предпосылки, основные этапы и результаты Войны за независимость в Северной Америке.
  • Умеет показать на карте районы военных действий, владеет навыками анализа текста Конституции США и Билля о правах 1791 г. и описания политического устройства США.
  • Знает предпосылки, ход, этапы и итоги Французской революции XVIII в., основные политические партии и их взгляды.
  • Имеет представление о периодической печати Французской революции.
  • Знает основные понятия («промышленная революция», «индустриальное общество», «фабричное производство»), умеет определить и объяснить их сущность.
  • Имеет представление об общественно-политическом и экономическом развитии Западной Европы и Северной Америки, основных изобретениях XVIII-XIX вв.
  • Знает основные события истории Германии второй половины XIX в., предпосылки, этапы и результаты объединения Германии под главенством Пруссии.
  • Знает предпосылки, ход и итоги Первой мировой войны, умеет показать основные сражения на исторической карте.
  • Имеет представление о трансформациях общества и государства в Западной Европе 1920-1930-х гг.
  • Умеет анализировать документы и тексты мирных договоров 1918-1921 гг. между странами Антанты и Четверного союза.
  • Имеет представление о послевоенном международном устройстве и движении пацифизма в Европе.
  • Имеет представление об общественно-политическом и экономическом развитии США в 1920-х гг.
  • Знает причины Великой депрессии 1929-1932 гг., основные направления «Нового курса» Ф. Рузвельта.
  • Владеет навыками анализа законодательных актов США 1933-1939 гг.
  • Имеет представление об общественно-политическом и экономическом развитии Германии в 1930-х гг., причинах прихода к власти нацистов и «правоконсервативного поворота» в Европе.
  • Знает основные принципы идеологии и практики нацистского режима.
  • Владеет навыками анализа имперских законов Третьего Рейха 1933-1939 гг.
  • Знает основные общественно-политические явления и процессы в послевоенном мире («холодная война», «деколонизация», «третий мир», «модернизационная волна», «левый поворот» и т.п.).
  • Имеет представление о принципах послевоенных международных отношений (Ялтинско-Потсдамской системе).
  • Знает основные общественно-политические и экономические явления и процессы 1970-2010-х гг. («разрядка», «перестройка», «бархатные революции», «движение неприсоединения», «неоконсервативная революция» и т.п.).
  • Имеет представление о глобальных мировых проблемах и вызовах на рубеже XX-XXI вв.
  • Знает о причинах прихода консервативной партии к власти в Великобритании 1970-х гг.
  • Имеет представление о личности М. Тэтчер, основах внешней и внутренней политики консервативного кабинета в 1981-1990 гг. и её итогах.
  • Знает причины, ход, основные события и результаты объединения двух германских государств.
  • Имеет представление о внутренней и внешней политике правительства Г. Коля в 1990-1998 г. и причинах его смены.
  • Умеет изложить позиции стран-победительниц во Второй мировой войне по вопросу объединения ФРГ и ГДР.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Древняя Греция и Рим. Роль античной цивилизации в становлении европейской культуры.
    Понятия «древность», «античность», «средние века», «новое время», «Новейшее время». Важность изучения античности как фундаментальной основы европейской цивилизации. Географические и хронологические рамки античной цивилизации. Влияние природных условий на процесс исторического развития античной цивилизации. Крито-микенская цивилизация. Устройство и назначение дворцовых комплексов. Ахейская (микенская) Греция. Ахейское общество. Конец микенской цивилизации. Гомеровский период (XI – IX вв. до н.э.). «Тёмные века». «Архаическая революция» и рождение греческого полиса. Тирания в греческих полисах. Полисная система ценностей. Аристократия и демос. Складывание классического рабства. Афинская демократия как политическая система. Основные политические и общественные институты афинского полиса. Реформы Солона и их результаты. Старшая тирания. Понятие гражданства и участие граждан в политической жизни полиса. Пелопонесская война и конец афинского полиса. Спартанский тип полиса. Мессенские войны и покорение Мессении. Борьба Спарты за гегемонию в Греции с Афинами. Греция в V-IV вв. до н.э. Кризис полиса, кризис полисной системы ценностей. Возрождение тирании. Младшая тирания. Поиски выхода из кризиса. Возвышение Македонии. Личность Александра Македонского. Великий восточный поход. Держава Александра Македонского. Первые цивилизации в Италии (VIII – VI вв. до н.э.). Этруски. Греческие поселения на юге Италии. Рим как один из центров формирования полисного общества в Италии. Формирование римской гражданской общины. Патриции и плебеи. Царская власть в Риме. Реформы Сервия Туллия VI в. Власть и общество в республиканском Риме. Борьба патрициев и плебеев. Общественно-политическое устройство республиканского Рима. Внешняя политика Рима и покорение Италии. Структура римско-италийского союза. Римская экспансия в Средиземноморье в III-I вв. до н.э. Поздняя Республика. Гражданские войны и падение Римской Республики.
  • Тема 2. Средневековая цивилизация Запада: сущность, основные черты и особенности, направления развития.
    Хронологические рамки и основные периоды истории Средних веков. Понятия «Средние века» и «феодализм». Ключевые понятия собственности в Средние века: «феод», «фьеф», «лен». Кризис и завоевание Западной Римской империи варварскими племенами в III-V вв. Образование романо-варварских королевств. Бенефициальная реформа Карла Мартелла. Бенефиций и иммунитет. Карл Великий и попытка возрождения Империи. Оформление сеньориально-вассальных отношений. Процедура оммажа и коммендации. Обязанности вассала и сеньора. Общественная иерархия раннего и развитого Средневековья. Королевская власть и её функции в Средние века. Двор короля: состав и функции. Сакрализация королевской власти и борьба светской и духовной власти за первенство в X-XII вв. Возникновение и общественно-политическое развитие королевств в X-XII вв. (Англия, Франция, Леон и Кастилия, Сицилийское королевство). Священная Римская империя как наследница императоров Запада IX-X вв. Возникновение и развитие сословно-представительной монархии в XII-XIV вв.: Кортесы в Испании, Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции. Республиканская форма правления как особая форма организации политической власти в Средние века. Города-государства Северной Италии в XI-XV вв.
  • Тема 3. Мир на пороге Нового времени (XV – начало XVI в.): трансформации общества и экономики. Возрождение и Реформация как общественно-политические феномены.
    Предпосылки и ход Великих географических открытий. Португальские и испанские морские экспедиции и их итоги. Колониальный раздел XV-XVI вв. и формирование системы управления в Новом Свете. Экономические последствия Великих географических открытий. Революция цен. Возникновение бирж и банковского дела. Кризис цеховой системы и организация мануфактур. Формирование экономической политики государства. Ранний меркантилизм. Ренессанс и гуманистический тип мировоззрения. Индивидуализм и новое миропонимание. Соотношение религиозности и светскости. Итальянское и Северное Возрождение: общее и особенное. Развитие естественно-научного знания и гуманистическая философия. У истоков политической науки нового времени: взгляды Н. Макиавелли. Утопия в контексте ренессансной культуры. Распространение книгопечатания в XV-XVI вв. Реформация и конфессиональный раскол Европы XV-XVI вв.: причины Реформации, периодизация, ход и результаты. Модели национальных церквей. Религиозная община и индивидуализация веры. Человек и путь к спасению. Протестантская этика. Контрреформация и обновление католицизма. Орден иезуитов. Инквизиция. Тридентский собор. Политические, социально-экономические и идейные итоги Реформации. Зарождение абсолютизма. Идейные и социальные основы абсолютистского государства Нового времени. Модели абсолютистского государства в Англии, Франции и Испании. Феномен первых буржуазных революций в Западной Европе. Революция в Нидерландах XVII в. Политическая и культурная закрытость Востока. Роль государства в экономике и общественном развитии. Бюрократизация административного аппарата. Система «капитуляций» в Османской империи.
  • Тема 4. Великие географические открытия и Новый Свет.
    Предпосылки начала эпохи Великих географических открытий. Государства Западной Европы – «участники» Великих географических открытий. Португальские и испанские морские экспедиции XV-XVI вв. Поиск морского пути в Индию Португалией XV в.: причины и исследование африканского побережья в XV в. Экспедиции Христофора Колумба 1492-1504 гг.: цели плавания и реальные достижения и открытия. Тордесильясский договор 1494 г. и его значение в колониальном разделе мира в XVI-XVII вв. Плавание Васко да Гамы в Индию 1497-1498 гг.: цели и задачи, отношения с населением исследованных и покорённых областей. Кругосветное путешествие Фернана Магеллана 1519-1522 г.: предпосылки, задачи и ход плавания. Испанская монархия и Новый Свет: экспедиции, открытие земель, система управления. От политики заселения Больших Антильских островов и побережья к политике конкисты (завоевания) внутренних областей континента. Покорение цивилизации ацтеков в Мексике и завоевание государства инков в Перу. Личности предводителей конкисты Эрнана Кортеса и Франсиско Писарро. Описание быта, верований, государства индейцев испанскими завоевателями. Отношение конкистадоров к покорённым индейским племенам. Система эксплуатации индейского населения. Импорт и экспорт товаров в Латинской Америке XVI в. Система энкомьенды и её значение в структуре испанских доходов. Роль католической церкви и монашеских орденов в Новом Свете XVI-XVII вв. и миссионерская деятельность среди местного населения. Политические, экономические, культурные итоги Великих географических открытий для Старого и Нового Света.
  • Тема 5. Общественно-политическое развитие Англии в XVII в.: от революции к реставрации.
    Две английские революции XVII века: создание основ правового государства и гражданского общества. Политические и религиозные причины революции и ее экономические мотивы. Характеристика правления Карла I Стюарта. Пуританизм и Англиканская церковь. Социальная история революции. Периодизация и ход революционных событий. Конфликт между королем и парламентом. Сражение при Нейзби (1645) и разгром сил роялистов. Деятельность левеллеров и казнь короля. Провозглашение республики (1649). Протекторат Оливера Кромвеля (1653-1658). Переворот грандов и реставрация Стюартов: новое соотношение политических сил. Восстановление парламента. Тори и виги. «Славная революция» (1688) и создание конституционной монархии. Особенности английского конституционализма в конце XVII – начале XVIII вв.: теория и практика. Оценки революционных событий в исторических работах XVII-XX вв. и характер Английской революции.
  • Тема 6. Эпоха Просвещения в Западной Европе и Северной Америке в XVII-XVIII вв.
    Общественно-политические и религиозные предпосылки и этапы (периодизация) Просвещения. Идейная программа Просвещения. Рационализация мышления и веры. Теория естественного права. Общественный договор. Вопрос о природе человека. Идеи цивилизации и прогресса. Научное и нравственное просветительство народа. Новая педагогика. Универсальная картина мира. Космополитизм. Европоцентризм. Философское обоснование гражданского общества и правового государства. Общественное мнение и политическая жизнь. Принципы экономического либерализма. Феномен «просвещенного абсолютизма» в Европе. Государственная целесообразность и прагматизм просвещенных монархов. Финансовая и военная реформы. Этатизм и интеграционные процессы. Образование наций и национализма Нового времени. Просветительская программа правительств. Политика религиозной толерантности. Изгнание иезуитов. Оппозиция политике «просвещенного абсолютизма». Коалиционные войны XVIII века.
  • Тема 7. Война за независимость и образование США.
    Колониальный период истории. Причины войны за независимость. Этапы войны за независимость. Создание независимого государства США: Война за независимость и Декларация независимости 1776 г. Конституция США и Билль о правах как основной итог войны за независимость. Государственное устройство Соединенных Штатов. Законодательная, исполнительная и судебная власть. Основы федеративного устройства. Полномочия отдельных штатов. Права и свободы граждан. Участие граждан в политике. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон как отцы-основатели Соединённых Штатов: роль их личности. Историческое значение Войны за независимость и Конституции США для европейской и мировой истории.
  • Тема 8. Французская революция XVIII в.: причины, характер и значение
    Старый порядок во Франции: причины революции. Основные социальные силы в начале революции: дворяне, духовенство, горожане, крестьяне. Их настроения и требования. Основные этапы революционного движения. Штурм Бастилии 14 июля 1789 г. Создание конституционной монархии (законодательство Учредительного и Национального собрания, 1789-1791 гг.). Содержание Декларации прав человека и гражданина. Конституция 3 сентября 1791 г. и её положения. Падение монархии. Восстание 31 мая – 2 июня 1793 г. Провозглашение Первой республики и принятие Монтаньярской конституции 24 июня 1793 г. Якобинская диктатура и революционный террор 1793-1794 гг. Органы революционного террора и борьба политических сил внутри них. Термидорианский переворот 28 июля 1794 г. и приход Директории. Меры по стабилизации положения во Франции. Правление Директории – окончание революции или её новый этап? Переворот 8 брюмера (9 ноября 1799 г.): причины и последствия. Значение Французской революции в мировой истории и её оценка.
  • Тема 9. Становление индустриального общества в Западной Европе и Новом Свете конца XVIII – начала XX в.
    Понятия «промышленная революция», «промышленный переворот», «индустриализация» и их географические и временные координаты. Промышленный переворот в Англии конца XVIII – середины XIX в. Технические изобретения и новые технологии. Эпоха парового двигателя, угля и чугуна. Создание фабричного производства: текстильная и металлургическая промышленность. Транспортная революция: паровоз и пароход. Демографический подъем. Изменения в сфере торговли и финансов. Урбанизация: рост промышленных центров. Социально-экономические последствия промышленного переворота. Луддизм. Движение чартистов в Англии середины XIX в. Прогресс капитализма в 50-70-е гг. XIX в. Экономический подъем 50-х гг. в Англии и США. «Железнодорожный бум». Новые средства коммуникации. Мобилизация капитала на промышленное развитие и частное предпринимательство. От политики меркантилизма к теории свободной торговли (фритредерству). Экономический либерализм: теория и практика. Складывание индустриального общества. Социальная стратификация. Динамика социальной мобильности. Миграции населения в «век капитала». «Старые» и «новые» экономические элиты. Условия труда и быта промышленных рабочих. Обострение социального вопроса. Социалистические учения и первые формы организации рабочих. «Рабочая аристократия». Истоки социального патернализма и приобщение к ценностям буржуазной культуры.
  • Тема 10. Объединение Германии в 1871 г. Внутренняя и внешняя политика Отто фон Бисмарка
    Этапы объединения Германии. Германский союз 1814 г. Прусский союз и попытка объединения 1849 г. Соперничество двух центров объединения – Пруссии и Австро-Венгрии. Прусско-датская война 1864 г. Битва при Садове (1866) и её значение. Северогерманский союз. Роль насилия и дипломатии в объединении. Переговоры О. фон Бисмарка с Российской империей и Францией. Союз с Итальянским королевством. Франко-прусская война. Конституция 21 марта 1871 г. и политическое устройство Германии. Основные черты внутренней политики О. фон Бисмарка. Экономическая политика. Политика в отношении рабочего и социалистического движения. «Исключительный закон» против социалистов и его результаты. Борьба с католической церковью. Цели, ход и результаты «Культуркампфа». Значение фигуры О. фон Бисмарка для истории Германии и Европы в оценках историков.
  • Тема 11. Глобальные кризисы первой половины XX в.: две мировые войны и крушение «старой» модели мироустройства.
    Международные отношения начала XX в. Война 1914-1918 гг. – первый глобальный конфликт XX в. Блоковая система международных отношений: Тройственный союз и Антанта. Гонка вооружений. Идея «мировой войны» в политике и идеологии ведущих держав. Военно-стратегическая подготовка государств к войне. Смещение центра международных противоречий на Балканы. Предвоенные кризисы. Сараевское убийство и июльский кризис 1914 г. Мировой масштаб и тотальный характер войны. Цели великих держав. Ход военных действий на Западном и Восточном фронтах. Расширение коалиций и вступление США в войну. Война и экономика воюющих стран: регулирующая роль государства. Человек и война: от милитаризации сознания к пацифизму. «Волна исторического пессимизма». Проблема «потерянного поколения». Мирные инициативы Великобритании и США. «14 пунктов» Вудро Вильсона. Выход Российской империи из войны. Распад германского блока. Компьенское перемирие. Революционные события 1918-1919 гг. и Ноябрьская революция в Германии. Складывание Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Послевоенный мир в 1920-х гг.: крушение империй и кризис либерально-демократической модели развития. Правоконсервативный поворот. Правоэкстремистские партии и движения и авторитарные режимы в 1920-е гг. Приход фашизма к власти в Италии. Понятие «тоталитаризм» и модели тоталитарного государства. Создание партий нового типа. Коммунистические партии. Коминтерн. Подъем национально-освободительного движения на Востоке. Идейно-политическая мобилизация восточных обществ в 1920-е гг. Создание Турецкой республики в 1923 г. Кемализм. Проблема Палестины в 1920-е гг. и эмиграция евреев из Европы. Мировой экономический кризис (Великая депрессия) в Западной Европе и США. Причины и особенности кризиса. Концепция саморегулирующейся рыночной стихии. Дискуссии о степени вмешательства государства в социально-экономическую сферу. Теория Дж. М. Кейнса и его экономические идеи на практике. «Новый курс» президента Рузвельта. «Новый порядок» в гитлеровской Германии. Локальные войны и конфликты 30-х гг. и нагнетание международной напряженности. Агрессия Японии на Дальнем Востоке. Итало-эфиопская война. Этапы подготовки Германии к войне. Курс на ревизию Версальско-Вашингтонской системы. Антикоминтерновский пакт. Ось Берлин-Рим-Токио. Переход к территориальным захватам в Европе и расширение войны на Дальнем Востоке. Вторая мировая война (1939–1945). Тотальный характер войны. Новации в стратегии и тактике ведения войны. Перевооружение армий воюющих сторон: новая военная технология и техника. Появление оружия массового поражения. Масштабы массового уничтожения гражданского населения. Холокост. Система концлагерей. Проблема коллаборационизма в годы войны. Нападение Германии на СССР. Складывание антигитлеровской коалиции: противоречия и компромиссы. Перл-Харбор и вступление США в войну. Сухопутный, морской и воздушный театры военных действий. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Битва под Сталинградом в июле 1942 – феврале 1943 г. Англо-американское наступление в Северной Африке в октябре 1942 – мае 1943 г. Битва на Курской дуге в июле-августе 1943 г. Высадка десанта на Сицилии. Открытие Второго фронта в 1943 г. Дипломатические договоренности Большой тройки в 1943-1945 гг.: Тегеран-Ялта-Потсдам. Капитуляция Германии и победа над Японией в мае-сентябре 1945 г.
  • Тема 12. Итоги Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система международных отношений.
    Подготовка Парижской мирной конференции 1919 г. Дипломатическая борьба накануне конференции: Открытие Парижской мирной конференции, конфликтные ситуации и противоречия между союзниками-победителями. «14 пунктов» мирных предложений президента США В. Вильсона. Версальский мирный договор 28 июня 1919 г. с Германией, его структура, содержание и характер ограничительных условий. Сен-Жерменский, Нейиский, Трианонский, Лозаннский мирные договоры 1919-1923 гг., их содержание и значение. Образование Лиги Наций: функции и задачи, роль организации в международных отношениях. Вашингтонская конференция (конец 1921 – начало 1922 гг.). Основные договоры конференции и их содержание. Формирование Версальско-Вашингтонской системы, ее противоречия и их роль в последующих международных конфликтах.
  • Тема 13. «Ревущие двадцатые» и «Новый курс» Ф. Рузвельта в США 1930-х гг.
    "Ревущие 20-е": развитие общества и экономики. Концепция саморегулирующейся рыночной стихии. Дискуссии о степени вмешательства государства в социально-экономическую сферу. Теория Дж. М. Кейнса и его экономические идеи на практике. Мировой экономический кризис (Великая депрессия) в США в 1929-1932 гг.: причины, проявления, действия правительства. «Новый курс» президента Ф. Рузвельта. Экономическая программа Демократической партии США (1932). "Сто дней" президента Ф. Рузвельта (1933). Рабочее законодательство. Закон Вагнера 1935 г. Меры по поддержанию сельского хозяйства. Общественные работы. Итоги и последствия "Нового курса".
  • Тема 14. Приход к власти А. Гитлера в Германии, 1933-1939 гг. Идеология и практика нацизма.
    Воздействие мирового экономического кризиса в 1929-1932 гг. на Германию. Кризис и падение Веймарской республики. Приход Гитлера к власти (1932-1933). Идеология германского национал-социализма: Структура НСДАП. Партийная организация. Националистические взгляды. Антикоммунизм. Запрет СДПГ и КПГ. Антикоминтерновский пакт. Внутренняя политика А. Гитлера. Поддержка средних слоёв и стимулирование крупных промышленников. Борьба с безработицей. Структура и функции механизма подавления и террора. Организация концлагерей. Средства массовой информации и пропаганды на службе нацистского режима. Оппозиционные силы в Германии: характеристика, методы и результаты борьбы против правящего режима.
  • Тема 15. Эволюция стран Запада и Востока в условиях биполярного мира. Кризис и ликвидация колониальной системы. Эволюция стран "третьего мира" в 40-70-х гг. XX в.
    Послевоенное устройство мира и рост противоречий в рядах союзников. Международные военные трибуналы. Создание Организации объединенных наций. Роль и место ООН в международных отношениях. Бреттон-Вудская система. Колониальная система после Второй мировой войны. Типы и формы колониальной зависимости. Формы и этапы борьбы за национальное освобождение. «Десятилетие Азии» Индия: от доминиона к республике. «Социалистический курс» Д. Неру. Китай: пути национального самоопределения. Принятие советской модели развития. Война в Корее 1950-1953 гг. и образование Корейской народно-демократической республики. Индокитай. Августовская революция и провозглашение Демократической республики Вьетнам. Женевские соглашения 1954 г. Индонезия: от унитарной республики до режима «направляемой демократии». «Год Африки». Организация африканского единства. Панафриканизм. Борьба за освобождение стран Юга Африки. Режим апартхейда в ЮАР в 1948-1990 гг. Проблема выбора некапиталистического пути развития. Социалистические эксперименты в странах Африки и их итоги. «Культурная революция» в Китае 1966-1976 гг.: внутриполитические и международные цели. «Белая революция» в Иране 1963-1979 гг. Конфликт реформаторов и исламских традиционалистов. Социально-политический кризис в Афганистане середины 1970-х гг. и начало гражданской войны. Провал доктрины «некапиталистического развития». Модернизационная волна 1960-1970-х гг. Научно-техническая революция. Освоение космоса. Телекоммуникационные и информационные возможности. Развитие атомной энергетики. Микроэлектроника. НТР и проблема окружающей среды. Эволюция модели социального государства в странах Запада. «Скандинавский социализм». «Демократический социализм» в ФРГ. «Социализм французских цветов». Европейская интеграция конца 1940-1960-х гг. Создание «Движения неприсоединения» в 1961 г.: участники, цели и принципы. Концепция «государства всеобщего благоденствия» в 1950-1960-х гг. Голлизм во Франции. «Новые рубежи» Дж. Кеннеди и программа построения «великого общества» Л. Джонсона в США. «Левый центр» в Италии. Социал-либеральное десятилетие в ФРГ. «Левый марш». Массовый социальный протест 1960-х гг. «Молодежная революция» и студенческое движение. «Пражская весна» 1968 года: «социализм с человеческим лицом». «Эпоха Яноша Кадара» в Венгрии. Профсоюзная оппозиция советскому режиму в Польше. «Югославская модель самоуправляющегося социализма». Структурные кризисы 1970-х гг. Энергосберегающие, информационные и наукоемкие отрасли. Процесс транснационализации и глобализации экономики. Стратегические альянсы. Многопрофильные транснациональные корпорации и банки. Проблема межгосударственного структурного регулирования экономики.
  • Тема 16. Кризис биполярного мира и окончание "холодной войны". Глобальные вызовы и перспективы мирового развития в конце XX - начале XXI в.
    Обострение международной напряженности. Программа стратегической оборонной инициативы (СОИ). Гонка вооружений в космосе. Рецидивы «холодной войны». Война в Афганистане 1979-1989 гг. Военное положение в Польше 1981-1983 гг. Международные аспекты «польского вопроса». Всплеск международного терроризма и религиозного фундаментализма. Контуры глобального конфликта: от Иранской революции 1979 г. до войны в Персидском заливе 1990-1991 гг. Мировые проблемы: экологическая катастрофа, борьба с терроризмом и голодом, использование сырьевых и энергетических ресурсов, СПИД. Ограничение ядерных вооружений во второй половине 1980-х гг. Революции на рубеже 1980-1990-х гг. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Кризис мировой системы социализма. Дискредитация коммунистической идеологии. «Бархатная революция» в Чехословакии 1989 г. Победа движения «Солидарность» в Польше и политика национального согласия. Гражданская война в Румынии и свержение Н. Чаушеску в 1989 г. Общественное движение за воссоединение с ФРГ в Восточной Германии. Объединение Германии 3 октября 1990 г. Трансформация коммунистического режима в Болгарии. Демократизация общественного строя в Венгрии. Югославский кризис и распад СФРЮ в 1991-1992 гг. Перестройка в СССР (1985-1991) и ее влияние на трансформацию международных отношений. Распад мировой системы социализма. Радикальные политические реформы («шоковая терапия») 1980-1990-х гг. Интеграция Восточной Европы в общеевропейские структуры. Факторы дестабилизации в начале третьего тысячелетия. Взрыв этнонационализма. Правый радикализм в Европе. Религиозный фундаментализм в исламских странах. Международный терроризм: этноконфессиональные, экономические, политические аспекты. Международный масштаб локальных конфликтов. Югославские войны 1991-2001 гг. Война в Ираке 2003 г. Ближневосточный вопрос. Механизмы стабилизации и урегулирования международных конфликтов. Система международных санкций и контроля. «Миссии мира» и «право на вмешательство». Гуманитарная помощь и гуманитарные организации.
  • Тема 17. Неоконсервативная политика правительства М. Тэтчер 1981-1990 гг.
    Социально-экономическая политика кабинета М. Тэтчер. Бюджетные и налоговые реформы. Политика приватизации предприятий и её результаты. Политика в отношении профсоюзов. Забастовочное движение шахтёров 1984-1985 гг. и его последствия. Борьба с безработицей. Политика в области образование и здравоохранения. М. Тэтчер и проблема Северной Ирландии. Покушение ИРА 1984 г. на М. Тэтчер и его политические последствия. Внешняя политика Великобритании при М. Тэтчер. Фолклендская война 1982 г.: причины, ход, результаты. Англо-советские отношения. Поддержка политики администрации Р. Рейгана по сдерживанию СССР 1979-1983 гг. Встречи М. Тэтчер с М.С. Горбачёвым в 1984-1989 гг., их содержание и результаты. Заявление о «конце холодной войны». Отношение М. Тэтчер к евроинтеграции. Борьба М. Тэтчер за британские интересы в ЕЭС. Великобритания и Британское содружество в 1980-х гг.: принципы взаимоотношений. Личность М. Тэтчер в оценках политиков и историков.
  • Тема 18. Германия в годы правления консервативно-либеральной коалиции (1982-1998 гг.).
    Консервативно-либеральная коалиция Г. Коля у власти (1982-1990-й годы). Особенности социально-экономического курса и партийно-политическая борьба. Внешняя политика Германии в 80- х гг. Кризис восточногерманского социализма в 80- х гг. Политический кризис 1989 г. Международные переговоры об объединении Германии в мае-октябре 1990 г. Воссоединение германских государств (1989-1990): механизм и последствия. Консервативно-либеральная коалиция у власти (1991-1998 годы): итоги деятельности канцлера Г. Коля. Обновление партийно-политической системы в объединенной Германии Развитие германской экономики в 1990-х гг.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях (доклады, выступления)
  • неблокирующий Письменная контрольная работа
  • неблокирующий Устный экзамен
    В случае получения студентом оценок за аудиторную и контрольную работы от 6 баллов и выше преподаватель вправе зачесть полученную студентом в ходе учебного периода оценку в качестве экзаменационной отметки. В случае несогласия студента со своей оценкой он сдаёт устный экзамен на общих основаниях (см. раздел "Критерии оценивания"). Экзамен проводится в устной форме при помощи использования онлайн-платформ, позволяющих создавать видеоконференции в режиме реального времени (ZOOM, Skype и т.п.). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию экзаменов ОП "Журналистика". Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, устойчивое соединение с сетью Интернет, наличие предустановленных клиентов Skype и / или ZOOM. Каждый студент получает задание в виде экзаменационного билета, в который входит два вопроса (либо называя номер билета самостоятельно, либо по выбору преподавателя), и готовится к ответу в течение 40 минут, после чего выходит на аудио- и видеосвязь и представляет свой устный ответ. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при подготовке к ответу включить камеру, а при устном ответе - камеру и микрофон. Студент может использовать на протяжении подготовки к ответу на экзамене: черновик, пишущие принадлежности, атлас и контурные карты; запрещается использовать печатные или электронные учебные пособия и дополнительную литературу, электронные энциклопедии и сайты-агрегаторы студенческих работ, электронные гаджеты, устные и /или письменные подсказки (в чате, мессенджерах и т.п.) и / или второй экран (помимо экрана ПК, на котором идёт видеоконференция), аудиоустройства (наушники, устройства handsfree и т.п.). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5-х минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура первой и второй пересдач подразумевает использование тех же экзаменационных билетов, что и на экзамене.
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях (доклады, выступления)
  • неблокирующий Письменная контрольная работа
  • неблокирующий Устный экзамен
    В случае получения студентом оценок за аудиторную и контрольную работы от 6 баллов и выше преподаватель вправе зачесть полученную студентом в ходе учебного периода оценку в качестве экзаменационной отметки. В случае несогласия студента со своей оценкой он сдаёт устный экзамен на общих основаниях (см. раздел "Критерии оценивания"). Экзамен проводится в устной форме при помощи использования онлайн-платформ, позволяющих создавать видеоконференции в режиме реального времени (ZOOM, Skype и т.п.). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию экзаменов ОП "Журналистика". Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, устойчивое соединение с сетью Интернет, наличие предустановленных клиентов Skype и / или ZOOM. Каждый студент получает задание в виде экзаменационного билета, в который входит два вопроса (либо называя номер билета самостоятельно, либо по выбору преподавателя), и готовится к ответу в течение 40 минут, после чего выходит на аудио- и видеосвязь и представляет свой устный ответ. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при подготовке к ответу включить камеру, а при устном ответе - камеру и микрофон. Студент может использовать на протяжении подготовки к ответу на экзамене: черновик, пишущие принадлежности, атлас и контурные карты; запрещается использовать печатные или электронные учебные пособия и дополнительную литературу, электронные энциклопедии и сайты-агрегаторы студенческих работ, электронные гаджеты, устные и /или письменные подсказки (в чате, мессенджерах и т.п.) и / или второй экран (помимо экрана ПК, на котором идёт видеоконференция), аудиоустройства (наушники, устройства handsfree и т.п.). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5-х минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура первой и второй пересдач подразумевает использование тех же экзаменационных билетов, что и на экзамене.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Активность на семинарских занятиях (доклады, выступления) + 0.2 * Письменная контрольная работа + 0.5 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Всемирная история : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 2009
  • История Древнего Рима : учебник для вузов, Кузищин, В. И., 2002
  • История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев, Ю. В., 2003
  • История средних веков. Т.2: Раннее Новое время, Дмитриева, О. В., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История средних веков. Т.1: ., Хачатурян, Н. А., 2003