Бакалавриат
2020/2021
Библейские и мифологические сюжеты в искусстве
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (История искусств)
Направление:
50.03.03. История искусств
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Пожидаева Анна Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина предполагается к чтению на втором курсе. Курс носит пропедевтический характер. Задача курса – познакомить студента с основами корректного иконографического и иконологического анализа, научить правильно, идентифицировать сюжет произведения и определять его источник, дать обзор основных тем изобразительного искусства Европы со времен античности до Нового времени.
Цель освоения дисциплины
- получить первоначальное представление о круге мифологических сюжетов Древней Греции и Рима и Библии и их отображении в искусстве в разные периоды, а также с их текстовыми источниками
- выработать умение узнавать наиболее популярные и часто повторяющиеся мифологические сюжеты,, как в искусстве Древнего мира, так и Нового времени
- выработать умение узнавать основные евангельские и ветхозаветные сюжеты в искусстве Средних веков, Ренессанса, Нового и Новейшего времени
- сформировать представление об основных иконографических типах изображений Христа, Богоматери, атрибутах святых
- выработать умение пользоваться методами анализа смысла визуального образа на разных уровнях (по методу Э.Панофского), с применением на элементарном уровне аппарата и терминологии иконографического и иконологического анализа
Планируемые результаты обучения
- освоить терминологический аппарат и основы иконографического и иконологического анализа
- знать основной набор сюжетов в искусстве разных эпох
- знать особенности интерпретации сюжетов в разное время и в разных регионах
- уметь правильно определять сюжет произведения и его связи с текстовым источником
- уметь грамотно искать аналоги конкретного сюжета в других эпохах и регионах и определять сходства и отличия в трактовках сюжета
- знать основные источники мифологических и библейских сюжетов (включая древнегреческий и древнеримский эпос, поэзию, библейские канонические и апокрифические тексты)
- уметь использовать полученную информацию для правильной атрибуции памятника
Содержание учебной дисциплины
- Основы иконографического и иконологического анализаВизуальный образ и этапы его осмысления. Иконография и иконология в истории искусства, их возможности и границы. Основы иконографического и иконологического метода.
- Библейские сюжеты в искусстве. Иконография Христа.Сложение в раннехристианский период, основные типы, связь с античными образами божеств и римского императора. Космократор, Эммануил, Средовек, Нерукотворный образ и др. Множественность вариантов изображения Христа в развитом Средневековье и их выживание в искусстве Нового времени.
- Библейские сюжеты в искусстве. Иконография Богоматери.Первые изображения. Формирование до- и послеиконоборческих иконографических типов на Востоке, наиболее популярные западные иконографические типы. Протоевангелие Иакова как источник истории о рождестве и детстве Марии, его отражение в искусстве. Апокриф Иоанна об Успении Марии, его отражение в искусстве разных эпох.
- Библейские сюжеты в искусстве. Евангельский цикл от Благовещения до Вознесения. Апокалипсис в искусстве.Евангельский цикл от Благовещения до Вознесения. Возможные места его появления в раннехристианской живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. Его распад на три больших темы – Детство, Чудеса, Страсти. Основные сведения по иконографии каждого из этих сюжетов в искусстве Западного и Восточного Средневековья. Рассмотрение каждого сюжета в отдельности. Деяния апостолов. Апокалипсис в искусстве – последовательность событий, циклы и репрезентативные изображения. Влияние богословия на формирование иконографии.
- Мифологические сюжеты в искусстве. Герои греческих мифов и эпоса в мировом искусстве от Античности до ХХ в.Специфика трактовки сюжета и образа. Текстовые источники сюжетов, описания и упоминания знаменитых произведений искусства Античности. Генеалогия и поколения богов. Доолимпийские боги – Уран и Гея, Кронос и Рея. Гелиос. Гиганты. Титаны. История войн с титанами. Прометей. Олимпийцы. Связь греческих и римских богов. Зевс и Юпитер. Связь образа Зевса с позднейшими изображениями Христа. Жанр «поэзий» и история возлюбленных Зевса. Афина и Минерва. Афродита и Венера, Эрот-Амур. Дионис-Вакх, его почитание в Греции и Риме, его спутники и атрибуты дионисийских сцен в античном искусстве и искусстве Нового времени. Пан. Аполлон и музы.
- Мифологические сюжеты в искусстве. «Малые» божества и фантастические существа.Фемида, Немезида, Тюхе- Фортуна. Оры, Мойры, Грайи, Горгоны, Эринии, Хариты-Грации.
- Мифологические сюжеты в искусстве. Герои и их история.Атрибуты героев и их изображения в древнегреческом искусстве, искусстве Средних веков и Нового времени. Геракл, история его рождения и 12 подвигов. Тесей и Минотавр, история Дедала и Икара. Персей и история Медузы. Ясон и поход арготавтов за золотым руном. Илиада и Одиссея в древнегреческой вазописи, позднеантичных рукописях и искусстве Возрождения и Нового времени. Продолжение истории троянской войны в римском эпосе – Энеида и ее отражение в искусстве. Сюжеты древнегреческой драмы, связь некоторых из них с гомеровским эпосом. Жертвоприношение Ифигении. История убийства Агамемнона и мести Ореста. История Эдипа.
Элементы контроля
- Доклад-эссеПри подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-30 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать произведения, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.
- Тест-угадайкаВ ходе теста преподаватель показывает студентам 15 изображений. Студентам предлагается назвать: автора, название, дату и узнать библейский/мифологический сюжет.
- Домашнее заданиеСтудент готовит таблицу сюжетов.
- ЭкзаменЭкзамен проходит в устной форме, дистанционно, с помощью платформы Скайп.
- Доклад-эссеПри подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-30 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать произведения, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.
- Тест-угадайкаВ ходе теста преподаватель показывает студентам 15 изображений. Студентам предлагается назвать: автора, название, дату и узнать библейский/мифологический сюжет.
- Домашнее заданиеСтудент готовит таблицу сюжетов.
- ЭкзаменЭкзамен проходит в устной форме, дистанционно, с помощью платформы Скайп.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Доклад-эссе + 0.2 * Домашнее задание + 0.4 * Тест-угадайка + 0.2 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
Рекомендуемая дополнительная литература
- История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2002
- История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2003