• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Ислам и политика

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Политология)
Направление: 41.03.04. Политология
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса изучается природа влияния исламской религиозной доктрины на мир политического, рассматриваются различные трактовки и подходы к ее определению и анализу в современной академической науке. Представлен обстоятельный обзор политической философии и идеологии движений, обращающихся к исламу как к политическому инструменту в различных регионах современного мира. Исследуется социально-политический контекст их деятельности в широкой исторической ретроспективе. Отдельное внимание уделено рассмотрению проблем восприятия ислама и мусульман в немусульманских социумах, в виду позиций, занимаемых им в современном общественно-политическом дискурсе мусульманских и немусульманских обществ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является формирование у студентов универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для эффективной ориентации в информационном пространстве, формирующемся вокруг широкого круга проблем современного политического развития, связанных с особенностями внутреннего развития мусульманских обществ, их взаимодействия друг с другом и внешним миром, восприятием из вне.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Ислам в современном мире. Исламский фактор в современной политике.
    Ислам как мировая религия, система ценностей, нормативная и коммуникативная система. Плюрализм ислама: его исторические корни и современные формы. Ислам в общественно-политической жизни мусульманских народов. Исламская доктрина и повседневность ислама («повседневный ислам»). Основные научные школы мирового исламоведения. Ориентализм, европоцентризм и современное знание об исламе. Антропология ислама К. Гирца. Социология ислама Э. Геллнера. Ислам как «дискурсивная традиция» Т. Асада. Ислам и дискурс национальной безопасности: «радикализация ислама» или «исламизация радикализма»? Характеристика рекомендуемой литературы. Представление и обсуждение силлабуса учебной дисциплины.
  • Ислам и государство.
    Возникновение ислама и первые представления мусульман о государстве и государственности. Начало ниспослания коранического откровения и ранний (мекканский) период исламской истории: краткая харктеристика. Переселение Мухаммада в Ясриб (Медину) и создание институациализированной мусульманской общины. Политические принципы раннего мусульманского государства. Развитие исламской концепции государства (халифата) в рамках исламской правовой доктрины (фикха). Концепции государства Ибн Халдуна, Аль-Газали. Различия между суннитскими и шиитскими представлениями о государстве. Шиитская концепция имамата. Исламская концепция формы правления. Востребованность основных аспектов классических теорий государства в современных мусульманских обществах. Историческая память об исламском государстве и его современные перцепции.
  • Политические системы современных мусульманских государств
    Исламский фактор в политических системах современных мусульманских государств. Ислам в конституциях современных мусульманских государств. Шариат и фикх в системе государственного законодательства. Проявление исламского фактора во внутриполитических процессах. Исламские нормы и традиции в политических системах современных арабских государств. Роль ислама в моделях политической легитимизации и моделях политического управления в современных арабских монархиях (Марокко, Иордания, Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия). Обращение к исламу в политическом процессе арабских государствах с республиканской формой правления. Ислам и политический режим. Ислам и демократия. Ислам в авторитарных политических режимах: опыт стран Ближнего Востока и Северной Африки. Особый случай Ливийской Джамахирии. Первая исламская республика и мусульманский национализм в Пакистане. Исламская революция и исламская демократия в Иране. Модели интеграции умеренного ислама в политических системах Малайзии и Индонезии. Политическая система эмирата талибов в Афганистане и «Исламского государства» в Ираке и Сирии.
  • Ислам и политические идеологии в истории и современности
    Определение терминов «исламизм», «панисламизм», «ваххабизм», «политический ислам». «исламский интегризм», «исламское возрожденчество», «салафизм». Различные подходы к определению понятий, попытка разработки единого концептуального поля. Ислам и национализм. Мусульманский национализм (особенности Южной Азии). Ислам и арабский национализм. Ислам и панарабизм. Ислам и коммунизм. Исламский фундаментализм как вид религиозного фундаментализма.
  • Исламские политические партии в современном мире
    Ислам и демократия: об истоках появления вопроса. Основные тезисы сторонников идеи об «имманентности» демократии исламу. Концепция развития и плюрализма в современной мусульманской мысли. Возможна ли «исламская демократия»? «Что не так с исламом?»: аргументация противников идеи о совместимости демократии и ислама. Проблема стереотипизации опыта исламских обществ. Особенности складывания и функционирования политических партий в мусульманских странах. Краткий экскурс в историю партийного строительства на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке, Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии. Партийные и избирательные системы современных мусульманских государств. Особенности электоральной географии мусульманских государств. Типологии и классификации исламских политических партий. Ислам в политическом дискурсе современных партий.
  • Ислам и проблемы безопасности. Радикализм, экстремизм, терроризм.
    Особенности социально-политического развития Египта в ХХ веке. Этапы развития исламистского движения в Египте. Умеренное и экстремистское течения в египетском политическом исламе. Социальные, экономические, культурные и политические причины востребованности и популярности политического ислама среди широких слоев населения. Исламская революция 1978-79 г. и Рухола Хомейни. Политическая система и политическая культура послереволюционного Ирана: основные нормы, установки, акторы и элементы. Конституция Исламской Республики Иран: основные положения, источники, выводы. Концепция «экспорта Исламской революции». Анализ текстов С. Кутба и Р. Хомейни. Причины радикализации исламских движений: переосмысление религиозного опыта как идеологии. Влияние войны в Афганистане на организационное складывание первых международных исламских террористических сетей. «Аль-Каида» как глобальный проект. Феномен Усамы бен Ладена. ИГИЛ и Аль-Каида: конкуренты на исламистской арене. Идеология ИГИЛ: истоки и трансформация. Медиа-стратегия ИГИЛ. Роль новых медиа в функционировании глобальных исламистских сетей.
  • Исламский фактор в современных вооруженных конфликтах
    Роль и место политического ислама как совокупности идей и организационных форм в современных вооруженных конфликтах в Азии и Африке. Исламский нарратив в арабо-израильском и палестино-израильском конфликтах. Исламский нарратив легитимизации межгосударственных войн, на примере ирано-иракской войны (1980-1988 гг.). Исламский фактор в гражданских войнах (на примере Алжира, Сирии, Ливии).
  • Ислам и мусульмане в немусульманском мире.
    Мусульмане в Европе: к постановке проблемы. Стратегии взаимодействия государства с мусульманскими сообществами в разных европейских странах: сравнительный анализ. Проблема секъюритизации ислама. Восприятие мусульман как «других»: исламофобия и культурный расизм. «Евроислам». Проблемы мусульманского сообщества в Европе. Мусульмане в Азии: к постановке проблемы. Стратегии взаимодействия государства с мусульманскими сообществами в Китае и Индии. Мусульманские меньшинства и борьба за права человека. Мусульмане в Африке: к постановке проблемы. Стратегии взаимодействия государства с мусульманскими сообществами в странах Западной и Северо-Восточной Африки. Межконфессиональные конфликты и насилие. Мусульмане в США и Канаде: к постановке проблемы. Проблема 9/11 и её влияние на положение мусульманского меньшинства в США. Акт о безопасности Родины и проблема секьюритизация ислама во внутренней и внешней политике.
  • Ислам и исламский фактор в российской политике
    «Проблема ислама» в новейшей истории России: афганская война, распад СССР, чеченские войны. Феномен «исламского возрождения». Особенности функционирования организаций политического ислама на Северо-Восточном Кавказе и Поволжье. Стратегии противодействия террористической опасности. Формирование дискурса радикального и традиционного ислама. Опыт «управления» исламом в СССР и России. Мусульманское сообщество и мусульманские элиты в современной России: состав, особенности и траектории развития. Стратегии взаимодействия государства и мусульманского сообщества в России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа на семинарах: обсуждение литературы, кейсов, презентация докладов
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа на семинарах: обсуждение литературы, кейсов, презентация докладов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.6 * Работа на семинарах: обсуждение литературы, кейсов, презентация докладов + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hurvitz, N., & Alshech, E. (2017). Changing Islam, changing the world: contrasting visions within political Islam. Ethnic & Racial Studies, 40(12), 2077–2095. https://doi.org/10.1080/01419870.2017.1277029
  • Mesbahi, M. V. (DE-588)1054974225, (DE-576)411054503, aut. (2013). Islam and security narratives in Eurasia / Mohiaddin Mesbahi. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.514990449
  • Mirskii, G. I. (2003). “Political Islam” and Western Society. Russian Social Science Review, 44(3), 63. https://doi.org/10.2753/RSS1061-1428440363
  • The remote securitisation of Islam in the US post-9/11: euphemisation, metaphors and the “logic of expected consequences” in counter-radicalisation discourse. (2015). https://doi.org/10.1080/17539153.2015.1053747

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Lewis, B. (1993). Islam and the West. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=288563
  • Lewis, B. (2011). The End of Modern History in the Middle East. Stanford, Calif: Hoover Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=550370