Бакалавриат
2020/2021
История философии
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Философия)
Направление:
47.03.01. Философия
Кто читает:
Школа философии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
148
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку. Основные положения дисциплины «История философии» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Западная философия до середины XX века» и «Социальная философия», которые являются базовыми и обязательными для студентов 1-4 курса бакалавриата, обучающихся по направлению 47.03.01
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление обучающихся с категориальным аппаратом, основными проблемами и направлениями философии Возрождения, раннего Нового времени и Просвещения
- Знакомство с основными путями трансляции схоластической терминологии и проблематики в философии раннего Нового времени
- Развитие навыков критического мышления при чтении источников и историко-философской литературы, знакомство с работами крупнейших современных историков философии
Планируемые результаты обучения
- Знает основные элементы политической и гносеологической теории Дж. Локка. Может соотнести позицию Дж. Локка с позицией Р. Декарта
- Знает основы гносеологического учения Дж. Беркли. Понимает значение Беркли в развитии идей философов-эмпириков
- Знает основы учения о познании Д. Юма. Понимает влияние Юма на дальнейшее развитие философии
- Понимает значение эпохи Просвещения как для истории философии, так и для истории развития человечества в целом. Знает основных представителей философии эпохи Просвещения
- Понимает значение теории Ньютона для развития философии XVIII в. Знает основные материалистические и атеистические концепции французского Просвещения
- Знает учение о «моральном чувстве» и его значение для философии британского Просвещения. Знает основные подходы к определению человека просветителями.
- Понимает причины переосмысления роли истории в философии Просвещения
- Понимает учение Руссо о неравенстве и способах его преодоления. Знает основы педагогической прогарммы Руссо
Содержание учебной дисциплины
- Антропология ПросвещенияПонятие воспитания как центральный концепт просветительской антропологии. Понятие «морального чувства» в философии графа Шефстсбери и Хатчесона. Учение об «общем благе» Б.Мандевиля и А. Смита. Концепция счастья у Д.Дидро и его критика христианской этики как индивидуалистической. Проблема человеческого «интереса». Принцип «разумного эгоизма» в философии Гельвеция.
- Философия истории эпохи ПросвещенияКонцепция истории Ш.-Л. Монтескье. «О духе законов» (1648). Понятие справедливости и положительного закона. Три типа правления по Монтексье: республиканский, монархический и деспотический. Предпосылки истории как науки в трактовке Вольтера и д'Аламбера. Концепция исторического прогресса (Тюрго, Кондорсе): критерии, движущие силы, перспективы. История и нравственность; история и разум.
- Философия Дж. ЛоккаЛокк и становление сенсуализма в европейской философии. Проблема субстанции у Локка. Первичные и вторичные качества в трактовке Локка. Теория абстрактного знания. Теория познания и проблема языка. Природа знака в трактовке Локка. Язык как конвенция. Предпосылки социальной философии Локка: Локк и Гоббс о социальных условиях свободы. Концепция разделения властей. Веротерпимость как социальная проблема.
- Философия Дж. БерклиДж. Беркли и континентальная философия. Полемика с Локком и материализмом. «Опыт новой теории зрения» (1709): критика учения о первичных качествах. «Трактат о принципах человеческого знания» (1710). Учение об абстракции. Теория идей. Esse est percipi. Критика материализма. Проблема внешнего мира у Беркли. Учение о Боге и духах. Учение о природе. Границы науки. Моральная философия Дж. Беркли.
- Философия Д. Юма«Трактат о человеческой природе» (1734-1740) Д. Юма: история создания, структура, цели. Наука о человеческой природе как «истинная метафизика». Скептицизм Д.Юма. Гносеология Юма: впечатления и идеи. Ассоциация идей. Критика теории причинности. Опыт и привычка. Учение о «Я» как «пучке перцепций». Учение об аффектах и понятие воли. Этика Юма. «Диалоги о естественной религии» (1779). Д. Юм как основоположник ассоциативной психологии. Влияние Юма на философию И. Канта.
- Философия природы французского Просвещения18 век как век естествознания. Ньютонианские предпосылки просвещенческой философии природы. Размежевание физики и теологии. Варианты деизма во французском Просвещении. Понятие Бога в «Философских письмах» Вольтера. Метариалистические и атеистические движения: Ламетри и его учение о «человеке-машине». Проблема материи и субстанциальность движения в философии Гольбаха и Дидро. Корпускулярная теория материи. Цикличность движения и теория «мировых катастроф». Проблема фатализма у Гольбаха и Дидро: «власть случая» и «незыблемый порядок».
- Феномен философии ПросвещенияФилософ в «век философов» - основные черты самосознания эпохи Просвещения. «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Методологические основания философии Просвещение: критика метафизических систем и ориентация на ньютоновскую физику. Сенсуализм Кондильяка. Основные положения «Опыте о происхождении человеческих знаний» (1746). Критика метафизических систем и обоснование науки, основанной на фактах в «Трактате о системах».
- Философия Ж.-Ж.РуссоОтношение Руссо к «энциклопедистам»: полемика с Дидро, Гольбахом, д'Аламбером. Критика наук и искусств в ранний период творчества (конкурсное сочинение). Понятие «естественного состояния» и «естественного закона» в трактате «Рассуждение о неравенстве» (1754). Полемика Руссо и Вольтера. Теория языка у Руссо. Основные положения сентименталистской программы Руссо в повести «Новая Элоиза» (1760). Воспитательная программа Руссо и ее влияние на развитие педагогической науки (Песталлоци, Фурье, Оуэн). Антропологические основания этики и теологии Руссо в «Исповедании веры савойского викария». Политическая теория Руссо: диалектика свободы и концепция общей воли в трактате «Об общественном договоре» (1762).
Элементы контроля
- работа на семинарах; написание исследовательской работы; презентация исследования
- устный ответ на экзамене по билетамЭкзамен будет проходить в устном синхронном формате и будет представлять собой беседу с преподавателями по материалам лекций и семинаров за 3-4 модуль. У вас будет один вопрос и при необходимости беседа по дополнительным вопросам. К экзамену будет составлено расписание подключения студентов. К назначенному времени студент заходит по ссылке https://zoom.us/j/421969739, получает вопрос, после чего готовится к ответу или отвечает сразу. После ответа на основной вопрос студенту могут быть заданы дополнительные вопросы по темам, отличным от первого вопроса. Во время экзамена студент обязан включить камеру и микрофон. По окончании ответа преподаватели обсуждают их и принимают решение о выставлении оценки, после чего объявляют её студенту. Либо если преподаватель принимает экзамен один, он выставляет оценку самостоятельно сразу по окончании ответа студента. Порядок действия при возникновении технических проблем: КРАТКОВРЕМЕННОЕ НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ У СТУДЕНТА (5 МИНУТ) - студент должен сделать скриншот с временем разрыва и отправить преподавателю на корпоративную почту как только связь будет восстановлена; - преподаватель предоставляет студенту возможность заново дать устный ответ (на тот же или новый вопрос) ДОЛГОВРЕМЕННОЕ НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ У СТУДЕНТА (БОЛЕЕ 10 МИНУТ) - студент сообщает в учебный офис и преподавателю о проблеме в течение трёх дней — отправляет скриншот с временем разрыва и описывает ситуацию При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Если у студента возникли технические проблемы на длительное время, то студенту предоставляется возможность повторной сдачи элемента контроля (в случае признания причины отсутствия уважительной учебным офисом). Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
- работа на семинарах; написание исследовательской работы; презентация исследования
- устный ответ на экзамене по билетамЭкзамен будет проходить в устном синхронном формате и будет представлять собой беседу с преподавателями по материалам лекций и семинаров за 3-4 модуль. У вас будет один вопрос и при необходимости беседа по дополнительным вопросам. К экзамену будет составлено расписание подключения студентов. К назначенному времени студент заходит по ссылке https://zoom.us/j/421969739, получает вопрос, после чего готовится к ответу или отвечает сразу. После ответа на основной вопрос студенту могут быть заданы дополнительные вопросы по темам, отличным от первого вопроса. Во время экзамена студент обязан включить камеру и микрофон. По окончании ответа преподаватели обсуждают их и принимают решение о выставлении оценки, после чего объявляют её студенту. Либо если преподаватель принимает экзамен один, он выставляет оценку самостоятельно сразу по окончании ответа студента. Порядок действия при возникновении технических проблем: КРАТКОВРЕМЕННОЕ НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ У СТУДЕНТА (5 МИНУТ) - студент должен сделать скриншот с временем разрыва и отправить преподавателю на корпоративную почту как только связь будет восстановлена; - преподаватель предоставляет студенту возможность заново дать устный ответ (на тот же или новый вопрос) ДОЛГОВРЕМЕННОЕ НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ У СТУДЕНТА (БОЛЕЕ 10 МИНУТ) - студент сообщает в учебный офис и преподавателю о проблеме в течение трёх дней — отправляет скриншот с временем разрыва и описывает ситуацию При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Если у студента возникли технические проблемы на длительное время, то студенту предоставляется возможность повторной сдачи элемента контроля (в случае признания причины отсутствия уважительной учебным офисом). Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.6 * работа на семинарах; написание исследовательской работы; презентация исследования + 0.4 * устный ответ на экзамене по билетам
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.6 * работа на семинарах; написание исследовательской работы; презентация исследования + 0.4 * устный ответ на экзамене по билетам
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.6 * работа на семинарах; написание исследовательской работы; презентация исследования + 0.4 * устный ответ на экзамене по билетам
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- M. V. C. Jeffreys. (2019). John Locke : Prophet of Common Sense. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2142807
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bates, D. W. (2018). Enlightenment Aberrations : Error and Revolution in France. Ithaca: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1903395