Бакалавриат
2020/2021
Чудеса человеческой речи: введение в лингвистику
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт востоковедения и африканистики
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Мамедшахов Рамазан Гамидович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Чудеса человеческой речи: введение в лингвистику» представляет собой англоязычный он-лайн курс с аудиторной поддержкой, посвященный основам современных лингвистических теорий в различных лингвистических отраслях: фонетике, морфологии и синтаксисе, когнитивной лингвистике, эволюционной лингвистике, семантике и прагматике. Он включает в себя различный материал, печатные лингвистические источники, видеофайлы с интервью с известными лингвистами, аудиофрагменты, иллюстрирующие различные языковые типы, интерактивные задания на применение полученных теоретических сведений.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Чудеса человеческой речи: введение в лингвистику» являются знакомство с общими особенностями языка как коммуникативной системы и его функционирования в обществе, рассмотрение современных лингвистических ресурсов и инструментов и обсуждение различных аспектов лингвистической проблематики.
Планируемые результаты обучения
- Знает содержание он-лайн курса.
- Понимает и умеет толковать теоретические понятия, используемые в курсе.
- Знает английские и русские терминологические эквиваленты лингвистических понятий курса.
- Умеет применять изложенные в курсе теории к анализу конкретного языкового материала.
Содержание учебной дисциплины
- Он-лайн курсДисциплина реализуется в формате смешанного обучения. Курс включает в себя в качестве самостоятельной работы изучение онлайн курса на английском языке. Для учебной дисциплины используется MOOC – on-line курс "The Miracles of the Human Language: An Introduction to Linguistics" - "Чудеса человеческого языка: введение в лингвистику", реализуемый на платформе Coursera [coursera.org] https://ru.coursera.org/learn/human-language. Разработчик курса - Leiden University.
- Введение.Язык как коммуникативная система, социально-биологическая сущность языка, отличия человеческого языка от сигнальных систем животных, модульная (ярусная) структура языка.
- Фонетика и фонология.Физические и семиотические параметры звуков речи, артикуляция и перцепция, сегментные и супрасегментные элементы речи.
- Грамматика: морфология и синтаксис.Морфологическая структура слова, слово и предложение, порядок слов.
- Семантика и прагматика.Значение и смысл, типы значений, взаимосвязь языка и мышления, взаимодействие значения и контекста.
- Биологические основы языка.Язык и мозг, усвоение языка, нарушения речи, биологическая информация в языке.
- Социолингвистика.Язык как социальное явление, историческая и пространственная изменчивость языка, коммуникативные стратегии.
Элементы контроля
- Оценка за освоение он-лайн курсаУчащийся самостоятельно осваивает он-лайн курс и предоставляет преподавателю его итоговый результат в виде снимка экрана (скриншот, Print Screen). Этот результат учитывается как часть накопленной оценки.
- ЭкзаменЭкзаменационный тест состоит из 20 вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопрос с открытым ответом. Время ответа – 30 минут. Оценка за работу в течение курса и оценки за экзамен выставляются ведущим преподавателем (преподавателями) курса. В случае возникновения спорных вопросов по семинарским работам и экзамену может приниматься коллегиальное решение с участием других преподавателей (состав комиссии для принятия решения определяется решением директора департамента по согласованию с академическим руководителем программы).
- Работа на семинарахПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях через семинарский тест. Семинарский тест состоит из 10 вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопрос с открытым ответом. Время ответа – 10 минут. Результаты он-лайн курса и семинарского теста образуют накопленную оценку. Накопленная оценка определяется перед итоговым контролем (экзаменом). Оценка за работу в течение курса и оценки за экзамен выставляются ведущим преподавателем (преподавателями) курса. В случае возникновения спорных вопросов по семинарским работам и экзамену может приниматься коллегиальное решение с участием других преподавателей (состав комиссии для принятия решения определяется решением директора департамента по согласованию с академическим руководителем программы).
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)Результирующая оценка складывается из оценки за он-лайн курс (ООК), оценки за семинарский тест (ОСТ) и экзаменационной оценки за курс (ЭОК). РО = ООК (80 %) + ОСТ (10%) + ЭОК (10 %)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Aronoff, M., & Rees-Miller, J. (2017). The Handbook of Linguistics (Vol. Second edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1484987
Рекомендуемая дополнительная литература
- Cuyckens, H., & Geeraerts, D. (2007). The Oxford Handbook of Cognitive Linguistics. OUP Premium.
- Maggie Tallerman, & Kathleen R. Gibson. (n.d.). The Oxford Handbook of Language Evolution.