Бакалавриат
2020/2021
Теория литературы
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен всестороннему рассмотрению современного состояния теоретического знания о литературе, в том числе углубленно изучается история античной и западноевропейской критической мысли о литературе в ряду других искусств. На занятиях слушатели также учатся использовать теоретические знания при анализе литературных произведений.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление слушателей курса с современным состоянием теоретического знания о литературе
Планируемые результаты обучения
- Студент анализирует научную литературу
- Студент различает основные категории современной рефлексии о литературе
- Студент учитывает методологические импликации тех или иных концепций литературного текста
- Студент анализирует конкретные литературные произведения, используя обсуждавшиеся на курсе теоретические работы
Содержание учебной дисциплины
- Философская эстетикаАнтичная поэтика: миф, мимесис, характер. Эстетика Гегеля и рождение исторического метода
- Основы новой поэтикиОсновы новой поэтики: от этнографизма к структурализму
- Модернистская теория нарративаМодернистская теория нарратива: мотив, сюжет, рассказчик
- Теоретические подходы к литературе середины XX в.Михаил Бахтин: в сторону новой исторической поэтики
- Психология литературыПсихоанализ в литературоведении Использование психоаналитических моделей в исследовании литературы. От Фрейда к Лакану: трансформации психоаналитических моделей в интерпретации культуры.
- Эссенциализм и интерактивность литературного текста.Интенция и рецепция: автор – черновик – читатель. Текст во времени и пространстве. Маркеры текстуального процесса и текстовой структуры. «Авторская воля» и «права» исследователя. Рецептивная эстетика Х. Яусса и В. Изера. Семиотика и герменевтика литературного текста. Дискурс и интертекст. Структурализм и постструктурализм в литературоведении.
- Прагматика литературы.Антропология литературы. Контексты литературного текста. Понятие конститутивных и перформативных высказываний. Когерентность и фрагментарность текстуальной структуры. Психологизм текста и его вневербальные проекции. Эмоции и эмотивы. Когнитивные исследования в нарратологии. Вопросы исследования мотива, сюжета и нарратива в когнитологической перспективе.
- Социология литературы.Массовая литература и массовая культура. «Бирмингемская школа»: ее истоки, эволюция и влияние на исследование массовой литературы. Историческая социология массовой литературы в России.
Элементы контроля
- ПрезентацияУстная презентация на заданную тему, в ходе которой необходимо предложить анализ художественного текста в ключе конкретного методологического подхода.
- Аудиторная работаОценка за работу на семинарах: ответы на вопросы, участие в дискуссии после презентации и т.п.
- ЭссеОбъем: примерно 2000 слов. Выполняется в аудитории. Источники: тексты по пройденному материалу, материалы семинарских занятий.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.35 * Аудиторная работа + 0.35 * Презентация + 0.3 * Эссе
- Промежуточная аттестация (4 модуль)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ананьева, Е. (2009). Антропология литературы: человек пишущий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3A86143E
- Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5
Рекомендуемая дополнительная литература
- Castle, G. (2007). The Blackwell Guide to Literary Theory. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=181521
- Sempere, J. P. (2014). The Influence of Mikhail Bakhtin on the Formation and Development of the Yale School of Deconstruction. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=772096