Бакалавриат
2020/2021
Древнегреческий язык
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
72
Программа дисциплины
Аннотация
Студенты обучаются основам древнегреческого языка, досконально знакомятся с тонкостями древнегреческой грамматики, принципы описания и изучения которой лежат в основе классической филологической науки. В ходе изучения грамматического строя древнегреческого языка студенты получат представление о периодизации истории древнегреческого языка, его месте в индоевропейской семье языков, роли в формировании европейской и мировой культуры.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины по выбору «Древнегреческий язык» является обеспечение студентов филологической программы базовым знанием грамматики, фонетики, лексики древнегреческого языка.
- Сопутствующая цель курса - погружение слушателей в реалии культуры посредством развития навыков чтения оригинальных текстов на аттическом диалекте древнегреческого языка классического периода (5–4 вв. до н. э.).
- Студенты получают представление о периодизации истории древнегреческого языка, его месте в индоевропейской семье языков, роли в формировании европейской и мировой культуры.
Планируемые результаты обучения
- Грамотно читает, пишет, воспринимает материал
- Спрягает глагол, грамотно образует формы изъявительного и повелительного наклонения.
- Понимает особенности атематического спряжения.
- Знает грамматические категории имени. Грамотно склоняет существительные, прилагательные, местоимения. Знает основные предлоги.
- Склоняет существительные тематического склонения.
- Склоняет прилагательные тематического склонения. Знает относительное местоимение.
- Знает первичные и вторичные окончания глагола, принципы образования форм имперфекта.
- Умеет образовывать форму с приращением от префиксальных глаголов. Знает конструкцию Accusativus cum infinitivo
- Умеет склонять существительные с основой на -α-.
- Ориентируется в основных функциях родительного падежа и правильно употребляет его формы.
- Знаком с основными принципами слияния гласных в существительных и глаголах.
- Опознает слитные глаголы и может назвать некоторые функции падежей
- Определяет значение медиального залога и грамотно образует его формы.
- Знает употребительные отложительные глаголы. Владеет конструкцией Genetivus absolutus.
- Может назвать имена трёх окончаний.
- Способен определить категорию наклонения и может перечислить значения сослагательного наклонения.
- Опознает и умеет употреблять желательное наклонение.
- Умеет определять будущее простое и знает, глаголы тематического спряжения
- Различает виды условных предложений и умеет их строить.
- Опознает основы атематического склонения, оканчивающиеся на сонанты.
- Может перечислить основы атематического склонения на -ν-.
- Понимает значение, образование и употребление аориста.
- Знает основные формы глагола.
- Знает формы второго аориста. Умеет строить придаточные предложения цели.
- Знаком с основами атематического склонения на -σ-.
- Знает основы атематического склонения на смычный.
- Знает основы атематического склонения на -ντ-.
- Способен опознать атематический корневой аорист
- Знает основы атематического склонения на дифтонги. Знает все типы условные предложений.
- Может перечислить основы атематического склонения на гласный.
- Определяет непереходно-пассивные формы глагола.
- Понимает значение, умеет образовывать формы перфекта.
- Способен опознать корневой перфект, perfectum II
- Определяет медиально-пассивный перфект.
- Умеет назвать и применить все основные формы глагола.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в историю греческого языка.Графика. Фонетика. Просодия.
- Глагол. Грамматические категории глагола.Первичная глагольная основа. Тематическое и атематическое спряжения. Praesens indicativi activi, Imperativus praesentis activi тематического спряжения. Односоставные предложения. Отрицание
- Глаголы атематического спряженияPraesens indicativi activi. Вопросительные предложения.
- Грамматические категории имени.Именное склонение. Склонение личных местоимений. Общая характеристика глагольного управления. Предлоги.
- Тематическое (2) склонение существительных.Синтаксические позиции определения.
- Прилагательные тематического (2) склонения.Относительное местоимение ὅς, ἥ, ὅ. Accusativus duplex. Субстантивация прилагательных. Образование префиксальных глаголов.
- Прошедшие (исторические) времена глагола.Первичные и вторичные окончания глагола. Приращение. Imperfectum activi тематических глаголов. Синтаксические функции винительного падежа.
- Imperfectum activi атематического спряжения.Приращение у префиксальных глаголов. Осложненные предложения. Accusativus cum infinitivo.
- Склонение имен с основой на -α- (1 склонение).Склонение существительных женского и мужского рода. Придаточные предложения места. Управление префиксальных глаголов.
- Прилагательные женского рода с основой на -α-.Придаточные предложения времени. Некоторые функции Genetivus.
- Слияние гласных в именных и глагольных формах.Слитные существительные и прилагательные. Придаточные предложения причины. Двойственное число. Слитные глаголы тематического спряжения. Некоторые функции падежей.
- Слитные глаголы тематического спряжения.Некоторые функции падежей.
- Грамматическая категория залога.Медиальный залог тематических глаголов (Praesens). Синтаксические конструкции при страдательном залоге.
- Медиальный залог атематических глаголов (Praesens).Отложительные глаголы. Genetivus absolutus.
- Имена с тремя формами грамматического рода 1 и 2 склонений.Аттракция относительного местоимения. Согласование при однородных членах.
- Грамматическая категория наклонения.Сослагательное наклонение (Praesens). Типы составного сказуемого.
- Optativus praesentis.Функции модальной частицы ἄν. Итеративно-обобщенные предложения.
- Регулярные глаголы тематического спряжения.Система форм будущего времени. Futurum primum.
- Futurum secundum.Условные период (modus realis, modus futuralis).
- Атематическое (3) склонение.Общая характеристика. Имена с основой на сонорные. Косвенная речь и косвенный вопрос.
- Атематическое (3) склонение.Имена с основой на -ν-.
- АористОснова, флексия, употребление.
- Основные формы глагола и основы, от которых они образуются.Придаточные с verba timendi.
- Тематический аорист (Aoristus II activi et medii).Придаточные предложения цели.
- Имена с основой на -σ- атематического (3) склонения.Предложения следствия.
- Атематическое (3) склонение.Имена с основой на смычный. Придаточные предложения времени.
- Атематическое (3) склонение.Имена с основой на -ντ-.
- Атематический (корневой) аорист.Строение. Употребление.
- Атематическое (3) склонение.Имена с основой на дифтонги. Условный итеративные период. Обзор всех типов условного периода.
- Атематическое (3) склонение.Имена с основой на гласный.
- Непереходно-пассивная основа глагола.Аорист пассивный. Будущее время страдательного залога.
- Система перфекта.Образование основы перфекта. Perfectum I activi, plusquamperfectum I activi.
- Perfectum II, plusquamperfectum II activi.Строение. Употребление.
- Perfectum et plusquamperfectum medii-passivi.Futurum III activi et passivi.
- Основные формы глагола.Классы глаголов.
Элементы контроля
- Домашняя работаВыполняется письменно и состоит из небольших грамматических и лексических упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
- Проверочные работыПроверочная работа выполняется письменно в аудитории. Время проведения проверочной работы - 30 минут. Задания для проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Вариант проверочного задания один. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо.
- Лексические диктантыЛексический диктант проводится в аудитории, выполняется письменно. Задания для лексического диктанта разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо. Время выполнение лексического диктанта – 25 минут.
- Итоговый контрольЭкзамен проводится письменно в аудитории. Во время подготовки ответов, студенту разрешается пользоваться словарем. Студент выполняет экзаменационное задания только по одному из вариантов.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.12 * Домашняя работа + 0.4 * Итоговый контроль + 0.24 * Лексические диктанты + 0.24 * Проверочные работы
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Mastronarde, D. J. (2013). Introduction to Attic Greek (Vol. 2nd ed). Berkeley: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=517398
- Доровских Л.В. - Древнегреческий язык: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 134с. - ISBN: 978-5-9765-1049-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100013
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bakker, E. J. (2010). A Companion to the Ancient Greek Language. Chichester, West Sussex: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=310720
- Титов О. А. - ВВЕДЕНИЕ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 163с. - ISBN: 978-5-534-11267-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-drevnegrecheskiy-yazyk-445204