Бакалавриат
2020/2021
После Арабской весны - стремление к демократии и несостоявшееся государство
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт востоковедения и африканистики
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Исаев Леонид Маркович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
10
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс основан на он-лайн дисциплине, читающейся на платформе Coursera «After the Arab Spring – Democratic Aspirations and State Failure». Курс предлагает обзор структурных недостатков арабских государств, которые помогают нам понять, почему в арабском мире не произошло демократического транзита, а вместо этого революционные процессы перетекли в гражданские конфликты, а также усугубили существовавшие в регионе этнические, религиозные и региональные противоречия, а также способствовали восстановлению авторитарных режимов. На сегодняшний день арабский мир находится в глубоком кризисе. Из 22 государств-членов Лиги арабских государств, по крайней мере, пять (Ирак, Ливия, Йемен, Сомали и Сирия) представляют из себя несостоявшиеся государства. В остальных странах вновь заявили о себе старые автократии. Внутригосударственные противоречия в настоящее время усугубляются региональными конфликтами в беспрецедентных масштабах, и в результате этого разочарование привело к самым большим потокам беженцев, а ближневосточный конфликт уже приобрел глобальное измерение. Таким образом в рамках данной дисциплины студенты ознакомятся с основными рисками социально-политического развития арабских стран, также динамикой социально-политической нестабильности региона.
Цель освоения дисциплины
- Целью курса является формирование у студентов представления об особенностях процессов социально-политической нестабильности в арабских странах, в том числе их причинах, формах, основных акторах, а также последствиях.
- На основе изучения процессов социально-политической нестабильности дать возможность студентам осмыслить место событий «арабской весны» и их роль в социально-политических процессах в регионе Ближнего Востока и Северной Африки; а также привить студентам адекватное профессиональное понимание современного развития арабских стран с учетом их исторического опыта и национальной специфики с целью подготовки высококвалифицированного востоковеда – арабиста, ориентирующегося в вопросах государственного и политического развития стран региона.
- В рамках курса студенты смогут понять, почему «демократическое пробуждение» в арабских странах после «арабской весны» не произошло, а вместо этого уступило место гражданским войнам, этническим, религиозным и региональным разногласиям и восстановлению авторитарных режимов. В дальнейшем это послужит теоретической базой для выполнения практической работы как в российских ведомствах, так и за рубежом.
Планируемые результаты обучения
- Способен составлять научно-аналитические отчеты, обзоры, презентации, информационные справки и пояснительные записки в сфере профессиональных обязанностей.
- Способен представлять результаты собственных и групповых исследований.
- Способен формировать алгоритмы выстраивания взаимоотношений между представителями РФ и Азии с учетом политической культуры и менталитета народов азиатского мира, на основе понимания роли традиционных и современных социально-политических и экономических факторов.
- Способен организовать поиск контактов с представителями стран Азии и Африки и обеспечить их поддержание.
- Способен учитывать в практической и исследовательской деятельности культурную специфику, характерную для стран изучаемого региона, а также влияние этнографических, этнолингвистических и этнопсихологических особенностей народов Азии и Африки на деловую культуру и этикет поведения.
- Способен участвовать в укреплении дипломатических и межгосударственных взаимоотношений со странами Азии и Африки.
- Способен организовывать и планировать собственную научно-исследовательскую работу.
- Способен понимать, излагать информацию о странах и народах Востока, свободно общаться на основном восточном языке, устно и письменно переводить с восточного языка и на восточный язык тексты культурного, научного, политического, экономического и религиозно-философского характера.
- Способен пользоваться понятийным аппаратом научных исследований, критически анализировать собранную информацию.
- Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности.
- Способен к осознанному целеполаганию, социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов.
- Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных.
- Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры.
Содержание учебной дисциплины
- Он-лайн частьКурс включает в себя в качестве самостоятельной работы изучение он-лайн курса на английском языке "After the Arab Spring – Democratic Aspirations and State Failure" - "После Арабской весны - стремление к демократии и несостоявшееся государство" на платформе Coursera [coursera.org] https://www.coursera.org/learn/after-the-arab-spring. Университет разработчик курса - The University of Copenhagen.
- Тема 1. Факторы и модели социально-политической дестабилизации в арабских странахПрирода арабский восстаний. Факторы «арабской весны», роль религиозного фактора. Коммуникативные особенности «арабской весны». Основные акторы и движущие силы арабских протестов. Моделирование процессов социально-политической нестабильности.
- Тема 2. Арабская весна как триггер глобального фазового переходаОбщие тенденции динамики интегральных составляющих показателей социально-показателей дестабилизации. влияние типа режима на динамику социально-политической дестабилизации. возможные тенденции и механизмы влияния событий «арабской весны» на процессы социально-политической дестабилизации в Мир-Системном масштабе.
- Тема 3. Арабский кризис и его международные последствияДинамика и перспективы арабских протестов. Ключевые внутренние и международные последствия арабских протестов. Влияние «арабской весны» на будущие сценарии развития Мир-Системы, а также новую архитектуру регионального миропорядка на Ближнем Востоке и Северной Африке.
Элементы контроля
- Проверочная работа 1Проверочная работа проводится в форме теста (предусматривающего открытые вопросы, вопросы с одним и множественными правильными ответами), включающего 15 вопросов.
- Проверочная работа 2Проверочная работа проводится в форме теста (предусматривающего открытые вопросы, вопросы с одним и множественными правильными ответами), включающего 15 вопросов.
- Проверочная работа 3Проверочная работа проводится в форме теста (предусматривающего открытые вопросы, вопросы с одним и множественными правильными ответами), включающего 15 вопросов.
- Он-лайн курсКурс включает в себя в качестве самостоятельной работы изучение он-лайн курса на английском языке "After the Arab Spring – Democratic Aspirations and State Failure" - "После Арабской весны - стремление к демократии и несостоявшееся государство" на платформе Coursera [coursera.org] https://www.coursera.org/learn/after-the-arab-spring. Университет разработчик курса - The University of Copenhagen.
- ЭкзаменЭкзаменационная работа проводится в форме теста (предусматривающего открытые вопросы, вопросы с одним и множественными правильными ответами), включающего 20-25 вопросов.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.4 * Он-лайн курс + 0.1 * Проверочная работа 1 + 0.1 * Проверочная работа 2 + 0.1 * Проверочная работа 3 + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Andrey Korotayev, Leonid Grinin, Leonid Issaev, Alisa Shishkina, Evgeny Ivanov, & Kira Meshcherina. (2017). World Order Transformation and Sociopolitical Destabilization. HSE Working Papers.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Andrey Korotayev, Leonid Grinin, Stanislav Bilyuga, Kira Meshcherina, & Alisa Shishkina. (n.d.). Economic Development, Sociopolitical Destabilization and Inequality.
- Casper, B. A., & Tyson, S. A. (2014). Popular Protest and Elite Coordination in a Coup d’état. Journal of Politics, 76(2), 548–564. https://doi.org/10.1017/S0022381613001485
- GREGORY, P. R. (2017). The Black Swan of the Russian Revolution. Independent Review, 22(2), 167–171.
- Hussain, M. M., & Howard, P. N. (2013). What Best Explains Successful Protest Cascades? ICTs and the Fuzzy Causes of the Arab Spring. International Studies Review, 15(1), 48–66. https://doi.org/10.1111/misr.12020
- Kerton, S. (2012). Tahrir, Here? The Influence of the Arab Uprisings on the Emergence of Occupy. Social Movement Studies, 11(3/4), 302–308. https://doi.org/10.1080/14742837.2012.704183
- Korotayev, A. V., Issaev, L. M., Maikov, S. Y., & Shishkina, A. R. (2014). The Arab Spring: A Quantitative Analysis. Arab Studies Quarterly, 36(2), 149–169. https://doi.org/10.13169/arabstudquar.36.2.0149
- Mohammad Reza Farzanegan, & Stefan Witthuhn. (2016). Corruption and Political Stability: Does the Youth Bulge Matter? CESifo Working Paper Series.
- Nils-Christian Bormann, Lars-Erik Cederman, & Manuel Vogt. (2017). Language, Religion, and Ethnic Civil War. Journal of Conflict Resolution, 4, 744.
- Tusalem, R. F. (2015). Democracies, Autocracies, and Political Stability. International Social Science Review, 90(1), 1–40.
- Way, L. (2008). The Real Causes of the Color Revolutions. Journal of Democracy, 19(3), 55–69. https://doi.org/10.1353/jod.0.0010