Магистратура
2020/2021
Экономика образования и образовательного учреждения
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Управление образованием)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент государственного администрирования
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Анисовец Татьяна Александровна
Прогр. обучения:
Управление образованием
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образова-тельным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину Экономика образования и образовательного учреждения и магистрантов направления подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное образование», обучающихся по образова-тельной программе «Управление образованием».
Цель освоения дисциплины
- Цель изучения дисциплины «Экономика образования и образовательного учре-ждения» - обеспечить необходимый, установленный образовательным стандартом НИУ ВШЭ, уровень базовой подготовки магистрантов в области экономики образования, сформировать необходимый уровень экономической подготовки для принятия решений при управлении системой и учреждением; мотивировать на самоформирование культуры экономического мышления, необходимого для объяснения экономической политики в социальной сфере, и системе образования в частности; выработать практические навыки принятия ответственных экономических решений в профессиональной деятельности.
- - содействовать становлению базовой профессиональной компетентности магистра для теоретического осмысления, решения образовательных, исследовательских и практи-ческих задач по использованию экономических моделей и принципов в управлении обра-зовательным учреждением;
- - осуществление профессионального образования и личностного роста для проек-тирования экономических процессов в образовательном учреждении;
- - понимание пути экономической логики и использование ее в повседневной жиз-ни;
- - активизация самостоятельной деятельности, включение в исследовательскую ра-боту магистранта.
Планируемые результаты обучения
- Демонстрирует умение к са-мостоятельному освоению нового материала через изу-чение и анализ научных ста-тей.
- Демонстрирует умение кри-тически оценивать инфор-мацию и принимать на ос-нове этого обоснованные решения.
- Умеет определять проблем-ные зоны и предлагать раз-личные варианты их устра-нения.
- Применяет свои знания в профессиональной работе управленца.
- Демонстрирует умение про-анализировать источники и представить результаты про-веденной работы.
- Демонстрирует знания в сфере финансирования обра-зовательных организаций.
- Умеет представлять свои проекты и аналитические материалы.
- Демонстрирует умение найти информацию, обработать ее, провести анализ и представить результаты.
- Использует полученные знания при разработке нор-мативных документов своей организации.
- Владеет методами работы проектной работы.
- Демонстрирует свои знания при принятии обоснованных решений об оплате сотруд-ников.
- Использует полученные знания при разработке нормативных документов своей организации.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в экономику образования.1.1. Возникновение экономики образования и ее место в системе экономиче-ских наук. Предмет экономики образования, его взаимосвязь с предметом экономической теории. Экономические законы и специфика их проявления в сфере образования. Определение образовательных проблем. Основные вопросы, связанные с образо-ванием: рост производительности, неравенство доходов, социальная мобильность. Кривая производственных возможностей. 1.2.Экономические отношения в сфере образования. Сфера образования как составная часть национального хозяйства. Характеристика потребности в образовании. Образование как благо. Образовательная услуга. Черты образовательных услуг. Специфика образовательной услуги как товара. 1.3. Рынок образовательных услуг и его основные черты. Понятие бесплатности образовательных услуг. Частный и государственный секто-ры платных услуг. Образовательные услуги: анализ спроса и предложения на рынке. Спрос, предложение на рынке образовательных услуг. Факторы спроса, предложе-ния. Эластичность спроса и предложения образовательных услуг. Применение моделей потребительского поведения и теории производства в образовании. 1.4. Производственная функция в образовании. Производственная функция в образовании. Методологические проблемы оценки производственной функции. Ресурсы, используемые в производстве образовательных услуг. Затраты, их виды. Эффективность в использовании ресурсов в сфере образования. Как характеристики учебных заведений влияют на успеваемость и будущую зара-ботную плату учащихся. 1.5. Экономические выгоды образования. Экономические выгоды образования: частные выгоды образования, социальные выгоды образования (внешние эффекты). Общественные и индивидуальные выгоды от образования и затраты на образование. Оценка выгод общества и домохозяйств (индиви-дов) от среднего образования. 1.6. Подходы к оценке эффективности образования. Подходы к оценке эффективности образования. Прямые и косвенные показатели эффективности образовательных систем. Внутренний и внешний экономический эффект. Методика оценки эффективности образования Л. Туроу. 1.7. Модели оценки эффективности образования. Модели оценки эффективности образования: регрессионные модели, модели «за-траты-выпуск». Применение метода «затраты – выгода». Концепция человеческого капи-тала. Модель жизненного цикла получения доходов, обучения и потребления. Базовая мо-дель домохозяйства с одним работником. Анализ жизненного цикла типичного потреби-теля. Отдача от образования. Эмпирические данные, проблемы измерения отдачи от обра-зования.
- Финансирование образования2.1. Способы финансирования учебных заведений. Финансовая политика в области образования. Каким образом политика государ-ства влияет на решение о получении образования. Основные функции участников фи-нансирования образовательных учреждений. 2.2. Финансирование ОУ как основа государственной гарантии получения граж-данами образования в пределах государственных образовательных стандартов. Принци-пы государственного финансирования сферы образования. Программное и проектное финансирование, бюджетирование, ориентированное на результат, управление по инди-каторам, нормативно-подушевое финансирование, формульное финансирование. 2.3. Внебюджетная деятельность и виды внебюджетной деятельности ОУ. Класси-фикация внебюджетных доходов. Факторы эффективности внебюджетной деятельности. 2.4. Ценообразование на услуги ОУ. Основы принятия ценовых решений. Затратные методы ценообразования. Затратное ценообразование. Классификация издержек для целей ценообразования. Прямые и косвенные расходы. Порядок определе-ния косвенных расходов. Сущность, методы, достоинства и недостатки. Особенности применения. Параметрическое ценообразование. Параметрические методы ценообразования. Экономическая ценность товара: что это такое и от чего она зависит. Что снижает и что повышает экономическую ценность товара. Процедура определения экономической цен-ности товара. Сущность, методы, достоинства и недостатки. Особенности применения. Ценообразование на основе конкуренции. Структура рынка. Классификация. Це-нообразование в условиях совершенной конкуренции. Ценообразование в условиях мо-нополии. Монополистическая конкуренция. Олигополия и ценообразование. Политика цен. Стратегия ценообразования. Виды стратегий. Обоснование выбора стратегии ценообразования. Стратегия получения максимального дохода. Стратегия вытеснения конкурентов с помощью низких цен. Стратегия проникновения на рынок и завоевания рынка. Стратегия конкурентных цен. Нейтральная стратегия ценообразования. Стратегия формирования круга постоянных клиентов. Стратегия «снятия сливок». Тактика ценообразования. Классификация тактических приемов ценообразования. Нижний и верхний предел цены. 2.5. Ценообразование в сфере услуг. Состав и особенности сферы услуг. Особенности ценообразования в сфере услуг. Невещественность услуг и ее значение для ценообразования. Пиковые и внепиковые нагрузки на услуги и их учет при анализе издержек. Индивидуализация услуг и пробле-мы нормирования издержек на их оказание. Проблемы и факторы ценообразования на рынке услуг. За что платят потребители, покупая услугу: роль немонетарных факторов. Специфичность товара «образовательная услуга». Особая услуга – образовательная. Понятие образовательной программы. Факто-ры, определяющие чувствительность потребителей к уровням цен. Понятие прогнозиру-емого эффекта от услуги. Основные этапы организации платных образовательных услуг. Определение себе-стоимости подготовки по утвержденной программе обучения и установление на ее осно-ве нижнего уровня цены. Определение верхней границы цены на основе статистики цен с применением параметрического метода. Анализ зависимости дохода от наполняемости группы и различных уровней цены и фиксация действующей цены. Пересчет цен на услуги.
- Рынок труда преподавателей3.1. Спрос и предложение работников на академическом рынке. Отраслевые особенности оплаты труда. Модели оплаты труда преподавателей. Контракт пожизненного найма. Тарификация, недостатки и ограничения ЕТС. Эффек-тивный контракт. Основные принципы построения системы оплаты труда. Риски новой системы оплаты труда в образовании. Эмпирические исследования производительности преподавателей. 3.2. Система оплаты труда учителей в зарубежных странах. Системы оплаты труда учителей в странах ОЭСР. Связь между оплатой труда и результатами международных исследований по качеству образования.
- Финансовая деятельность организаций4.1. Штатные расписания. Планирование, программирование и прогнозирование как ос-новные показатели развития системы образования. Принципы формирования штатных расписаний. 4.2. Финансовая деятельность бюджетного учреждения: смета расходов ОУ, ее разработка, ведущие статьи, исполнение сметы расходов. Задачи финансового планирования. 4.3 Формирование государственных заданий. Эффективное управление финансами в об-разовательном учреждении. Источники финансирования ОУ и их удельный вес в общем объеме бюджета ОУ. Структура финансовых потоков ОУ. Оценка эффективности бюд-жетных расходов на образование. Метод оценки эффективности бюджетных расходов на образование. Анализ эмпирических данных.
Элементы контроля
- контрольная работа
- домашнее задание
- самостоятельная работа
- проект1
- проект 2
- контрольная работа
- домашнее задание
- самостоятельная работа
- проект1
- проект 2
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.2 * домашнее задание + 0.2 * контрольная работа + 0.2 * проект 2 + 0.2 * проект1 + 0.2 * самостоятельная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Столяров, В.И. Экономика образования : учебник для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. / В.И. Столяров, С.Н. Поздняк — Москва : КУРС ; ИНФРА-М, 2019. - 384 с. - ISBN 978-5-906923-77-6(КУРС); ISBN 978-5-16-013508-3 (ИНФРА-М, print); ISBN 978-5-16-106165-7 (ИНФРА-М, online). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1001557
- Экономика образования : учебник / Н.В. Василенко, А.Я. Линьков. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 413 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/22374. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924757
- Экономика образования: практикум : учеб. пособие / под ред. Н.В. Василенко, А.Я. Линькова. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 304 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_ 59492393063346.32643448. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/951306
Рекомендуемая дополнительная литература
- Экономика образования : учебник / О.В. Комарова, Н.И. Зырянова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 205 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/17661. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982542
- Экономика образования: Учебное пособие / Басовский Л. Е., Панин В. А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 219 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-009086-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/537791