Бакалавриат
2020/2021
Сосуществование в средневековой Испании: евреи, христиане и мусульмане
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт востоковедения и африканистики
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Гусарова Екатерина Валентиновна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина направлена на усвоение студентами комплекса знаний по культурному и историческому наследию мусульман в средневековой Испании и синтезу культур Восточной исламской цивилизации, берберов северо-запада Африканского континента и Западной, представленной народами, населявшими Пиренейский полуостров. Предусмотрено овладение навыками исторического анализа синтеза этих культур. Хронологические рамки охватывают период с VIII до XV вв., рассматривается влияние описываемых исторических событий на мировую культуру (по настоящее время). Студенты познакомятся с периодами истории мусульманской Испании, ее культурными особенностями в новой реальности, характерными чертами и этапами развития искусства и науки, особенностями социокультурного развития региона, проблемой контактов мусульман и местного населения и взаимного влияния народов в различных сферах жизни.
Цель освоения дисциплины
- Овладеть комплексом знаний о культурно-историческом наследии мусульман (с 18 века до наших дней), навыками анализа социальных, экономических, религиозных, культурных и языковых взаимодействий восточно-мусульманской и западной цивилизаций в контексте Пиренейского полуострова.
- Ознакомить с основными этапами и закономерностями взаимовлияния в ходе исторического процесса, а также с общественно значимыми открытиями и нововведениями, происходившими на территории Пиренейского полуострова ввиду особенностей исторического развития региона.
Планируемые результаты обучения
- Студент овладеет приемами и методами научного анализа и критики основных комплексов исторических источников по истории и культурному развитию мусульманской Испании и социокультурному плюрализму в этом регионе. Ознакомится с исследованиями по этой тематике.
- Демонстрирует умение самостоятельно провести анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, сделать обобщающие выводы.
- Знает важнейшие вехи истории существования мусульманской Испании от предыстории проникновения мусульман на полуостров, до времен реконкисты.
- Знает основные этапы, закономерности и ключевые события истории мусульманской Испании и достижений выдающихся жителей этого региона в науке и искусстве, оставившие вой след в мировой культуре.
- Понимает место и роль мусульманской Испании в региональном и мировом историческом процессе, ее влияние на культуру и искусство Европы.
- Умеет излагать письменно и устно знания по курсу и собственное мнение по его основным проблемам.
Содержание учебной дисциплины
- Онлайн компонентДисциплина реализуется в формате смешанного обучения. Курс включает в себя в качестве самостоятельной работы изучение онлайн курса на английском языке. Для тем 1-4 учебной дисциплины используется MOOC – on-line курс «Coexistence in medieval Spain» – «Сосуществование в средневековой Испании», реализуемый на платформе coursera [coursera.org] https://www.coursera.org/learn/coexistence-in-medieval-spain. Разработчик курса - University of Colorado.
- Тема 1. Переходный период от вестготской эпохи в Иберии (VI век н.э.) до введения ислама.Студенты осваивают следующие темы: - Социокультурный контекст Иберии до введения ислама. - Процесс проникновения ислама. - Новый мировой порядок. - Обзор истории Кордовского халифата.
- Тема 2. Формирование этнического, религиозного и культурного плюрализма.Студенты осваивают следующие темы: - От эмирата к халифату. - Правящие династии. - Ислам, искусство и наука. Вклад мусульманских ученых в науку и культуру Европы. - Культурный плюрализм иберийского общества.
- Тема 3. Новое иберийское общество.Студенты осваивают следующие темы: - Языки науки и народа. - Внутренняя политика. - Христианское противостояние и Крестовые походы.
- Тема 4. Влияние исламской цивилизации.Студенты осваивают следующие темы: - Исламская архитектура Испании. - Влияние исламской цивилизации на Запад. - Другие сферы влияния исламской цивилизации.
Элементы контроля
- Тест по итогам прохождения курса онлайнИзучение онлайн курса завершается написанием теста в LMS по программе онлайн курса. Результат прохождения теста учитывается для выставления текущей оценки. Оценка за тест (0,5*ТО – текущая оценка).
- ЭкзаменИтоговый контроль представляет собой письменный экзамен, состоящий из тестовых вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопрос с открытым ответом (по материалам онлайн курса). Задания включают в себя вопросы по терминологии и фактическому материалу. Время, отведенное на экзамен – 90 мин. Курс предполагает интенсивное чтение. Знакомство с обязательной литературой является необходимым условием для успешной сдачи экзамена. Экзамен проводится в дистанционном онлайн формате. Все детали проведения экзамена доводятся до студентов посредством LMS.
- РефератРеферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса на выбранную тему. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии со стандартами ГОСТа, изложенными в Правилах подготовки выпускной квалификационной работы студентов, обучающихся на образовательной программе «Востоковедение».. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала в постраничных примечаниях (сносках). Текущая (накопленная) оценка (ТО = 50 % итоговой оценки) является оценкой за реферат.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.3 * Реферат + 0.3 * Тест по итогам прохождения курса онлайн + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Armstrong, K. (2002). Islam : A Short History (Vol. Modern Library pbk. ed). New York: Modern Library. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=717251
- Faruqi, Y. M. (2006). Contributions of Islamic Scholars to the Scientific Enterprise. International Education Journal, 7(4), 391–399. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ854295
- Lapidus, I. M. . (DE-588)124445977, (DE-576)294175717. (2014). A history of Islamic societies / Ira M. Lapidus. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.425657388
- Maribel Fierro. (2005). ’Abd Al-Rahman III : The First Cordoban Caliph. Oneworld Academic.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Nasser Rabbat. (2012). What is Islamic architecture anyway? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.408C769D
- Sarton, G. (1962). Introduction to the history of science. Pub. for the Carnegie Institution of Washington.