Бакалавриат
2020/2021





Научно-исследовательский семинар "Вопросы современной лингвистики"
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Блинова Ольга Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар «Вопросы современной лингвистики» посвящен знакомству студентов с различными методами получения и обработки лингвистических данных. На занятиях слушатели также учатся адекватно понимать и определять, насколько успешно были получены данные в тех или иных языковых исследованиях, а также приобретают навык использования всех изученных методов для получения необходимых лингвистических данных.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Вопросы современной лингвистики» является знакомство студентов с различными методами получения и обработки лингвистических данных.
Планируемые результаты обучения
- Студент знает основные способы получения данных в лингвистике и умеет применять наиболее базовые способы обработки и представления лингвистических данных, включая статистические.
- Студент умеет получать из корпуса данные о языковых явлениях
- Студент умеет проводить опрос носителей
- Студент умеет пользоваться типологическими базами данных, грамматиками и типологическими анкетами для получения данных о различных языках.
Содержание учебной дисциплины
- Общие принципы работы с лингвистическими данными(1)Типы лингвистических данных; сбор данных: наблюдение, элицитация, интроспекция; выбор методов сбора и статистической обработки данных. Основы обработки данных в статистической среде R.
- Извлечение и обработка корпусных данных.(3)Поиск в корпусах: подстановочные символы, языки запросов к корпусу, регулярные выражения. Создание мини-корпусов c помощью доступных программных средств (BootCat). Обработка корпусных данных. Корпусные менеджеры.
- Экспериментальные методы(4)Опрос носителей, представление о существующих оценках грамматичности, экспериментальных методиках. Социолингвистические методы. Методы онто- и психолингвистики
- 2. Лингвистические базы данныхТипы лингвистических баз данных. Некоторые крупные базы данных и их использование.
Элементы контроля
- Домашнее заданиеВыполняется письменно, не разбивается на варианты и проверяет усвоение материала семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте.
- ДокладДоклад представляет собой доклад по одной из тем, предложенных преподавателем. Длительность сообщения - 7-10 минут. Доклад должен сопровождаться показом презентации, быть хорошо структурирован, содержать примеры. Презентация может быть продемонстрирована студентом в том числе в рамках занятия, организованного с помощью средств удалённой конференц-связи.
- ЭкзаменЭкзамен сдается заочно, в качестве экзаменационной работы студенты предоставляют письменную исследовательскую работу объемом около 20 тыс. знаков. Студенты высылают преподавателю работы по электронной почте, подгружают в облачное хранилище или в систему LMS.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.3 * Доклад + 0.4 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Aronoff, M., & Rees-Miller, J. (2017). The Handbook of Linguistics (Vol. Second edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1484987
Рекомендуемая дополнительная литература
- Baker, P. (2009). Contemporary Corpus Linguistics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344364