• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Профессиональный капитал: возможности сборки в образовательных системах мира

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс будет посвящен современным международным понятиям профессионализма учителя и практикам построения его профессионального капитала в ведущих образовательных системах мира. Во время освоения курса будет рассмотрена теория понятия «профессиональный капитал» в образовании - история ее возникновения, трактовка в среде современных исследователей, подходы к понятию «профессионального капитала» учителя в контекстах различных образовательных систем. Курс даст знакомство с возможностями профессии учителя и ее траекториями в ведущих образовательных системах стран ОЭСР. Будут рассмотрены не только профессиональные маршруты, которые разные образовательные системы предлагают для учителя, но и такие аспекты вопроса, как «вход в профессию», «возможности роста», «самоопределение учителя» в разных странах, «оценка эффективности учителя», «роль государства в профессионализме учителя». Статус профессии учителя зависит от политики государства, а привлечение в профессию талантливых кандидатур возможно только в случае повышения престижа профессии учителя на уровне страны. В рамках курса будут рассмотрены меры социально-экономической поддержки учителей в ведущих образовательных системах, а также инструменты мотивации, привлечения и удержания в профессии; тенденции в современных международных исследованиях, посвященных профессионализму учителя. Курс рассчитан на 190 часов. Он будет интересен всем, кто связывает свое магистерское исследование с темой профессионализма учителя или с международными сравнительными исследованиями в образовании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • осмысление понятия «профессионализма учителя» и его роли в современных международных исследованиях в области образования;
  • формирование понимания важности таких компонентов как «профессионализм» (professionalism), «профессиональная идентичность» (professional identity), «профессиональная свобода воли» (professional agency) для мотивации учителя и статуса профессии в современной практике;
  • приобретение навыков и опыта анализа современных исследовательских инструментов, таких как базы данных научного цитирования Sсоpus, WoS, базы данных зарубежной периодики Science Direct, Emerald, Wiley Online Library, Taylor & Francis; навыков работы с современными исследовательскими инструментами OECD, The World Bank; UNESCO, Deloitte
  • уяснение обучающимися схожестей и различий в статусе профессии учителя и возможностей формирования профессионального капитала учителя между ведущими образовательными системами мира
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет понятия «профессионального капитала» и смежных форм капитала в современной теории «профессионализма», знает основные источники понятий. Знает подходы к понятиям в современных исследованиях.
  • Владеет знаниями об основных международных исследованиях и рейтингах в области измерения качества образовательных систем. Владеет инструментами поиска информации о данных рейтингах, исследованиях. Определяет различия между данными рейтингами/ исследованиями. Определяет критерии, по которым оцениваются системы.
  • Различает основные нормативно-правовые документы, оговаривающие статус, права и обязанности учителя. Понимает инструменты поиска информации по темам подготовки, мотивации, роста учителя в США. Демонстрирует понимание приоритетов национальной образовательной политики с точки зрения роли учителя.
  • Понимает инструменты поиска информации по темам подготовки, мотивации, роста учителя в странах Азиатского блока. Формирует экспертную оценку по теме основных различий и сходств между рассматриваемыми образовательными системами в отношении роли и статуса учителя в них. Владеет знаниями о современных исследованиях в данной области и приоритетах в них.
  • Понимает методологические основы качественных методов исследования. Отличает исследовательские вопросы, требующие применения качественных методов для решения поставленных в них задач.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1.1. Теория «профессионального капитала» - теория, которой нет. Понятие «профессионализма» учителя – понятие, о котором спорят. Теоретическая рамка. Современные понятия капитала и понятие профессионального капитала в исследованиях.
    Понятие «капитала» с точки зрения разных теоретических подходов: «социальный» (social capital), «человеческий» (human capital), «культурный» (cultural capital), «эмоциональный» (emotional capital), «профессиональный» (professional capital). Теоретическая рамка. Накопление разных форм капитала. Звучание понятия «капитала» в образовании. «Профессиональный капитал учителя» (teacher professional capital) - сравнение образовательных систем мира.
  • Тема 1.2. Современные подходы к понятиям «профессионализма», «карьеры». Исследования в области образования.
    Понятие «профессионализма» (professionalism) в целом и «профессионализма» учителя в частности. Использование в исследованиях понятий «профессионализма» (professionalism), «профессионализации» (professionalization), «профессиональности» (professionality), «профессиональной идентичности» (professional identity), «профессиональной свободы воли» (professional agency): теоретическая рамка, разные аспекты современных исследований. Перечисленные понятия через призму «построения карьеры» (career construction) и «обучения через всю жизнь» (lifelong learning): современные исследования в области образования.
  • Тема 2.1. Ведущие образовательные системы и профессия учителя. Что определяет их статус: сравнение рейтингов и подходов
    Рассмотрение понятия «ведущих» образовательных систем с точки зрения сравнительных международных исследований и рейтингов OECD, World Bank, UNESCO, Pearson, European Commission, Varkey Foundation. Позиция и статус учителя в этих системах – сравнительный анализ. Приоритеты национальных политик в области образования – что определяет роль учителя. Основные современные исследования на тему статуса и благополучия учителя (OECD, World Bank) – что они рассматривают, чему посвящены. Об основном исследовании в области профессионализма учителя – TALIS 2013-2018 (OECD). Международная стандартная классификация образования ISCED. Некоторые инструменты поиска информации в международном контексте.
  • Тема 3.1. Северная Америка: пятьдесят образовательных систем США. Современное состояние системы образования: статус профессии и профессиональный капитал учителя.
    Нормативно-правовая база, определяющая основные приоритеты образовательной политики: нормативно-правовая база, определяющая роль, права и обязанности учителя (ESSA, Title 2), федеральные программы (некоторые кейсы). Профессиональные стандарты учителя, кодексы для учителей и руководителей. Профессиональное развитие педагога: система грантов. Карьерные маршруты. Вход в профессию, инструменты поддержки. Социально-экономическая поддержка педагогов (кейсы), меры повышения статуса профессии. Современные исследования в области.
  • Тема 4.1. Возможности профессии: учитель в странах Азиатского блока. Сингапур: профессия для лучших.
    Государственная политика для лучших. Подготовка учителей, профиль кандидатов, возможности профессии. Профессиональное развитие педагогов и карьерные маршруты, которые предлагает система. Система оценки результатов работы учителя. Решение проблемы неравенства в распределении кадров. Социально-экономический статус профессии. Современные исследования.
  • Тема 4.2. Уроки от ведущей образовательной системы мира: «Как это делает Шанхай?»
    Система образования Китая, государственная политика в области образования, некоторые особенности системы. Особенности профессии, подготовка учителей, этапы карьеры и требования к компетенциям на каждом этапе. Случай Шанхая: почему система является эффективной, на что она направлена, какими привилегиями пользуются учителя. Современные исследования в области подготовки учителей в Шанхае.
  • Тема 5.1. Качественные методы: основные принципы и направления исследований в области изучения учителей
    Эпистемологические обоснования качественных методов. Способы формирования выборки, выбор инструментов и интерпретация. Исследовательские вопросы «качественного характера». Основные направления в качественных методах исследования. Наиболее часто используемые программы для интерпретации данных. Тренды в исследовании учителей с помощью качественных методов в международном пространстве.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аннотация к текстам научных статей по заданной структуре
    Аннотация к текстам научных статей по заданной структуре. Объем содержательного текста не более 3000 знаков без пробелов. Перечень статей предлагается преподавателем через систему LMS/ требования размещаются преподавателем в системе LMS в опции «проекты»\ тексты эссе размещаются к определенному сроку в LMS
  • неблокирующий Аудиторная работа в группах
    Критерии оценки домашнего задания, презентации, устного доклада Блок оценки содержания (К оценивания = 0,4) • Проблемный характер раскрытия содержания проекта. • Полнота представления результатов работы по проекту. • Последовательность в изложении. • Четкая формулировка выводов о достижениях и проблемах при реализации проекта. • Перечень и обоснование предложений по повышению эффективности реализации проекта. Блок оценки представления (К оценивания = 0,3) • Доступность, ясность излагаемого материала. • Живое изложение, умение заинтересовать. • Убедительность выступления. • Культура речи, четкость дикции, темп изложения. • Логическая завершённость выступления. • Соблюдение регламента выступления. Блок оценки презентация основных результатов работы по проекту в Power Point (К оценивания = 0,1) • Текст легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами. • Логическая последовательность информации на слайдах. • Общее впечатление от просмотра презентации. Блок оценки ответов на вопросы (К оценивания = 0,2) • Уровень владения проблемой. • Уровень аргументации при ответе на вопросы. • Доброжелательность.
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Эссе
    Перечень тем для эссе предлагается преподавателем через систему LMS/ требования размещаются преподавателем в системе LMS в опции «проекты»\ тексты эссе размещаются к определенному сроку в LM Объем содержательного текста не более 2000 знаков без пробелов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * Аннотация к текстам научных статей по заданной структуре + 0.3 * Домашнее задание + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ben Arbaugh, J., Asarta, C. J., Hwang, A., Fornaciari, C. J., & Charlier, S. D. (2019). Business and Management Education Research: Developing and Assessing Research Streams Using Legitimation Code Theory. Academy of Management Learning & Education, 18(3), 433–456. https://doi.org/10.5465/amle.2017.0217
  • Examining the policies and priorities of the U.S. Department of Education : hearing before the Committee on Education and the Workforce, U.S. House of Representatives, One Hundred Fourteenth Congress, second session, hearing held in Washington, DC, February 24, 2016. (2017). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.001025200
  • Gavin W. Fulmer, Hye-Eun Chu, & Sonya N. Martin. (2018). The Potential of Teacher-Led Research: Teachers’ Action Research Collaborations in Science Education in Singapore. Asia-Pacific Science Education, (1), 1. https://doi.org/10.1186/s41029-018-0024-5
  • Geraint, T. (2017). Professionalism : Perspectives and Practices of the 21st Century. Hauppauge, New York: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1652524
  • Liang, X., Kidwai, H., & Zhang, M. (2016). How Shanghai Does It : Insights and Lessons from the Highest-Ranking Education System in the World. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): Washington, DC: World Bank. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.662703B8
  • Nicholas Sun-keung Pang, & Zhuang Miao. (2017). The Roles of Teacher Leadership in Shanghai Education Success. BCES Conference Books, 93. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.61f2882821c4f91ab7149e6bbfefea2
  • Nóra Révai. (2018). What difference do standards make to educating teachers?: A review with case studies on Australia, Estonia and Singapore. OECD Education Working Papers. https://doi.org/10.1787/f1cb24d5-en
  • Pang, N. S., & Miao, Z. (2017). The Roles of Teacher Leadership in Shanghai Education Success. Bulgarian Comparative Education Society. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=ED574221

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Elizabeth Fisher. (2018). Education: Learning and Research. [N.p.]: White Press Academics. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2267933
  • Fixing No Child Left Behind : testing and accountability : hearing of the Committee on Health, Education, Labor, and Pensions, United States Senate, One Hundred Fourteenth Congress, first session ... January 21, 2015. (2017). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.001009098
  • Kelly, N., Cespedes, M., Clarà, M., & Danaher, P. A. (2019). Early Career Teachers’ Intentions to Leave the Profession: The Complex Relationships among Preservice Education, Early Career Support, and Job Satisfaction. Australian Journal of Teacher Education, 44(3), 93–113. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1211673
  • Rider, C. I., Thompson, P., Kacperczyk, A., & Tåg, J. (2019). Experience and Entrepreneurship: A Career Transition Perspective. ILR Review, 72(5), 1149–1181. https://doi.org/10.1177/0019793919852919
  • Teachers’ occupational attributes and their psychological wellbeing, job satisfaction, occupational self-concept and quitting intentions. (2018). Teaching and Teacher Education, 71, 145–158. https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.12.020