Бакалавриат
2020/2021
Грамматика немецкого языка в синхронии и диахронии
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Бондарко Николай Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса прослеживается формирование грамматического строя (включая фонетические процессы, повлиявшие на становление морфологических парадигм), выявляются новейшие тенденции в развитии и функционировании грамматических явлений. Рассматривается материал не только немецкого литературного языка, но и отдельных диалектов. Также учитываются историко-культурные факторы, напрямую или косвенно влиявшие на формирование грамматического строя немецкого национального языка (политическая и конфессиональная раздробленность немецкоязычных земель и статус диалектов, нормализаторская деятельность языковых обществ, развитие классической литературы и т.д.). В результате работы в рамках настоящего курса студенты овладевают навыком критического анализа современных морфологических и синтаксических теорий в германистике, используя современные методы грамматического анализа. К целям курса относится также умение выявлять и анализировать отражение языковых процессов в памятниках немецкой словесноти VIII-XXI вв.
Цель освоения дисциплины
- Основная цель дисциплины «Грамматика немецкого языка в синхронии и диахронии» состоит в изучении грамматического строя немецкого языка в разные периоды его истории, а также в усвоении знаний и компетенций, необходимых для изучения грамматики современного немецкого языка. Описание современной грамматической системы предполагает объяснение сложившихся закономерностей и многочисленных исключений из правил как результат исторического развития.
Планируемые результаты обучения
- Студент изучает соотношение внешних и внутренних факторов в разитии языка.
- Студент знакомится с критериями периодизации истории немецкого языка, получает общие сведения о традиционно выделяемых периодов древневерхненемецкого, средневерхненемецкого, нововерхненемецкого (включая ранненововерхненемецкий) языка.
- Студент анализирует особенности словарного состава разных периодов истории немецкого языка; выделяет "слои" словарного состава, различающиеся по времени и происхождению
- Студент анализирует два вида фонетических изменений в истории языка: изменение состава фонем языка и изменения в фонетическом облике морфем и слов
- Студент получает сведения о специфике морфологических законов и их проявление в языке; анализирует влияние фонетических изменений на морфологические; осваивает законы аналогии.
- Студент прослеживает развитие средств синтаксической связи и отдельные синтаксические конструкции в истории немецкого языка
Содержание учебной дисциплины
- Связь истории языка с другими дисциплинами о языке и обществе.Внутренние и внешние факторы развития немецкого языка. Специфика периодизации немецкого языка и образования диалектных ареалов. История языка и история материальной и духовной культуры. Особенности политической истории Германии и других немецкоговорящих стран.
- Особенности формирования немецкого этноса. Общая характеристика периодов развития немецкого языка.Общая характеристика периодов развития немецкого языка. Франки, бавары, алеманны и саксы в эпоху становления Франкского королевства и образование племенных герцогств: прото-древневерхненемецкий (VI - сер. VIII вв.) период. Империя Карла Великого и классические памятники древневерхненемецкого периода (IX в.). Образование Германского королевства и поздний период древневерхненемецкого языка (2-я пол. IX в. – сер. XI в.). Сложение немецкого этноса и формирование крупных диалектных ареалов; расцвет религиозной и светской рыцарской литературы в средневерхненемецкий период (2-я пол. XI в. – сер. XIV в.). Развитие жанров позднесредневековой словесности и гуманистической культуры в позднее Средневековье и Раннее Новое время: ранненововерхненемецкий язык (сер. XIV – сер. XVII вв.). Формирование немецкой нации и единой языковой нормы в XVI-XIX в. Немецкие нормативные грамматики и словари в XVI-XXI вв. Новейшие тенденции развития немецкого языка на фоне политической истории XX-XXI вв.
- Формирование словарного состава.Волны иноязычных заимствований в истории немецкого языка: ранние и поздние заимствования из латинского языка, из французского и английского языков. Развитие основных словообразовательных моделей (деривация, словосложение). Влияние социокультурных и политических факторов на процессы заимствования иноязычной лексики и формирования новых слов. Проблема нормирования лексического узусы и языковой моды.
- Формирование фонетического строя немецкого языкаХарактеристика фонемного состава древневерхне-, средневерхне- и нововерхненемецкого периодов. Основные фонетические изменения и процессы в истории немецкого языка (2-е передвижение и удлинение согласных; аблаут; дифтонгизация и монофтонгизация, умлаутизация и лабиализация/делабиализация гласных; просодические изменения в структуре слов и слогов).
- Развитие морфологии немецкого языкаСистема спряжения сильных глаголов и ряды аблаута в древневерхненемецком языке и ее развитие. Система спряжения слабых глаголов и их развитие; глаголы с обратным умлаутом. Претерито-презентные и атематические глаголы. Изменения в парадигмах спряжения сильных и нерегулярных глаголов под воздействием умлаута. Система склонения имен существительных (по основам); особенности развития индуцирующих и неиндуцирующих основ и формирование сильного и слабого типов склонения; изменение системы именного склонения в средневерхненемецкий период и роль вторичного умлаута. Сильное и слабое склонение прилагательных в исторической перспективе; образование сравнительных степеней прилагательных и наречий. Особенности склонения личных и притяжательных местоимений.
- Исторический синтаксис немецкого языка.Структура атрибутивно-субстантивной группы в истории немецкого языка; формирование принципа монофлексии в новонемецкий период. Семантические функции падежей; отмирание инструменталиса; специфика развития дательного и родительного падежей. Особенности глагольного и предложного управления. Виды отрицания и формирование принципа мононегации. Структура простого предложение и формирование глагольной рамки. Структура сложного предложения; развитие паратаксиса и гипотаксиса; особенности развития порядка слов в придаточных предложениях. Структура и стилистические особенности употребления сложных синтаксических периодов в прозаических текстах XIII-XX вв.
Элементы контроля
- ДокладДоклад представляет собой устное сообщение по одной теме. Сообщение не должно занимать более 7-10 минут и должно быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устный доклад слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Доклад, текст которого полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
- Домашнее заданиеПредаставляет собой письменную работу, выполняемую студентом по одной из предложенных тем, объемом 500 -1000 слов. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
- ЭссеПисьменная работа, выполняемая студентом по одной из предложенных тем, объемом около 2,5 тысяч слов. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках темы эссе. Эссе выполняется студентом вне аудитории. В эссе не допускается плагиат (некорректное заимствование) в любом объеме и форме.
- ЭкзаменЭкзамен проводится на русском языке и заключается в устной презентации (7-10 минут) итоговых работ студентов. Он включает проверку перевода текстов различных эпох на современный немецкий и русский языки, а также фонетический и грамматический анализ языкового материала из текста. Презентация выполняется на одну из предложенных тем.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.15 * Доклад + 0.15 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен + 0.4 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Zifonun, G., & Gunkel, L. (2012). Deutsch im Sprachvergleich : Grammatische Kontraste und Konvergenzen. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=448081
Рекомендуемая дополнительная литература
- Fehringer, C. (2013). German Grammar in Context: Vol. Second Edition. Routledge.
- Яковлева, Э. (2012). История Нормализаторской Деятельности Немецких Фонетистов (Новый Орфоэпический Словарь Немецкого Языка: Авторы Э.М. Крех, Э. Шток, У. Хиршфельд, Л.К. Андерс, 2009). ВЕСТНИК САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, (3.2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14159767
- Яковлюк Александр Николаевич, Катаева Светлана Владимировна, & Поляничко Мария Владимировна. (n.d.). Сравнительно-исторический метод исследования формирования национального немецкого языка в период XII-XVIII столетий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fsravnitelno-istoricheskiy-metod-issledovaniya-formirovaniya-natsionalnogo-nemetskogo-yazyka-v-period-xii-xviii-stoletiy