Бакалавриат
2020/2021
Морфосинтаксическая структура русского языка
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе курса слушатели получают представления о типологической специфике русского языка, работают с демонстрациями на материале русского языка современных теоретических и методологических подходов; приобретают навык использования корпусов текстов и других лингвистических ресурсов.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление слушателей с современным состоянием теоретической русистики и с существующими подходами к анализу основных явлений морфосинтаксиса русского языка;
Планируемые результаты обучения
- Студент(ка) знает основные подходы к выделению частей речи в языках мира, критерии выделения частей речи в русском языке, инвентарь русских частей речи в рамках наиболее распространённых подходов, основные лексико-грамматические разряды открытых классов слов, умеет применять различные теоретические и методологические подходы для анализа морфосинтаксиса русских прилагательных, предикативов, предлогов.
- Студент(ка) знаком(а) с общей организацией русской глагольной системы и категориями русского глагола, знает основные понятия и актуальные проблемы русской и славянской аспектологии.
- Студент(ка) знаком(а) с общей организацией русской именной системы и категориями русского имени, знает основные подходы к выделению согласовательных классов существительных, состав русской падежной системы в рамках различных подходов.
- Студент(ка) знает основные понятия, факты и проблемы, касающиеся морфосинтаксиса клаузы в русском языке, в частности, порядка слов, отрицания, падежного маркирования аргументов, неглагольной предикации; имеет представление о факторах, влияющих на выбор падежа в именных предикатах, использование связки, употребление кратких форм прилагательных
- Студент(ка) знает основные понятия, связанные с полипредикацией и финитностью, различает основные синтаксические типы зависимых клауз, умеет применять к материалу русского языка критерии различения сочинения и подчинения.
Содержание учебной дисциплины
- Части речи.Открытые классы слов: глаголы, существительные, прилагательные, наречия, предикативы. Лексико-грамматические классы меньше частей речи: классы прилагательных, имена собственные и нарицательные. Закрытые классы слов: местоимения, числительные, предлоги, союзы, частицы, междометия. Грамматикализация
- Глагольная морфологияКатегории глагола: время, вид, наклонение, залог, согласовательные категории, репрезентация. Глагольный вид: особенности русской видовой системы. Видовая парность. Частновидовые значения. Славянский вид в типологической перспективе
- Именная морфологияКатегории имени: род, число, одушевлённость, падеж. Распределение существительных по родам. Типы склонения. Частные значения граммем категории числа. Колебания в выражении одушевлённости. Состав падежной системы, периферийные падежи. Согласование в именной группе.
- КлаузаПорядок слов и информационная структура. Отрицание. Использование отрицательно поляризованных единиц. Падеж подлежащего и прямого дополнения при отрицании. Неглагольная предикация. Типы неглагольных предикаций. Выбор падежа в именных предикатах. Использование кратких форм прилагательных.
- ПолипредикацияСентенциальные актанты. Сентенциальные обстоятельства. Относительные предложения
Элементы контроля
- Исследовательская работаПредставляет собой выполнение студентом итогового эссе по одной из предложенных тем, объемом 3 тысячи слов. Выполняется студентом вне аудитории. Источники для раскрытия темы подбираются студентом самостоятельно.
- ДокладДоклад представляет собой устное сообщение по одной теме. Сообщение не должно занимать более 7-10 минут и должно быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устный доклад слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Доклад, текст которого полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
- ЭкзаменЭкзамен проводится дистанционно, устно по билетам. Студенту требуется ответить на 1 вопрос (в билете). Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, на экзамене разрешается пользоваться источниками.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.3 * Доклад + 0.3 * Исследовательская работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Историческая грамматика русского языка: учеб. пособие/ Е.В. Шейко, А.Ф. Пантелеев. - 2-е изд.— Москва :РИОР: ИНФРА-М, 2019. - 216 с. - (Высшее образование). — DOI: https://doi.org/10.12737/1760-9 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/958999
Рекомендуемая дополнительная литература
- Интеръективация как тип ступенчатой транспозиции языковых единиц в системе частей (Материалы к транспозиционной грамматике русского языка): монография/В.В.Шигуров - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 464 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) ISBN 978-5-16-103120-9 (online). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/511395
- Прономинализация как тип ступенчатой транспозиции языковых единиц в системе частей речи: теория транспозиц..: Моногр./В.В.Шигуров, 2 изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 160 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Обложка) ISBN 978-5-16-010968-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/507769
- Ситдикова Ф.Б., Сафина Д.Р., & Мельникова О.К. (n.d.). Имплицитное отрицание и способы его передачи в высказываниях диалога (на материале татарского языка). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fimplitsitnoe-otritsanie-i-sposoby-ego-peredachi-v-vyskazyvaniyah-dialoga-na-materiale-tatarskogo-yazyka