• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Современная литература

Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Агафонова Яна Ярославовна, Савицкий Станислав Анатольевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе занятий студенты знакомятся с основными проблемами современной литературы в контексте актуальной эволюции документальных и фикциональных жанров, сложившихся в модернистский и постмодернистский период.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение представлений о функционировании нон-фикшн и мокьюментари письма сегодня и соотнесенности современной ситуации с исторической традицией нон-фикшн.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Концепт современности: генезис и хронологические границы в разных теоретических интерпретациях.
    Роль Шарля Бодлера в формировании модернистской эстетики. Приватное историческое свидетельство как форма литературного присутствия в современности. Вальтер Беньямин — критик современности.
  • Концепт современности в контексте актуальной литературы.
    Эссе как жанр, синтезирующий фик-циональное и документальное
  • Проблема художественного воображения как творческой машинерии.
    Альфред Жарри и патафизика. Пата-физический колледж и Улипо.
  • Модернистское переосмысление документального свидетельства в качестве художественной риторики.
    «Дневник» Михаила Кузмина, «Дневник» Корнея Чуковского — образцы фикциональной трансфор-мации дневникового жанра. Литера-тура факта и постфутуристский кон-цепт документального письма. Кон-структивистский документализм (Илья Сельвинский «Новелла о за-гадке объявленной жизни»).
  • Лидия Гинзбург и литература «человеческого документа».
    Пересомысление фикционального и документального в раннесоветский период, в период оттепели и нака-нуне периода постмодернизма.
  • Литература «человеческого документа» и современные прототипические нарративы.
    Деформация действительности и формирование героя в «Митьках» и «Конце митьков» Владимира Шинкарева.
  • Сопоставление прозы Владимира Шинкарева с произведениями других авторов.
    «Опавшие листья» Василия Розанова, «Zoo » Виктора Шкловского , «Парижский крестьянин» Луи Арагона и «Наджа» Андре Бретона.
  • Литературные жанры на границы фикционального и документального.
    Нон-фикшн как игра с дневниковым повествованием, комбинирующая элементы записной книжки и хроники.
  • Парадоксы жанра эссе.
    Филологическая проза в контексте эссеистической традиции. «Кольцо Сатурна» Винфрида Зебальда и монтенианство. «Записи и выписки» Михаила Гаспарова как современный образец эссеистики на границе с жанром «литературной смеси».
  • Происхождение московского концептуализма из документации духовного опыта.
    «Поэтический мир» Андрея Монастырского — начало проекта группы «Коллективные действия».
  • Мокьюментари и пост(нон)фикшн.
    «Жером Лендон» Жана Эшноза: синтез эссе, некролога и оммажа. Лите-ратурный эффект авторского присутствия. Пост(нон)фикшн Андрея Левкина.
  • Мокьюментари и пост(нон)фикшн.
    «Пассажиры Руасси-Экспресс» Франсуа Масперо и документальный травелог-исследование. «Самоучитель прогулок» Станислава Савицко-го и эксперименты в жанре мокьюментари. Подведение итогов курса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
    Письменная работа выполняется внеаудиторно в форме реферата, объемом 10-15 листов. Тема реферата предлагается студентом и утверждается преподавателем или может быть выбрана из предложенного списка. Источники подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Экзамен (презентация)
    Экзамен представляет собой устную презентацию по материалам обсуждаемых работ и собственного исследования на одну из предложенных тем. Рекомендуемая длительность презентации - 12-15 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.24 * Аудиторная работа + 0.56 * Реферат + 0.2 * Экзамен (презентация)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Колядич Т.М. От Аксенова до Глуховского. Русский эксперимент. Экстремальный путеводитель по современной русской литературе/ Татьяна Колядич. - М.: Олимп, 2010. - 352 с. ISBN 978-5-7390-2285-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/347521
  • Современная словесность: актуальные тенденции в русской литературе и журналистике: Монография / Солдаткина Я.В. - М.:МПГУ, 2015. - 160 с. ISBN 978-5-4263-0282-2

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Schattenberg, S. (2018). Rezension: Friederike Kind-Kovács (Hg.): Samizdat, Tamizdat, and beyond. Transnational Media during and after Socialism (rezensiert von Susanne Schattenberg). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6CBDB991
  • Савицкий, С. (2012). Рефлексия Как Этическая Ценность (Эпизод Интеллектуальной Биографии Л. Я. Гинзбург). Вестник Челябинского Государственного Университета, (18). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14594864