• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Экономическая социология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Современный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Крупец Яна Николаевна
Прогр. обучения: Современный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс является он-лайн курсом «Экономическая социология» (автор курса: проф., д.с.н., Радаев В.В. – НИУ ВШЭ Москва). Курс размещен на платформе coursera: https://www.coursera.org/learn/ekonomicheskaya-sociologiya/home/welcome. Данная программа воспроизводит основные цели, задачи, структуру, литературу, оценочные средства дисциплины в соответствии с программой, представленной он-лайн©
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Рассмотреть особенности экономико-социологического подхода и получить ответы на следующие вопросы: что движет человеком в экономике помимо сугубо денежного интереса? почему некоторые люди становятся предпринимателями? как формируются потребительские предпочтения людей и почему они столь различны? как люди справляются с таким простым и в то же время с таким загадочным явлением как деньги? И как люди используют свои неформальные сетевые связи, например, при поиске работы? И еще, почему рыночная конкуренция есть нечто большее, нежели борьба за взаимное уничтожение? Какова роль государства в регулировании рынка? Как власть вторгается в экономику и как под этим давлением в недрах рынка вызревает теневая экономика?
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент оценивает и перерабатывает освоенные методы социологического исследования для изучения сферы экономики
  • Студент умеет обобщить и воспроизвести прочитанный материал, оценить его, высказать/написать свою точку зрения, предлагает свою трактовку, интерпретацию
  • Студент применяет полученные в рамках курса знания для анализа и формулирования экспертных социологических оценок современной экономической ситуации
  • Студент демонстрирует умение находить материалы в сети Интернет, работать на образовательной он-лайн платформе, взаимодействует в сети с преподавателем
  • Студент представляет аналитические разработки в соответствии с документами
  • Студент представляет результаты своего анализа экономической сферы
  • Студент использует язык философии и социально-гуманитарных наук в исследовании сферы экономики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предмет экономической социологии
    Разбирается, что и как изучает экономическая социология, в чем заключается специфика экономико-социологического подхода по сравнению с экономической теорией. Разворачивается ключевое понятие укорененности экономического действия, и изучается, в каких именно социальных отношениях это действие укоренено. В результате раскрываются исходные основания экономической социологии, и показывается, какие типы исследовательских задач она помогает решать
  • Тема 2. Модель человека в экономической социологии
    Сравниваются модели поведения человека, из которых исходят экономическая теория и экономическая социология. Показывается, что лежит в основе мотивации хозяйствующего человека, и почему она не сводится к эгоистическому интересу. Раскрывается понятие рациональности человеческого поведения и объясняется, как возникают множественные формы рациональности. Выясняется, как формируются модельные и векторные стратегии поведения человека. В результате прослеживаются принципы, на которых строятся разнообразные модели поведения человека в экономической социологии
  • Тема 3. Человек в роли предпринимателя
    Раскрывается общее понятие предпринимательской деятельности. Объясняется, кого следует относить к предпринимателям, какими мотивами руководствуются предприниматели, кроме денежного интереса, и какими качествами они обладают. Изучаются исторические корни, из которых вырос дух современного предпринимательства. Характеризуется среда, которая порождает предпринимателей и нередко делает предпринимательство вынужденным. Рассказывается об особенностях этнического предпринимательства. В результате проясняются специфика предпринимательства как функции и особенности положения предпринимательских групп в современном обществе
  • Тема 4. Человек в трудовых отношениях
    Раскрываются основные элементы трудовых отношений. Показывается, как эволюционировали модели управленческого контроля над трудом в течение двадцатого столетия. Дается сравнительный анализ стратегий, которые вырабатываются менеджерами для утверждения авторитета внутри фирмы. Изучаются разнообразные формы активного и пассивного сопротивления менеджменту со стороны работников. Рассказывается о судьбах забастовочного движения в западных странах и современной России. В результате вырабатывается содержательное понимание трудового процесса как органического соединения конфликта и сотрудничества
  • Тема 5. Человек в домашнем хозяйстве
    Определяются общие понятия домашнего хозяйства и домашнего труда. Выясняется, как отделить домашний труд от рыночной занятости, потребления и досуга. Раскрываются принципы организации домашнего хозяйства как субстантивной и моральной экономики. Сравниваются разнообразные модели распределения трудовой нагрузки между супругами в домашнем хозяйстве. Показывается, как меняются характер и структура современного домашнего хозяйства. В качестве эмпирического кейса анализируется производство домашнего алкоголя в современной России. В результате раскрывается специфика поведения человека в домашнем хозяйстве в отличие от его поведения в условиях рынка
  • Тема 6. Человек в роли потребителя
    Предлагается общее понятие потребления. Показывается, как потребление связано с социальной дифференциацией людей, и как формируются разнообразные стили жизни. Демонстрируются характерные черты общества потребления и сдвиги, вызванные переходом от производства продуктов к производству знаков. Потребление рассматривается также как совокупность инновационных практик. В качестве эмпирического кейса анализируется то, как трансформировалась торговля в течение последних полутора столетий, как возникали новые торговые форматы в современной России, и как эти трансформации воздействовали на процесс потребления. В результате складывается объемное представление о социальном характере потребительских процессов и механизмах их преобразования в современный период
  • Тема 7. Человек в денежном хозяйстве
    Раскрывается, что такое деньги, и каковы их основные функции, как они возникали, эволюционировали и меняли формы с течением времени. Объясняется, почему деньги выступают как социальное отношение, и что происходит, когда деньги пересекаются с сакральными ценностями. Изучается то, как возникает множественность денежных единиц, и как люди самостоятельно создают целевые деньги. В качестве эмпирического кейса рассматривается развитие в современной России рынка безналичных платежей с использованием банковских карт. В результате формируется представление о меняющемся характере денег и механизмах их социального производства
  • Тема 8. Рынок как форма хозяйства
    Раскрывается общее понятие рынка и множество его более частных значений. Показываются первоначальные формы, в которых исторически возникал рыночный обмен. Анализируются механизмы действия рыночной конкуренции. Рынок характеризуется как организационное поле и как цепь поставок. В качестве эмпирического кейса рассматривается возникновение глобальных цепи поставок на примере легкой промышленности и ситуация, в которой оказалась отрезанная от этих цепей российская легкая промышленность. В результате появляется понимание основных подходов к анализу рынков и конкуренции в экономической социологии
  • Тема 9. Государственное регулирование хозяйства
    Предлагается общее понимание государства как тройственной монополии. Раскрывается специфика государства как особого участника хозяйственного процесса. Анализируются основные модели государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Вводится формальное определение коррупции и прослеживается отличие коррупции от других форм реализации агентских отношений в деятельности чиновников. В качестве эмпирического кейса рассматривается государственный сектор в современной российской экономике и институциональные гибридные формы, которые он порождает. В результате вырабатывается понимание новой парадигмы в изучении хозяйственной роли современного государства
  • Тема 10. Неформальная экономика как форма хозяйства
    Предлагаются определения неформальной экономики и ее основных сегментов. Объясняется, почему возникают неформальная и теневая экономика. Рассматриваются методы измерения теневой экономики и их ограничения. Прослеживаются различия формальных и неформальны правил, регулирующих хозяйственную деятельность. Раскрываются механизмы деформализации и формализации правил. В качестве эмпирического кейса анализируется процесс легализации российского бизнеса в 2000-е годы. В результате формируется понимание неформальной экономики и механизмов ее функционирования с точки зрения структурного и институционального подходов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Задание по онлайн-курсу
    Студенты выполняют задания в соответствии с правилами прохождения онлайн-курса (платформа онлайн-обучения). Для данного курса студентам необходимо: 1. Зарегистрироваться на платформе coursera.org 2. Зарегистрироваться на курсе «Экономическая социология»: https://www.coursera.org/learn/ekonomicheskaya-sociologiya/home/welcome 3. Следовать инструкциям он-лайн курса 4. Пройти 10 занятий, рассмотреть дополнительные материалы по курсу 5. Пройти 10 тестов 6. Участвовать в 8 часах аудиторных занятий, подготовить вопросы, накопившиеся по он-лайн курсу, подготовиться к аудиторным занятиям
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Аудиторная работа во время семинарских занятий, подготовка к семинарским занятиям. Работа на семинарских занятиях предполагает выполнение заданий преподавателя во время занятий, домашнее чтение текстов, выполнение заданий к семинарам дома.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль проводится в форме оффлайн теста, который проводится в аудитории
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.64 * Задание по онлайн-курсу + 0.16 * Работа на семинарах + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Экономическая социология: Учебное пособие / Г.Г. Силласте. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 480 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Бакалавриат, Магистратура). (переплет) ISBN 978-5-98281-270-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/408927

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Радаев, В. (2005). Социология Рынков. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.288A5762
  • Радаев, В. (2005). Экономическая Социология: Учебное Пособие Для Вузов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E7D9A15E