• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Русский язык как иностранный

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Русский язык как иностранный (РКИ или РкИ) — один из разделов лингводидактики (научно-практической области педагогической деятельности, занимающейся обучением людей естественным языкам), который занимается изучением русского языка с целью разработки методов, методик, технологий его описания для преподавания носителям других, а именно иностранных языков. В рамках курса студенты знакомятся с основными теоретическими положениями и практическими рекомендациями, разрабатываемыми в теории и практике обучения РКИ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью данной учебной дисциплины является формирование компетенций в области преподавания русского языка иностранцам. В задачи курса входит рассмотрение объекта и предмета дисциплины «Русский как иностранный», рассмотрение лингвистических и психологических основ обучения иноязычной речевой деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет анализировать и применять на уроке учебные пособия по РКИ, работать с государственными программами и стандартами
  • Умеет создавать контрольные задания по русскому языку, знаком с рейтерскими таблицами
  • Знает основные учебно-методические комплексы по русскому языку для иностранцев, умеет выбрать пособие в соответствии с уровнем и потребностями иностранных учащихся.
  • Умеет отбирать в соответствии с целями урока задания, связанные со следующими видами речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо, говорение. Имеет навыки составления заданий
  • Оценивает языковой материал с точки зрения его потенциальной конфликтности, осознает культурные различия, умеет предотвращать ситуации, в которых возможны столкновения по этническим вопросам
  • Организует групповую деятельность по созданию и проведению урока РКИ, применяет полученные знания в практической деятельности при проведении урока РКИ (моделируемого или реального)
  • Умеет подготовить и адаптировать текст на русском языке к аудиторной работе. Имеет навык составления заданий на основе исходного текста
  • Подготавливает конспект урока РКИ, проводит семинарские занятия в группах различного уровня подготовки, способен провести учебную экскурсию. Умеет производить оценку письменной и устной работы иностранца в соответствии с требованиями к уровням освоения языка
  • Умеет составлять тестовые задания закрытого типа для А1, владеет навыком подготовки и проведения диктанта
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие «Русский язык как иностранный». Содержание курса РКИ. Цели обучения. Принципы обучения РКИ.
    Структура курса, способы изложения материала, концентрическая и линейная система. Традиционно-грамматический и коммуникативный подходы в обучении РКИ. РКИ в специальных целях (получение гражданства, работа, туризм).
  • Государственные стандарты в области РКИ. Сертификационные уровни в рамках РКИ.
    Элементарный, Базовый, Первый – Четвертый сертификационный уровни РКИ. Проблемы устаревания стандартов. ТЭУ, ТБУ, ТРКИ-1 – ТРКИ-4.
  • Обучающая и контролирующая сторона учебного процесса. Проблема оценки. Методическая база контроля.
    Текущее оценивание и рейтерские таблицы. Промежуточные и итоговые формы контроля.
  • Программы обучения РКИ в зависимости от уровня. Общая характеристика учебных пособий.
    Специфика уровней А1 – С2: фонетика, морфемика и словообразование, лексика, морфология, синтаксис. Выбор учебного пособия в зависимости от уровня учащихся и их языковых потребностей.
  • Проблема формирования навыков и умений как основа обучения видам речевой деятельности. Рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности.
    Чтение, письмо, говорение и аудирование как основные виды речевой деятельности. Пассивный и активный словарь. Виды упражнений, развивающие определенные речевые навыки.
  • Культурологический и страноведческий материал в учебном процессе. Принципы его отбора и организации. Понятие лингвострановедческого комментария, его типы.
    Основные представления о мире и о себе носителей русского языка (русская языковая картина мира). Тексты по русской истории и их адаптация к учебным ситуациям. Специфические объекты культуры, прецедентные феномены и тексты.
  • Урок в системе РКИ. Цели, задачи, методика подготовки. Составление примерных уроков по определенной теме. Роль преподавателя на уроке.
    Структура урока, способы подачи материала. Фронтальный, групповой и индивидуальный методы работы. Работа с учебником и подготовка учебных материалов. Способы объяснения основных грамматических тем.
  • Текст как особый объект лингвострановедческого и культурологического анализа.
    Адаптированные и неадаптированные тексты. Работа с текстом: сканирующее чтение, структурирование, сокращение, дописывание. Изложение и эссе как формы контроля. Тексты для самостоятельного изучения. Русская классика на уроке РКИ.
  • Общая характеристика типичных лексических и грамматических ошибок.
    Коммуникативно значимые и коммуникативно незначимые ошибки. Типичные ошибки англофонов, франкофонов. Лексические трудности русского языка. Ошибки в употреблении глаголов. Глаголы движения как специфическая трудность русского языка.
  • Подготовка материалов тестового и свободного контроля.
    ТРКИ как система. Тексты открытого и закрытого типа. Правила составления тестов. Проверка сформированности речевых навыков, имитация реальных речевых ситуация.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменное домашнее задание. Анализ урока РКИ
  • неблокирующий Письменное домашнее задание. Конспект урока
  • неблокирующий Презентация фрагмента урока
  • неблокирующий Тест на знание методики преподавания РКИ
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Экзаменационное задание. Представление фрагмента урока по заданной теме (А1, Элементарный уровень)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Письменное домашнее задание. Анализ урока РКИ + 0.2 * Письменное домашнее задание. Конспект урока + 0.2 * Презентация фрагмента урока + 0.2 * Тест на знание методики преподавания РКИ + 0.2 * Экзаменационное задание. Представление фрагмента урока по заданной теме (А1, Элементарный уровень)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Абрамова М. В. - РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ. ПЕДАГОГИКА. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 181с. - ISBN: 978-5-534-06779-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-kak-inostrannyy-pedagogika-praktikum-442107
  • Земская Е.А. - Русский язык как иностранный. Русская разговорная речь. Лингвистический анализ и проблемы обучения - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 240с. - ISBN: 978-5-89349-635-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/85965
  • Под ред. Афанасьевой Н.Д. - РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 350с. - ISBN: 978-5-534-00357-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-kak-inostrannyy-433171
  • Рогачева Е.Н. - Русский как иностранный. Вводно-грамматический курс: Базовый уровень - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 364с. - ISBN: 978-5-9765-3474-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102638
  • Рогачева Е.Н., Фролова О.А. - Русский как иностранный. Тесты и контрольные работы: Базовый уровень владения языком - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 167с. - ISBN: 978-5-9765-3471-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102639

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Русский язык как иностранный. Лингвострановедение и развитие речи : учеб. пособие / О.В. Чернышенко, Е.В. Огрызко, И.В. Нефёдов ; под общ. ред. Д.Н. Зарубиной. — Москва : РИОР ; ИНФРА-М, 2017. — 87 с. — https://doi.org/10.12737/textbook_58f89287ca7916.49085985. - ISBN 978-5-369-01687-9 (РИОР); ISBN 978-5-16-105716-2 (ИНФРА-М, online). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/894645
  • Современный русский язык : Лексикология, фонетика, морфология, учебное пособие, 3-е изд., 408 с., Галкина-Федорук, Е. М., Горшкова, К. В., Шанский, Н. М., 2009
  • Современный русский язык : Синтаксис, учебное пособие, 2-е изд., 199 с., Галкина-Федорук, Е. М., Горшкова, К. В., Шанский, Н. М., 2009
  • Современный русский язык, учебник, под. ред. Л. Р. Дускаевой, 352 с., , 2014