• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Теория организации и организационное поведение

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Теория организации и организационное поведение» относится к дисциплинам общего профиля (дженералистская), обеспечивающих подготовку бакалавра. Изучается на 2-ом курсе в 1,2 модулях. В рамках дисциплины изучаются следующие темы: 1. Организация как объект управления. Основные подходы к анализу организаций. 2. Законы и принципы организаций. Основные функции и принципы управления организацией. 3. Внешняя и внутренняя среда организации и методы их анализа. 4. Теория жизненного цикла: этапы и стадии развития организации. 5. Планирование как функция управления организацией, принципы и методики целеполагания. 6. Проектирование и оптимизация организационных структур. 7. Организационная культура как связующая сущность организации. 8. Контроль как функция управленческой деятельности 9. Индивидуальные различия людей в работе. 10. Эмоции и стресс на работе. 11. Мотивация в организациях, отношения связанные с работой. 12. Карьерное развитие. 13. Групповые процессы и рабочие группы. 14. Коммуникации в организации. Наименование форм текущей и промежуточной аттестации по дисциплине: - оценка работы студентов на практических занятиях и самостоятельной работы; - контрольные работы по разделам; - устный экзамен по билетам (раздел Теория организации) - письменный экзамен в формате тестирования (раздел Организационное поведение). Блокирующие элементы не предусмотрены.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с законами и принципами функционирования организации, характером их проявления в природе и обществе, изучение студентами основных организационных моделей, законов организации, основ организационного проектирования, а также формирование у студентов системы представлений о закономерностях поведения людей на трех возможных уровнях: уровне индивидуального поведения, уровне группового поведения и поведения организации в целом
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеет понятийным аппаратом и базовой терминологией курса; знает основные тенденции развития общества, влияющие на задачи организационного поведения; владеет навыками системного анализа уровней организационного поведения; умеет ориентироваться в актуальных задачах организационного поведения.
  • умеет анализировать и интерпретировать индивидуальное организационное поведение как результат взаимодействия личности и ситуации; использовать знания об интеллектуальных способностях для анализа успешной деятельности менеджера; владеть методами анализа индивидуального организационного поведения.
  • умеет анализировать и интерпретировать влияние эмоций и настроения на рабочее поведение; знает о концептуальных подходах к исследованию организационного стресса и факторы его возникновения; использует знания о негативных последствиях организационного стресса для его профилактики; владеет навыками эмоциональной саморегуляции и самоконтроля; навыками разработки организационных программ преодоления стресса.
  • имеет представление об основных закономерностях управления профессиональной мотивацией и создании мотивирующих условий работы, владеет навыками самомотивации, способен применить основные выводы теории мотивации для решения управленческих задач
  • умеет идентифицировать и классифицировать существующее разнообразие карьерных путей; анализирует и интерпретирует проблемы развития карьеры в организации; владеет навыками разрешения проблем, возникающих в ходе развития карьеры в организации
  • умеет идентифицировать и анализировать типы рабочих групп, влияние элементов групповой структуры (ролей, норм и статуса); решает задачи, связанные с формированием команд и владеет навыками разрешения проблем, возникающих при формировании команд.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Организация как объект управления. Основные подходы к анализу организаций.
    Понятие организации. Признаки организации: цель, задачи, иерархия, власть, социальная природа, разделение труда. Организация как социальная система. Формальная и неформальная организации. Функции и цели организации. Типы организаций по различным основаниям: по общественным функциям, по отраслевому признаку, по размеру, по степени формализации, по организационно-правовой форме и т.д. Классификация организаций. Основные подходы к анализу организаций.
  • Законы и принципы организаций. Основные функции и принципы управления организацией
    Законы организации и их приложения. Основные функции и принципы менеджмента и их взаимосвязь.
  • Внешняя и внутренняя среда организации и методы их анализ
    Внешняя среда организации. Внутренняя среда организации. Взаимодействие внешней и внутренней среды. Внутренняя и внешняя организационная среда: цели и задачи, структура, технология, люди. Методы анализы внутренней и внешней сред организации.
  • Теория жизненного цикла: этапы и стадии развития организации
    Понятие жизненного цикла организации. Этапы жизненного цикла организации. Теории жизненных циклов организации. Характеристика, сходства, различия, преимущества и недостатки теорий. Модель Л. Грейнера, модель И. Адизеса, модель Емельянова и Поварницыной. Применение моделей жизненного цикла для анализа практической деятельности организаций.
  • Планирование как функция управления организацией, принципы и методики целеполагания
    Сущность планирования. Процесс планирования. Классификация и взаимосвязь планов. Понятие и правила формулирования миссии. Понятие и правила формулирования видения. Понятие цели. Характеристики целей в организации. Классификация целей в организации. Дерево целей. Управление по целям. Методы формулирования цели: SMARTER, PURE, CLEAR.
  • Проектирование и оптимизация организационных структур
    Факторы проектирования организации. Понятия координации, масштаба контроля, иерархии, цепи команд, зоны ответственности. Централизация и децентрализация: преимущества и недостатки. Эволюция организационных структур. Норма управляемости. Основные типы организационных структур. Факторы, влияющие на выбор организационной структуры.
  • Организационная культура как связующая сущность организации
    Понятие организационной культуры, функции, ключевые измерения, типы организационных культур, процесс формирования организационной культуры, три уровня оргкультуры по Э.Шайну, механизм поддержания организационной культуры.
  • Контроль как функция управленческой деятельности
    Объект организационного контроля. Понятие и процесс контроля. Контур контроля. Факторы эффективного контроля. Виды контроля. Методы контроля. Причины неприязни менеджеров к функции контроля. Возможные негативные последствия неэффективной системы контроля. Взаимосвязь функции контроля с другими функциями менеджмента.
  • Введение в организационное поведение
    Определение организации и организационного поведения. Организационное поведение как отрасль научного знания: междисциплинарность, научная ориентация, уровни анализа (индивидуальный, групповой, организационный), нацеленность на решения практических задач. Влияние на организационное поведение современных тенденций развития общества: глобализация и рост количества транснациональных компаний; тотальная информатизация и виртуальное пространство, разнообразие экосистемы персонала; растущие ожидания людей в отношении организаций и др.
  • Индивидуальные различия людей в работе
    Понятие личности, ее роль в изучении организационного поведения. Модель личности «Большая пятерка»: (Р. МакГрэй и П. Кошта): добросовестность, экстраверсия, доброжелательность, эмоциональная устойчивость, открытость новому опыту. Другие значимые для организационного поведения личностные характеристики: позитивная или негативная аффективность, внутренний или внешний локус контроля, макиавеллизм. Интеллектуальные и физические способности. Основные разновидности интеллектуальных способностей: когнитивный, эмоциональный, практический интеллект.
  • Эмоции и стресс на работе
    Понятия эмоций и настроения, их отличительные характеристики. Воздействие эмоций и настроения на поведение людей в организации (эмоциональный диссонанс, эмоциональное напряжение, конгруэнтность настроения). Способы управления эмоциями в организациях. Основные причины стресса на работе: профессиональные требования, конфликты между работой и жизненными обстоятельствами, ролевая неоднозначность на работе, перегруженность и недостаточная загруженность, ответственность за других людей, нехватка социальной поддержки, сексуальные домогательства. Последствия стресса: эмоциональное истощение, деперсонализация, снижение оценки собственной успешности. Организационные ресурсы по управлению стрессом: программы поддержки сотрудников, программы здоровья, программы регулирования отсутствия на рабочем месте, программы управления стрессом.
  • Мотивация в организациях, отношения связанные с работой
    Понятие трудовой мотивации. Пять основных подходов к трудовой мотивации: мотивирование посредством удовлетворения потребностей (А. Маслоу и К. Алдерфер); мотивирование посредством постановки целей (Э. Лок и Г. Латхэм); мотивирование с помощью объективности (С. Адамс); мотивирование посредством изменения ожиданий (В. Врум); мотивирование посредством проектирования работы (модель расширения и обогащения работы, модель характеристик работы Р.Хэкмана и Г. Олдхэма). Основные разновидности отношений на работе: удовлетворенность работой, организационная приверженность, предубеждения, Теории удовлетворенности работой: двухфакторная теория (Ф.Херцберг) и теория ценностей. Организационная приверженность: виды и последствия. Предубеждения: основные виды и способы преодоления.
  • Карьерное развитие
    Современное представление о карьере: «карьера без границ». Типологии карьерного развития. Стадии развития карьеры. Факторы, влияющие на выбор профессиональной карьеры: концепция Дж. Холланда и представления о «карьерном якоре». Проблема карьерного плато и способы его преодоления. Проблема планирования преемственности.
  • Групповые процессы и рабочие группы
    Понятие рабочей группы и ее ключевые характеристики. Основные элементы групповой структуры в организации: роли, нормы, статус, групповая сплоченность. Явления социальной фасилитации, культурной диверсификация и коллективной безответственности. Понятие команды. Отличия команды от традиционной рабочей группы. Формирование команды. Методы работы с командой и преодоления трудностей командной работы
  • Коммуникации в организации
    Коммуникационный процесс и его роль в организации. Структура процесса коммуникаций. Виды коммуникаций в организации. Формальные и неформальные организационные коммуникации. Нисходящие, восходящие, горизонтальные и диагональные коммуникации в организации. Роль обратной связи в коммуникациях. Способы повышения уровня эффективности коммуникаций в организациях. Препятствия на пути эффективной коммуникации. Слухи в организации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен1
  • неблокирующий экзамен2
  • неблокирующий контрольная работа 1
  • неблокирующий контрольная работа 2
  • неблокирующий аудиторная работа 1
  • неблокирующий аудиторная работа 2
  • неблокирующий экзамен1
  • неблокирующий экзамен2
  • неблокирующий контрольная работа 1
  • неблокирующий контрольная работа 2
  • неблокирующий аудиторная работа 1
  • неблокирующий аудиторная работа 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * контрольная работа 1 + 0.4 * экзамен1 + 0.3 * экзамен2
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * контрольная работа 1 + 0.4 * экзамен1 + 0.3 * экзамен2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кузнецов Ю. В., Мелякова Е. В. - ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 351с. - ISBN: 978-5-534-02949-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-organizacii-431880
  • Латфуллин Г. Р., Райченко А. В. - ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 448с. - ISBN: 978-5-9916-2431-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-organizacii-425847
  • Мкртычян Г. А. - ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 237с. - ISBN: 978-5-9916-8789-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/organizacionnoe-povedenie-433912
  • Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учебное пособие / А.Г. Фаррахов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (п) ISBN 978-5-16-009073-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/538741
  • Теория менеджмента: Учебник / В.А. Баринов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 207 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006009-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/356857

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гавра Д. П. - ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 231с. - ISBN: 978-5-534-06317-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-teorii-kommunikacii-433390
  • Деловые коммуникации : учебник / О.В. Папкова. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2019. — 160 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/999587
  • Емельянов С. М. - КОНФЛИКТОЛОГИЯ 4-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 322с. - ISBN: 978-5-534-06003-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/konfliktologiya-438314
  • Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / Адизес И.К., - 7-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 264 с.: ISBN 978-5-9614-5406-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912757
  • Кулапов М.Н., под ред., Козлов В.В., Одегов Ю.Г., Сидорова В.Н. - Организационное поведение - КноРус - 2020 - 227с. - ISBN: 978-5-406-02467-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933978
  • Литвинюк А. А. - МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 398с. - ISBN: 978-5-9916-3610-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/motivaciya-i-stimulirovanie-trudovoy-deyatelnosti-teoriya-i-praktika-425887
  • Мардас А. Н., Гуляева О. А. - ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 139с. - ISBN: 978-5-534-06344-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-organizacii-434724
  • Оксинойд К.Э. - Организационное поведение (для бакалавров). Учебник - КноРус - 2019 - 401с. - ISBN: 978-5-406-06369-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929593
  • Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 329 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004495-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/214999
  • Теория организации: Учебник / Б.З. Мильнер. - 7-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 864 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-16-003319-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/179702
  • Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 301 с.: ISBN 978-5-9614-5607-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926931