Бакалавриат
2020/2021
Теория отраслевых рынков
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Где читается:
Факультет экономики НИУ ВШЭ (Нижний Новгород)
Когда читается:
3-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Зороастрова Ирина Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе изучения курса студенты: получат знания о стратегиях поведения фирмы в условиях несовершенной конкуренции, факторах рыночной власти, антимонопольной политике государства в России и за рубежом; научатся оценивать количественные и качественные параметры конкурентной среды; приобретут навыки анализа теоретических моделей и решения задач; смогут применить полученные знания для анализа реальных рынков. Особенностями курса являются: трансляция на реальные рыночные ситуации; получение навыков сетевого анализа рыночной конкуренции и освоение базового инструмента визуализации сетей (NodeXL); обзор теоретических задач, используемых в олимпиадных заданиях для поступающих в магистратуру.
Цель освоения дисциплины
- расширение и углубление знаний студентов в области микроэкономического анализа рынков со значительным использованием математического аппарата;
- изучение студентами разделов курса: фирма, олигополистическая конкуренция и сговор, ценовые и неценовые стратегии, предоставление и сдерживание входа;
- изучение моделей поведения фирм в условиях несовершенной конкуренции;
- изучение теоретических принципов рыночного регулирования и в конкурентной политики государства;
- развитие у студентов навыков качественного и количественного анализа экономических моделей, явлений и процессов;
- формирование у студентов навыков самостоятельной работы с литературой, электронными ресурсами и Интернет-источниками.
Планируемые результаты обучения
- Студент способен выявлять и анализировать различные мотивы роста фирмы; умеет решать задачи на максимизацию прибыли вертикально-интегрированной фирмы.
- Студент дифференцирует основные модели олигополии, делает выводы о различиях ценовой и неценовой конкуренции, а также последствиях сговора для экономики; умеет решать задачи на максимизацию прибыли фирм-олигополистов, анализировать структуру рынка, вычислять показатели концентрации.
- Студент дифференцирует основные стратегии укоренившейся фирмы по отношению к потенциальным конкурентам, знает различия между предоставлением и сдерживанием входа, способен проанализировать последствия применения методов недобросовестной конкуренции; умеет решать задачи выбора оптимальной стратегии в играх на вход.
- Студент способен анализировать влияние на эффективность и рыночную власть различных методов конкуренции.
Содержание учебной дисциплины
- Введение.Содержание раздела: Развитие, методыи основные подходы теории отраслевых рынков (IndustrialOrganization): неоклассический, (нео-)институиональный, австрийский, бихевиористский, игровой, информационный, граничный, сетевой.
- Тема 1. Фирма и рынокСодержание раздела: Подходы к определению границ фирмы: технологический, контрактный, стратегический. Эффект масштаба и минимально эффективный выпуск. Субаддитивность издержек как фактор горизонтального и вертикального роста фирмы. Эффективность рынка и внутренней структуры, роль трансакционных издержек. Вертикальная структура, проблема «двойной надбавки», другие стимулы к вертикальной интеграции. Мотивы слияний и поглощений. Источники конкурентных преимуществ и различий фирм в реальной экономике. Барьеры входа/выхода на рынке. Типы рыночных структур, квазиконкурентные рынки.
- Тема 2. Конкуренция, сговор и рыночная властьСодержание раздела: Применение теории игр для изучения конкуренции в условиях олигополии. 2.1. Олигополистическая конкуренция. Стратегические заменители и дополнители. Основные модели некооперативной олигополии: модель Курно, модель Бертрана, модель Штакельберга. Равновесие в модели Курно с блокированным и свободным входом. Ценовая и неценовая конкуренция, парадокс Бертрана. Разрешение парадокса Бертрана: асимметрия издержек, ограничение по мощности, фиксированные издержки входа, дифференциация товара, неполнота и асимметрия информации, сговор и повторяющееся взаимодействие. 2.2. Сговор. Кооперативная олигополия. Предмет соглашения. Явный и неявный сговор, условия, способствующие явному и неявному сговору. Формы неявного сговора. Полный и неполный картель, модель полного картеля. Устойчивость ценового картеля, факторы устойчивости. Конкурентная политика в отношении картелей. Особенности антимонопольной политики России: ответственность за сговор и согласованные действия, «картельная амнистия». 2.3. Структура рынка и рыночная власть. Гипотеза взаимосвязи структуры рынка и рыночной властью. Измерение рыночной власти: индекс Лернера. Рыночная концентрация, показатели концентрации: индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана. Проблема выбора идеального показателя концентрации. Эмпирические оценки концентрации и рыночной власти. Конкурентная политика: критерии уровня концентрации. Антимонопольная практика в России: выявление доминирующего положения на рынке, коллективное доминирование, выявление злоупотребления доминирующим положением.
- Тема 3. Предоставление и сдерживание входаСодержание раздела: Стратегическое поведение укоренившейся фирмы: предоставление и сдерживание входа. Модель Штакельберга: оптимальное поведение лидера, ценность обязательств. Парадокс сети магазинов. Сигналы сдерживания входа, модель Диксита-Спенса: оптимальный размер необратимых издержек (инвестиций), обязательства, сигнализирующие сдерживание входа. Классификация бизнес-стратегий по Тиролю-Фьюденбергу. Предоставление и сдерживание входа: «жесткая» и «мягкая» фирмы. Стратегическое инвестирование, ограничивающее ценообразование, модель Сайлоса-Лабини. Хищничество, критерий Ариды-Тернера, антимонопольная политика в отношении хищничества. Повышение издержек конкурентов: стратегическая роль рекламы, вертикальный контроль, лицензирование, стандартизация и сертификация. Предотвращение недобросовестной конкуренции.
- Тема 4. Ценовые и неценовые стратегииСодержание раздела: 4.1. Дифференциация. Горизонтальная и вертикальная дифференциация, товарный и адресный подходы. Монополистическая конкуренция: модель Чемберлина, репрезентативный потребитель, избыточные мощности, недостаток или избыток разнообразия. «Линейный город», модель Хотеллинга: выбор цены при фиксированном положении продавцов, выбор положения при фиксированной цене, выбор местоположения и цены. Принцип минимальной дифференциации, транспортный тариф и условия конкуренции. «Круговой город», модель Сэлопа: влияние издержек входа и транспортного тарифа, общественно-эффективное число фирм. 4.2. Реклама. Роль рекламы, информационная и убеждающая реклама. Разыскиваемые, испытываемые товары, товары на доверии. Сигнализирование качества. Высокая цена как сигнал качества. Повторяющиеся покупки, возможность изменения качества товара. Сигналы качества: низкая входная цена, расточительные расходы. Достоверность и эффективность сигналов. Оптимальная интенсивность рекламы. Модель Дорфмана-Штайнера, оптимальная доля рекламы в выручке. Реклама и условия входа-выхода, реклама и ценовая конкуренция. 4.3. Ценовая дискриминация. Виды и условия неоднородного ценообразования. Ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени. Применение двухчастного тарифа. Дискриминация по качеству. Связанные продажи, межвременная дискриминация. Конкурентная политика: допустимость ценовой дискриминации. 4.4. Вертикальные связи. Виды вертикального контроля. Вертикальная интеграция в условиях монополии и конкуренции. Вертикальные ограничения: двухчастный тариф и максимальная розничная цена. Конкуренция розничных продавцов и конкуренция в пределах торговой марки. Конкурентная политика и вертикальные ограничения.
Элементы контроля
- аудиторная оценка
- контрольная работа
- экзаменЗащита проекта осуществляется во время сессии, в соответствии с расписанием итогового контроля по дисциплине. По согласованию с преподавателем, возможна досрочная защита проекта во время семинарских занятий, однако не ранее прохождения 80% лекционных часов. Освобождение от подготовки и защиты проекта(сдачи экзамена) не предусмотрено.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.25 * аудиторная оценка + 0.35 * контрольная работа + 0.4 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Заздравных А. В., Бойцова Е. Ю. - ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 288с. - ISBN: 978-5-9916-8587-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-433516
- Розанова Н. М. - ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 345с. - ISBN: 978-5-534-01822-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-v-2-ch-chast-1-434201
Рекомендуемая дополнительная литература
- Розанова Н. М. - ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 314с. - ISBN: 978-5-534-01824-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-v-2-ch-chast-2-434202