Бакалавриат
2020/2021
Управление человеческими ресурсами
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Факультет менеджмента (Нижний Новгород)
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «Управление человеческими ресурсами» являются: подготовка выпускников к организационно-управленческой деятельности в сфере управления человеческими ресурсами. В результате освоения дисциплины студент должен: знать основные подходы и стратегии управления человеческими ресурсами, основные методы и технологи работы с персоналом современной организации; уметь эффективно использовать методы поиска, оценки, адаптации, мотивации и развития персонала организации; иметь навыки организации процессов поиска и подбора персонала, адаптации персонала, подготовки и реализации программ оценки, обучения персонала организации.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Управление человеческими ресурсами» является подготовка выпускников к организационно-управленческой деятельности в сфере управления человеческими ресурсами.
Планируемые результаты обучения
- Студент владеет знаниями о технологиях поиска и подбора сотрудников в компанию, об эффективных методах и техниках оценки кандидата на открытую вакансию. Студент владеет навыками создания собственного резюме, проведения собеседования.
- Студенты владеют знаниями о процессе адаптации сотрудников в компании, об эффективных методах адаптации сотрудников, используемых современными компаниями
- Студенты владеют знаниями в области теорий мотивации персонала (классических и современных). Владеют навыками диагностики мотивов и потребностей сотрудников компании. Умеют анализировать существующую в компании ситуацию с трудовой мотивацией персонала и предлагать оптимальные способы ее повышения
- Студенты владеют информацией о современных методах и формах обучения и развития сотрудников компании, методах оценки качества проведенного обучения. Владеют навыками подготовки и проведения ролевых игр, кейсов, групповых упражнений для развития личностных и управленческих компетенций
- Студент владеет знаниями в области современных методов оценки персонала. Владеет навыками составления анкеты 360, подбора упражнений для оценки развития личностных, профессиональных и управленческих компетенций
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в управление человеческими ресурсамиПонятие «управление человеческими ресурсами». Отличие «управления персоналом» от «управления человеческими ресурсами». Роль и основные задачи службы управления персоналом современной организации. Роли современного менеджера по управлению персоналом (Д.Ульрих). Современные HR-тренды.
- Тема 6. Оценка персоналаЦели оценки персонала. Принципы оценки персонала. Этапы оценки персонала. Методы оценки персонала: тестирование, центр оценки, оценка «360 градусов», аттестация. Альтернативные методы оценки персонала.
- Тема 5. Обучение и развитие персонала организацииОсновные цели и задачи обучения и развития персонала организации. Основные этапы обучения персонала: постановка целей обучения, определение потребности в обучении, определение форм и методов обучения персонала, оценка эффективности обучения персонала. Современные формы и методы внутрикорпоративного обучения персонала. Оценка эффективности корпоративного обучения. Модель Д.Киркпатрика. Модель ROI Д.Филипса.
- Тема 4. Мотивация персоналаПонятие мотивации персонала. Основные теоретические подходы к мотивации персонала: классические теории и современные концепции. Специфика нематериальной мотивации персонала организации. Материальная мотивация персонала организации.
- Тема 3. Адаптация персоналаПонятие адаптации. Характеристики адаптации. Цели адаптации. Виды адаптации. Стадии адаптации. Этапы адаптации. Методы и технологии адаптации персонала. Групповые эффекты в адаптации персонала. Условия успешной адаптации нового сотрудника. Показатели успешной адаптации.
- Тема 2. Поиск и подбор персоналаПринципы подбора персонала. Стадии подбора персонала. Стадия 1. Определение требований: анализ деятельности; профиль должности; заявка на подбор персонала; должностная инструкция. Стадия 2. Привлечение кандидатов: источники привлечения кандидатов; объявление о вакансии. Стадия 3. Отбор кандидатов: анализ резюме; собеседование (принципы, виды и стратегии проведения собеседований; этапы собеседования).
Элементы контроля
- Учет активности на семинарских занятиях
- Контрольная работа
- Домашнее задание
- Учет активности на семинарских занятиях
- Контрольная работа
- Домашнее задание
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Контрольная работа + 0.5 * Учет активности на семинарских занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Кибанов А.Я. - Управление персоналом. (СПО). Учебное пособие. - КноРус - 2020 - 201с. - ISBN: 978-5-406-07343-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932267
- Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика : монография / О.Л. Чуланова. — М. : ИНФРА-М, 2016. — 292 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/18002. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1042580
- Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева ; под ред. А.Я. Кибанова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 524 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1013781
- Управление персоналом: ассессмент, комплектование, адаптация, развитие: Уч. пос. / Е.В.Куприянчук, Ю.В.Щербакова. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2012. - 255 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (п) ISBN 978-5-369-01061-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/264424
Рекомендуемая дополнительная литература
- Адаптация выпускников к первичному рынку труда: учебное пособие / Под общей редакцией проф., д-ра экон. наук Е. В. Михалкиной. - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2011. - 306 с. ISBN 978-5-9275-0816-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550694
- Адаптация персонала в российских организациях: социально-управлен. анализ (на примере работников с огранич. возможн.): Моногр./А.Н.Прошина - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 124 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль). (о) ISBN 978-5-16-009821-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/459212
- Адаптация персонала в российских организациях: социально-управленческий анализ (на примере работников с ограниченными возможностями) : монография / А.Н. Прошина. — М. : ИНФРА-М, 2019.— 124 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/3434. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1004397
- Барышникова Е.И. - Оценка персонала методом ассессмент-центра. Лучшие HR-стратегии - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 255с. - ISBN: 978-5-91657-793-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62342
- Внутренняя сила лидера: Коучинг как метод управления персоналом / Уитмор Д., - 3-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 309 с.: ISBN 978-5-9614-5269-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912499
- Дресвянников В.А. - Центр оценки и развития персонала (Assessment and Development Center): создание и технология работы - Русайнс - 2017 - 221с. - ISBN: 978-5-4365-2242-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/927768
- Жизнь в потоке: Коучинг: Учебное пособие / Аткинсон М., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 330 с.: 60x90 1/16. - (Трансформационный коучинг: Наука и искусство) ISBN 978-5-9614-5039-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912732
- Кларин М. В. - КОРПОРАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ, НАСТАВНИЧЕСТВО, КОУЧИНГ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 288с. - ISBN: 978-5-534-02811-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/korporativnyy-trening-nastavnichestvo-kouching-437296
- Компетентностный подход в управлении персоналом: схемы, таблицы, практика применения : учеб. пособие / О.Л. Чуланова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 116 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_592bf050240c25.05222932. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1013020
- Мехтиханова Н. Н. - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 195с. - ISBN: 978-5-534-11810-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologicheskaya-ocenka-personala-446943
- Мотивация — основа управления человеческими ресурсами (теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании) : монография / А.Е. Боковня. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 144 с. — (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1013022
- Мотивация и оплата труда. Современные модели и технологии : учеб. пособие / А.В. Ребров. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 346 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/20622. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/993450
- Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика): Монография / Генкин Б. М. - 2-е изд., испр. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 352 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1039303
- Оценка персонала в организации : учеб. пособие / А.М. Асалиев, Г.Г. Вукович, О.Г. Кириллова, Е.А. Косарева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 171 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/24412. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1007380
- Почему они не работают? Новый взгляд на мотивацию сотрудников: Учебное пособие / Фаулер С. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 201 с.: ISBN 978-5-9614-5034-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916109
- Пугачев В. П. - УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 402с. - ISBN: 978-5-534-08905-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-personalom-organizacii-426686
- Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации: Учебное пособие / Иванова С.В., Болдогоев Д., Борчанинова Э., - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 279 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-9614-4582-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/917619
- Технология достижений: Турбокоучинг по Брайану Трейси: Учебное пособие / Трейси Б., Фрейзер К., Сурин С. - Москва :Альпина Пабл., 2016. - 219 с.: 84x108 1/32 ISBN 978-5-9614-1044-0 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/925620
- Трейси Б. - Мотивация - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 144с. - ISBN: 978-5-00057-100-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62133
- Управление персоналом в России: 100 лет после революции. Книга 5 : монография / под ред. проф. И.Б. Дураковой. — М. : ИНФРА-М, 2020. — 290 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5abca90a5888e5.47781448. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1041597
- Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. - Управление персоналом. (Бакалавриат) - КноРус - 2020 - 431с. - ISBN: 978-5-406-07473-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932711
- Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации : монография / О.Л. Чуланова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 217 с.— (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1027227
- Хруцкий В. Е., Толмачев Р. А., Хруцкий Р. В. - ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА. СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 208с. - ISBN: 978-5-534-06638-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ocenka-personala-sbalansirovannaya-sistema-pokazateley-437424