• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Языковое разнообразие

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о лингвистической типологии, а также с языковым разнообразием, наблюдаемым в отношении разнообразных лингвистических явлений, систематизирует знания о задачах и методах лингвистической типологии, формирует навык самостоятельно ориентироваться в типологической литературе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с основными задачами и методами лингвистической типологии
  • ознакомление студентов с языковым разнообразием, наблюдаемым в отношении разнообразных лингвистических явлений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь при необходимости самостоятельно ориентироваться в типологической литературе
  • знать важнейшие параметры фонетического разнообразия естественных языков
  • знать важнейшие параметры морфологического разнообразия естественных языков
  • знать важнейшие параметры синтаксического разнообразия естественных языков
  • владеть навыками типологической характеризации языка по грамматике
  • комментирует предложенный текст с опорой на материалы курса
  • решает лингвистические задачи по материалам курса
  • знаком с литературой и исследованиями по корпусам
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные проблемы лингвистической типологии
    Типы типологии: изучение языкового разнообразия vs выявление лингвистических универсалий. Типологический подход к языку как способ восприятия материала. Проблема наблюдения и определения наблюдаемой популяции. Проблема основания для сравнения: сравнительные концепты. Типы объяснений в типологии: внешнее vs внутреннее vs экстралингвистическое.
  • Фонетическая типология
    Фонемы: зафиксированные vs частотные. Инвентари согласных и гласных звуков. Сингармонизм. Типология просодических явлений (акцентуация, тоны и т.д.).
  • Языковые универсалии
    Универсалии и рары. Типы универсалий: импликаивные vs неимпликативные, статистические vs абсолютные, однонаправленные vs двунаправленные. Функциональные принципы, лежащие в основе универсалий: иконичность, маркированность, легкость восприятия. Семантические карты. Объяснение универсалий.
  • Типы, континуумы и прототипы в типологии
    Типология языков vs типология конструкций. Исчисляющая типология vs эмпирическая типология. Типы континуумов в типологии. Континуумы и иерархии. Неоднозначность приписывания типов. Ядро и периферия. Фокальная структура в типологии.
  • Типы, континуумы и прототипы в типологии (продолжение)
    Маркированность в типологии. Критерии маркированности. Представление об относительной маркированности. Маркированность как корреляция между синтагматической сложностью, парадигматической сложностью, дистрибутивным потенциалом и частотностью. От маркированности к иерархиям. Case study: иерархия мишеней релятивизации. Представление о прототипическом контексте конструкции.
  • Объяснение в типологии: конкурирующие мотивации
    Конкурирующие мотивации. Case study: возможные и невозможные способы кодирования синтаксических примитивов. Антропоцентричность языка.
  • Диахроническая типология
    Типология и сравнительно-историческое языкознание. Типологическое изучение языковых изменений и диахронических процессов. Понятие стабильности. Диахроническое объяснение маркированности. Грамматикализация.
  • Данные в типологии: корпуса
    Элицитированные корпуса. Параллельные корпуса. Сравнимость корпусов. Недостатки корпусной типологии. Примеры типологических исследований, ориентированных на корпуса текстов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
    Пересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Пересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе на платформе Google Forms (https://docs.google.com/forms/). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям, перечисленным в https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать, использовать письменные и электронные источники информации. Разрешается иметь при себе чистый лист бумаги, на котором в ходе экзамена можно использовать в качестве черновика для ответов на вопросы. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи проводится в устной форме.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Окончательная оценка по дисциплине определяется по следующей формуле: ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ=3+(0,25 * О Д/з)+(0,25 * О К/Р)+(0,25 * О ЭКЗ) с учетом следующих дополнительных требований: 1) если результирующая оценка превышает 10 баллов, в качестве окончательной оценки выставляется 10 баллов, 2) если О Д/з к моменту сдачи экзамена не превышает три балла, а результирующая оценка превышает 6 баллов, в качестве окончательной оценки выставляется 6 баллов, если О Д/з к моменту сдачи экзамена 4-5 баллов,. а результирующая оценка превышает 7 баллов, в качестве окончательной оценки выставляется 7 баллов.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • The Oxford handbook of linguistic typology, , 2011
  • Velupillai, V. (2012). An Introduction to Linguistic Typology. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473816

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Haspelmath, M. (2001). Language Typology and Language Universals / Sprachtypologie Und Sprachliche Universalien / La Typologie Des Langues Et Les Universaux Linguistiques. 2. Halbband. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=186405
  • The world atlas of language structures, , 2005