Бакалавриат
2020/2021
Физическая культура
Статус:
Курс обязательный (Программная инженерия)
Направление:
09.03.04. Программная инженерия
Кто читает:
Кафедра физического воспитания (Нижний Новгород)
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Контактные часы:
94
Программа дисциплины
Аннотация
Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Результатом образования по завершении обучения в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретение личного опыта творческого использования ее средств и методов, достижение установленного уровня психофизической подготовленности.
Цель освоения дисциплины
- Понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности
- Знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни
- Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом
- Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих со-хранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре
- Обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии
- Приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей
Планируемые результаты обучения
- Знает методы и средства физического воспитания
- Умеет корректировать физическое развитие, телосложение, двигательную и функциональную подготовленность средствами физической культуры и спорта
- Знает основные методы самоконтроля, показатели и критерии оценки
- Умеет использовать различные методы и тесты для оценки своего физического развития, подготовленности и функционального состояния организма
- Знает правила поведения и технику безопасности на занятиях физической культуры
- Демонстрирует технику выполнения силовых упражнений с отягощениями и упражнений с собственным весом тела; технику безопасного выполнения упражнений на силовых тренажерах
- Демонстрирует технику базовых шагов аэробики под музыкальное сопровождение (в том числе с использованием степ–платформы)
- Демонстрирует безопасную технику выполнения упражнений с собственным весом тела и упражнений с силовым оборудованием
- Демонстрирует комплекс упражнений, состоящий из суставной гимнастики и упражнений на растягивание основных мышечных групп
- Демонстрирует комплекс упражнений пилатеса с использованием всех принципов пилатеса
- Знает правила игры в волейбол
- Демонстрирует в парах передачу мяча двумя руками сверху и снизу
- Демонстрирует прямую нижнюю подачу через сетку с 3-мя попаданиями в любую зону игровой площадки
- Демонстрирует прямой нападающий удар через сетку в прыжке с разбега
- Демонстрирует прием мяча в зоне защиты с переводом в зону атаки
- Демонстрирует игровые действия во время игры в волейбол
- Знает правила игры в баскетбол
- Демонстрирует ведение мяча правой и левой рукой в движении, на месте
- Демонстрирует бросок мяча одной рукой в кольцо с линии штрафного броска
- Демонстрирует бросок мяча двумя руками в кольцо с 6 м линии (с попаданием в кольцо)
- Демонстрирует игровые действия во время игры в баскетбол
Содержание учебной дисциплины
- Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитанияМетодические принципы и методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Основы совершенствования физических качеств. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Воспитание физических качеств. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта. Дается определение основным понятиям: принципы и методы физического воспитания, двигательные умения и навыки, физические качества, психические качества, формы занятий, учебно-тренировочное занятие, общая и моторная плотность занятия, общая физическая подготовка (ОФП), специальная физическая подготовка, спортивная подготовка, зоны и интенсивность физических нагрузок, энергозатраты при физической нагрузке.
- Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениямиМотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Дается определение основным понятиям: формы самостоятельных занятий, границы интенсивности нагрузок, мотивация выбора, самоконтроль.
- Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортомдиагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный и педагогический контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля. Дается определение основным понятиям: врачебный контроль, диагноз, диагностика состояния здоровья, функциональные пробы, критерии физического развития, антропометрические показатели, педагогический контроль, тест, номограмма, самоконтроль.
- Посещение спортивной секции по выбору студента: тренажерный зал, групповые программы, волейбол, баскетболТренажерный зал: Правила поведения и техника безопасности на занятиях физической культуры, в том числе в Тренажерном зале. Инструктаж в тренажерном зале. Совершенствование техники выполнения упражнений на тренажерах. Совершенствование техники выполнения упражнений на различные группы мышц (с отягощениями и с собственным весом). Общефизическая подготовка (ОФП) Групповые программы: Правила поведения и техника безопасности на занятиях физической культуры, в том числе на занятиях групповых программ. Совершенствование техники основных базовых шагов аэробики. Соединение базовых шагов в комплекс под музыкальное сопровождение. Аэробика с использованием степ – платформы. Совершенствование техники упражнений с собственным весом тела, техники выполнения силовых упражнений с последующим увеличением силовой нагрузки и проработкой основных мышечных групп. Совершенствование техники упражнений с силовым оборудованием. Упражнения на растягивание основных мышечных групп. Суставная гимнастика. Система упражнений Пилатеса. Общефизическая подготовка (ОФП). Волейбол: Правила поведения и техника безопасности на занятиях физической культуры, в том числе на занятиях волейбола. Правила игры. Совершенствование техники передач двумя руками сверху, снизу; прямой нижней подачи; прямого нападающего удара; техники игры в защите. Тактика игры в волейбол. Игра в волейбол. Общефизическая подготовка (ОФП) Баскетбол: Правила поведения и техника безопасности на занятиях физической культуры, в том числе на занятиях баскетбола. Правила игры. Совершенствование техники владения мячом, техники игры в защите. Тактика игры в баскетбол. Игра в баскетбол. Общефизическая подготовка (ОФП).
Элементы контроля
- Аудиторная работа
- РефератСтуденты, имеющие специальную медицинскую группу здоровья, в том числе студенты–инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, и временно освобожденные от практических занятий физической культуры в соответствии с медицинским заключением, либо с заключением медико-социальной экспертизы, к зачету пишут и защищают реферат объемом 8-12 страниц.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)По физической культуре на зачете ставится оценка «зачтено/не зачтено». Студенты, имеющие основную и подготовительную группу здоровья получают оценку «зачтено», если в период с 01.09.2020 по 15.11.2020 и с 05.04.2021 по 20.06.2021 посетили 10 и более практических занятий. Студенты, имеющие специальную медицинскую группу здоровья, в том числе студенты–инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, и временно освобожденные от практических занятий физической культуры в соответствии с медицинским заключением, либо с заключением медико-социальной экспертизы, к зачету пишут и защищают реферат объемом 8-12 страниц. Преподаватели кафедры физического воспитания могут вместо обязательных посещений спортивных секций НИУ ВШЭ – Нижний Новгород засчитать практические занятия студента в фитнес клубе/секции/студии Нижнего Новгорода (или место проживания студента), при условии предоставления документов, подтверждающих его двигательную активность за отчетный период (договор/справка/абонемент из бассейна на имя студента с реквизитами организации, печатью, подписями). В этом случае, оценку «зачтено» получают, если по представленным документам студент занимался двигательной активностью более 50% отчетного периода. Это составляет более 10 недель или 2,5 месяца. Подтверждающие документы студенты сдают в учебную часть. Иностранные студенты, которые не имеют возможности въехать на территорию РФ в связи с карантинными мероприятиями, к зачету либо предоставляют документы о занятиях двигательной активностью по месту своего нахождения, либо пишут реферат.
Список литературы
Рекомендуемая дополнительная литература
- Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента : учеб. пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. — 2-е изд., пере раб. - Москва : Альфа-М ; ИНФРА-М, 2014. - 336 с. - ISBN 978-5-98281-157-8 (Альфа-М) ; ISBN 978-2-16-003545-1 (ИНФРА-М). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/432358
- Бурухин С. Ф. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. ГИМНАСТИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 173с. - ISBN: 978-5-534-06290-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-fizicheskoy-kulture-gimnastika-437594
- Германов Г. Н. - ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА. РАЗДЕЛЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 224с. - ISBN: 978-5-534-04492-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/dvigatelnye-sposobnosti-i-fizicheskie-kachestva-razdely-teorii-fizicheskoy-kultury-438651
- Гимнастика. Методика преподавания : учебник / В.М. Миронов, Г.Б. Рабиль, Т.А. Морозевич-Шилюк [и др.] ; под общ. ред. В.М. Миронова. — Минск : Новое знание ; М. : ИНФРА-М, 2018. — 335 с. : ил. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/925772
- Здоровье студентов: социологический анализ: Монография / Отв. ред. И.В. Журавлева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль; Социология). (обложка) ISBN 978-5-16-009142-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/425620
- Михайлов Н. Г., Михайлова Э. И., Деревлёва Е. Б. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. АЭРОБИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 138с. - ISBN: 978-5-534-07225-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-fizicheskoy-kulture-aerobika-438432
- Специальные упражнения для обучения видам легкой атлетики: Учебное пособие / Сидорова Е.Н., Николаева О.О. - Краснояр.:СФУ, 2016. - 148 с.: ISBN 978-5-7638-3400-0
- Студент вуза: технологии и организация обучения в вузе: Учебник / Резник С.Д., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 366 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-010134-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/472506
- Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / И.С. Барчуков, Ю.Н. Назаров, С.С. Егоров [и др.] ; под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. —431 с. - ISBN 978-5-238-01157-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028835
- Ямалетдинова Г. А. ; под науч. ред. Еркомайшвили И.В. - ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 244с. - ISBN: 978-5-534-05600-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pedagogika-fizicheskoy-kultury-i-sporta-441686