Магистратура
2020/2021




Методология научных исследований в менеджменте
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Менеджмент качества и бережливого производства)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Факультет менеджмента (Нижний Новгород)
Где читается:
Факультет менеджмента (Нижний Новгород)
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Прогр. обучения:
Менеджмент качества и бережливого производства
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
22
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина представляет собой научную основу для научно-исследовательского и проектного семинара, формируя у будущих магистров навыки «технического» проведения исследований и написания научно-исследовательских аналитических текстов, которые в дальнейшем применяются при выполнении творческих, исследовательских и проектных заданий. Курс проводится в формате blended - Методология научных исследований и котики: https://www.coursera.org/learn/metodologiya-nauchnyh-issledovanij-kotiki
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов комплексного представления о методологии и методах исследований, используемых в бизнес-практике (при постановке задач, сборе и анализе различных данных и принятии эффективных управленческих решений), в управлении операционными системами, системами менеджмента качества
Планируемые результаты обучения
- способен спланировать деятельность по написанию магистерской диссертации
- знает и умеет применять соответствующие методы анализа, исходя из целей и задач исследования
- понимает и способен применять качественные и количественные методы анализа
- в рамках написания диссертационной работы способен применить кейс-стадии как метод анализа
- способен применять формы предоставления информации
- способен использовать соответствующий стиль изложения
Содержание учебной дисциплины
- Качественные и количественные исследования. Программа научного исследования и его основные этапы.Качественная и количественная стратегии исследования. Взаимосвязь качественных и количественных методов исследования. Кейс-стади. Общие требования к проведению исследования. Основные этапы. Теоретико-методологическая часть программы: формулирование проблемы, научная тема, исследовательские вопросы, цель и задачи исследования, объект и предмет, уточнение и операционализация основных понятий, выдвижение рабочих гипотез и их основные виды. Теоретическая новизна. Пилотажное, описательное, аналитическое исследования. Программа эмпирического исследования. Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Анализ исследований российских и международных групп (Минпромторг РФ, BCG, McKinsey и др.)
- Методы сбора и анализа данныхПрирода взаимоотношений между теорией и практикой. Теория и парадигма. Эпистемология и онтология. Позитивизм, реализм и интерпретативизм. Объективизм и конструктивизм. Теории среднего ранга (по Мертону) и гранд-теории. Выбор теории. Конкурирующие парадигмы. Основные подходы к исследованию: системный, ситуационный, процессный и т. д. Общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и сравнение, классификация и аналогия, абстрагирование и формализация. Эмпирические методы: наблюдение, опрос, эксперимент, анализ документов.
- Интерпретация и представление результатов исследованияПрактическая значимость исследования. Рекомендации по внедрению и использованию практических результатов. Форматы представления результатов количественных и качественных исследований. Графики, диаграммы, таблицы, графы и т.д. Проблема интерпретации результатов. Сравнение с данными других исследований. Проблема редактирования данных исследования. Проблемы перехода от устной речи к письменной: научный стиль, вербальные и невербальные компоненты материалов исследования. Основные аспекты редактирования: стилистическая обработка фраз, логический контроль, формирование текстовой композиции. Презентация.
- Магистерская диссертация.Понятие магистерской диссертации, структура и этапы работы. Практическая значимость исследования. Рекомендации по внедрению и использованию практических результатов. Форматы представления результатов количественных и качественных исследований. Графики, диаграммы, таблицы, графы и т.д. Проблема интерпретации результатов. Сравнение с данными других исследований. Проблема редактирования данных исследования. Проблемы перехода от устной речи к письменной: научный стиль, вербальные и невербальные компоненты материалов исследования. Основные аспекты редактирования: стилистическая обработка фраз, логический контроль, формирование текстовой композиции.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.2 * Аудиторная работа + 0.3 * Домашнее задание + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Lucas Watson. (2018). Qualitative Research Design: An Interactive Approach. [N.p.]: White Press Academics. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2267926
- Завьялова Н.Б., под ред., Головина А.Н., под ред., Завьялов Д.В., Дьяконова Л.П., Мельников М.С., Сагинов Ю.Л., Сагинова О.В., Семенков А.В., Скороб - Методы исследований в менеджменте (для магистрантов) - КноРус - 2020 - 291с. - ISBN: 978-5-406-00504-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933956
- Кричевский М.Л. - Методы исследований в менеджменте (для магистрантов) - КноРус - 2016 - 296с. - ISBN: 978-5-406-04796-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/918589
- Методология научного исследования: Учебник / Овчаров А. О., Овчарова Т. Н. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 304 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Магистратура) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-009204-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/544777
- Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
- Семенков А.В., Завьялова Н.Б., Головина А.Н., Завьялов Д.В., Сагинова О.В., Скоробогатых И.И., Дьяконова Л.П., Сагинов Ю.Л., Мельников М.С., Строганов И.А. - Методы исследований в менеджменте (для магистрантов) - КноРус - 2018 - 291с. - ISBN: 978-5-406-06214-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/924102
Рекомендуемая дополнительная литература
- Strang, K. D. (2015). The Palgrave Handbook of Research Design in Business and Management. New York City, NY: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1075586
- Thyer, B. A. (2012). Quasi-Experimental Research Designs. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=422245
- Wahyuni, D. (2012). The Research Design Maze: Understanding Paradigms, Cases, Methods and Methodologies. Journal of Applied Management Accounting Research, 10(1), 69–80. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=76405928
- Диагностика и изменение организационной культуры, пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой, 320 с., Камерон, К. С., Куинн, Р. Э., 2001
- Математическое моделирование и количественные методы исследований в менеджменте : учеб. пособие / М.Ю. Михалева, И.В. Орлова. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. — 296 с. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5b03f73021f562.03199866. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/948489
- Методология научного исследования, учебно-методическое пособие, науч. ред. Т. В. Новикова, 3-е изд., 270 с., Новиков, А. М., Новиков, Д. А., 2015
- Мокий, М. (2014). Методология Научных Исследований (Учебник Для Вузов). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FEE44AB1