Бакалавриат
2020/2021
Маркетинговые исследования
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Управление бизнесом)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Кафедра маркетинга (Нижний Новгород)
Где читается:
Факультет менеджмента (Нижний Новгород)
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Маркетинговые исследования» предполагает формирование у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для организации и проведения исследований рынка. Промежуточная аттестация включает в себя расчет промежуточной/итоговой оценки по дисциплине, результат которой зависит от оценок по всем элементам контроля. Элементами контроля являются: работа студентов на семинарских занятиях, домашняя работа студентов (проект) и экзамен (публичная групповая защита проекта).
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление с базовыми понятиями курса "Маркетинговые исследования";
- Формирование понимания основных решений, применяемых при планировании исследования рынка;
- Формирование навыка планирования и проведения исследования рынка исходя из конкретной управленческой проблемы и цели исследования;
- Формирование умения аргументированно защищать собственную точку зрения по вопросам планирования, организации и проведения исследования рынка.
Планируемые результаты обучения
- Выявлять потребность предприятия в информации, необходимой для решения конкретной управленческой проблемы.
- Формулировать базовые понятия курса "Маркетинговые исследования"; описывать применение подходов к проведению исследований рынка, методов сбора данных, методов наполнения выборки, инструментов сбора данных.
- Интегрировать теорию курса "Маркетинговые исследования" и практическую ситуацию с целью разработки логически выстроенных и обоснованных этапов плана исследования рынка, ориентированного на обеспечение предприятия требуемой информацией
- Проводить маркетинговое исследование рынка
- Организовывать эффективные формы межличностной коммуникации в целях планирования и организации исследования рынка и презентовать результаты групповой работы в устной форме перед профессиональной аудиторией
Содержание учебной дисциплины
- Введение в дисциплину «Маркетинговые исследования».Понятие термина «маркетинговые исследования». Место исследований рынка в системе маркетинга. Маркетинговая информационная система. Этика проведения исследований рынка. Понятие: управленческая проблема компании, проблема (цель) исследования, цели исследования. Этапы исследования рынка.
- Разработка проекта исследования.Понятие «проект исследования». Три вида исследования рынка – предварительные, рекомендательные, исследования по выявлению причинно-следственной связи. Цели каждого вида исследования, описание, методы.
- Вторичные данные.Стандартизированная информация. Понятие вторичных данных. Методы сбора вторичных данных. Возможные проблемы, связанные с использованием вторичных данных. Понятие стандартизированной информации, виды, использование в исследованиях рынка.
- Наблюдения, фокус-группы и другие методы сбора «качественной» информации.Наблюдения – виды, условия применения, преимущества, ограничения использования. Фокус группы – понятие, требования к проведению, преимущества, ограничения. Другие методы сбора «качественной» информации.
- Методы проведения опросов.Преимущества и недостатки опросов. Три основных подхода к сбору информации от респондентов – личные интервью, интервью с помощью телефона, on-line интервьюирование. Преимущества и недостатки каждого метода.
- Измерения в маркетинговых исследованиях.Альтернативные форматы вопросов. Характеристики шкал. Уровень измерения шкалы - категорийные шкалы (номинальная, порядковая), метрические шкалы (интервальная, пропорциональная). Шкала Ликкерта, полярная шкала, другие виды шкал. Точность и достоверность измерения.
- Разработка анкет.Процесс разработки анкеты. 5 требований к вопросам в анкете. 10 требований, что не должно быть в анкете. Введение в анкету – функция, последовательность написания. Типы вопросов. Последовательность расположения вопросов в анкете.
- Наполнение выборки.Понятие «генеральная совокупность», «выборка», «единица выборки», «перепись», «ошибка выборки». Вероятностные и невероятностные выборки.
- Расчет размера выборки.Понятие «ошибка выборки», «ошибка, не связанная с расчетом и наполнением выборки», «изменчивость», «уровень доверия», «точность исследования». Формула расчета.
- Возможные ошибки исследования, не связанные с расчетом и наполнением выборкиОшибки, связанные с работой интервьюера – преднамеренные и не преднамеренные. Ошибки респондентов – преднамеренные и непреднамеренные.
Элементы контроля
- Работа студентов на семинарских занятиях
- Эссе
- ЭкзаменЭкзамен проводится в устной форме (презентация маркетингового исследования). Экзамен проводится на платформе Zoom (http://zoom.us/) К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее пяти минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение пять минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.25 * Работа студентов на семинарских занятиях + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Галицкий Е. Б., Галицкая Е. Г. - МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 570с. - ISBN: 978-5-9916-3225-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovye-issledovaniya-teoriya-i-praktika-425174
- Коротков А. В. - МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 595с. - ISBN: 978-5-9916-2878-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovye-issledovaniya-425254
- Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - 2-e изд., доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 368 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0233-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/351385
Рекомендуемая дополнительная литература
- Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие / И.К. Беляевский. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2013. - 392 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-905554-08-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/362356
- Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Сафронова Н.Б., Корнеева И.Е. - М.:Дашков и К, 2017. - 296 с.: 60x88 1/16. - (Учебные издания для бакалавров) ISBN 978-5-394-01470-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/336541