• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Основные задачи дисциплины:  сформировать и развить навыки комментирования художественного текста, освоить различные типы комментариев  выработать у студентов базовые представления, связанные с исследованием поэтики текста, научить выявлять и анализировать черты поэтики того или иного автора  создать у студентов представление о возможности интерпретации художественных текстов, обозначить основные интерпретационные подходы и границы интерпретации  развить у студентов навыки научной работы, презентации ее результатов в разных литературоведческих жанрах и ведения научной дискуссии. В результате изучения дисциплины студент должен:  знать основные виды комментария, классические комментарии художественных произведений русской литературы XIX-ХХ веков, базовые работы, посвященные поэтике и интерпретации, различать различные литературоведческие подходы к тексту  изучить исследовательскую литературу по тематике семинара  овладеть базовыми навыками комментирования, интерпретации и выявления черт поэтики того или иного автора
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения настоящего научно-исследовательского семинара (далее НИС) – сформировать у студентов навыки комментирования и интерпретации художественных произведений, выработать подходы, позволяющие выявлять и анализировать основные черты поэтики того или иного автора, произведения. НИС опирается на дисциплину «Ключевые тексты русской литературы» и НИС первого курса, а также готовит студентов к выполнению КР второго и третьего курсов и ВКР.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные пути изучения текста, владеет базовыми навыками комментирования, выделения основных черт поэтики, интерпретации, основанной на комментарии
  • Владеет навыком работы с литературоведческими текстами
  • Знает роман «Евгений Онегин» в контексте различных литературоведческих исследований, знает основные работы, посвященные комментированию и интерпретации романа
  • Умеет применять фило-софские концепции, опи-сывающие феномен люб-ви, в интерпретации ху-дожественных текстов
  • Умеет применять фило-софские эпистемологиче-ские концепции исследо-вания феномена власти в интерпретации художе-ственных текстов
  • Умеет применять концеп-туальные формы фило-софского осмысления природного и животного мира в интерпретации ху-дожественных текстов
  • Умеет применять фило-софские концепции, про-блематизирующие фено-мен повторения, в интер-претации художествен-ных текстов
  • уметь аргументировано обосновать свою исследовательскую гипотезу
  • владеть навыками проведения научного сопоставления литературных и философских текстов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Комментарий, поэтика, интерпретация. Основные подходы к изучению произведения
  • Роман «Евгений Онегин»: опыт изучения (комментарий, поэтика, интерпретация)
  • Феномен любви
    Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Любовь в раннем христианстве. Ориги-нальность образа Иешуа у Булгакова.
  • Животное и человек в литературе
    Г. Флобер («Легенда о св. Юлиане Милостивом»), И.С. Тургенев («Муму»), Н. Олейников («Таракан»), Дж. Агамбен («Открытое»).
  • Повторение как философская проблема
    Концепции Керкегора и Делеза. Сюжет как фиксация воспоминания. Эстетическое как повторение. С. Беккет «В ожидании Годо».
  • Познание и власть
    Стихотворение Вяч. И. Иванова «Fio, ergo non sum». Проблема субъекта в новоевропей-ской философии в философии Хайдеггера. Принцип «cogito–sum» в философии Декарта.
  • Доклады студентов
    Элементы философского анализа в исследовании литературы. Тематика докладов опреде-ляется тематикой научных работ студентов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Конспекты работ, посвященных комментарию, поэтике и интерпретации
  • неблокирующий Домашняя работа - комментарий к одной строфе романа "Евгений Онегин"
  • неблокирующий Конспекты работ, посвященных комментарию, поэтике и интерпретации
  • неблокирующий Домашняя работа - комментарий к одной строфе романа "Евгений Онегин"
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0 итоговая = 0.5 (конспекты работ) + 0.5 (комментарий)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Salii, A. V. (2018). Philosophy and Literature: the wey towards the dialogue ; Философия и литература: путь к диалогу ; Філософія та література: шлях до діалогу. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ECA275E
  • Yuliya Olegovna Azarova. (2019). Деррида И Делез. Епістемологічні Дослідження у Філософії, Соціальних і Політичних Науках, (1), 3. https://doi.org/10.15421/341901
  • Баркова, И. Н. (2017). Антропологизм Как Проблема Философского Осмысления. Society: Philosophy, History, Culture, (8), 1–5. https://doi.org/10.24158/fik.2017.8.7
  • Вадимовна, В. С. (2018). Эпистемологические Угрозы: Антисциентистская Концепция В Современной Культуре. Society: Philosophy, History, Culture, (11), 159–163. https://doi.org/10.24158/fik.2018.11.10
  • Манохин, Д. К. (2018). Соотношение Философии И Художественной Литературы: Формирование Саморефлексивности Дискурса. Belgorod State University Scientific Bulletin: Philosophy, Sociology, Law, (43), 182–187. https://doi.org/10.18413/2075-4566-2018-43-1-182-187
  • Павел Александрович Горохов, & Екатерина Рафаэлевна Южанинова. (2018). Историософские представления в творчестве Михаила Булгакова. Philosophical Thought, (7), 79. https://doi.org/10.25136/2409-8728.2018.7.25743
  • Павел Александрович Горохов, & Екатерина Рафаэлевна Южанинова. (2019). Мефистофель и Воланд: философское осмысление зла в творчестве Иоганна Вольфганга Гёте и Михаила Булгакова. Philosophy and Culture, (6), 23. https://doi.org/10.7256/2454-0757.2019.6.29563

Рекомендуемая дополнительная литература

  • АНТИПОВ А.А. (2014). Философия И Литература Как Пространства Эстетических Провокаций: И Снова О Достоевском И Ницше. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.300AEC10
  • ОКУЛОВА СОФЬЯ НИКОЛАЕВНА. (2014). Животные В Литературе И Искусстве Авангарда И Романтическая Традиция. Культурологический Журнал, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16849348
  • Торопова, Л. (2014). Язык И Поэтика: От Сюжетного Ожидания В Романе Достоевского К Ожиданию Годо В Пьесе Беккета. Филологические Науки. Вопросы Теории и Практики, (2–2 (32)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15313715