• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Лидерство в бизнесе

Статус: Курс по выбору (Управление бизнесом)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

В предлагаемом курсе Лидерство представлено как междисциплинарная и прикладная отрасль знания, изучающая различные аспекты этого явления: стили лидерства, современные подходы, стратегическую роль лидера, взаимодействие с последователями, современные компетенции лидера и пути их развития. Каждая тема курса сопровождается практическим материалом для индивидуального размышления и группового обсуждения, описанием реальных примеров из бизнеса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Лидерство как личностная стратегия» являются: формирование у студентов системы представлений о психологических закономерностях развития феномена лидерства применительно к различным сферам человеческой деятельности на индивидуальном и групповом уровнях. Студентам предлагается освоить историко-теоретические знания, практически умения и навыки лидерства в области бизнеса и политики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть понятийно-терминологическим аппаратом курса.
  • Понимать сходства и различия в явлениях «менеджмент» и «лидерство», уметь видеть эти развития в практике современного управленца.
  • Знать модели источников власти, типы власти.
  • Знать факторы, влияющие на крушение лидеров и пути их преодоления в карьере лидеров (на примерах «историй успеха» лидеров).
  • Уметь интерпретировать и объяснять опыт современных лидеров политике и бизнесе.
  • Знать особенности гендерного лидерства, учитывать их при построении своей карьеры.
  • Уметь оценивать свои личностный лидерский потенциал, понимать пути саморазвития.
  • Знать классические и современные теории лидерства.
  • Уметь использовать их положения при анализе деятельности современных лидеров и их «истории успеха».
  • Уметь с их помощью интерпретировать и объяснять опыт современных лидеров политике и бизнесе.
  • Применять в процессе групповых заданий различные способы коммуникации, необходимые лидерам, во взаимодействии со своими последователями.
  • Применять способы делегирования властных полномочий.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лидерство в исследованиях психологии и менеджмента.
    Определение понятия «лидерство». Подходы к лидерству в менеджменте: «индивидуальные истории успеха». Подход к лидерству в психологии: эмпирические исследования глубинных факторов. Достоинства и ограничения этих подходов. Отличие лидерства от менеджмента. Источники исследования лидерства.
  • Психологические теории лидерства в исторической ретроспективе.
    Теории лидерских качеств: теории выдающейся личности. Личностные качества. Когнитивный, практический и эмоциональный интеллект и лидерство. Поведенческие подходы к лидерству: модель континуума (Р. Танненбаум, В. Шмидт), двухмерная модель участия подчиненных, управленческая решетка (Ф. Блейк, Дж. Моунтон). Ситуационный подход к исследованию лидерства: теория наименее предпочитаемого работника (Ф. Фидлер), теория ситуационного лидерства (П. Херши, К. Бланшар), теория «путь-цель» (Р. Хаус), нормативная модель принятия решений (В. Врум, П. Йеттон, А. Джаго). Теория атрибутивного лидерства: теория атрибуций (Ф. Хайдер), квалификационная модель (Г. Келли), атрибутивная модель лидерства, применительно к плохой работе подчиненных (Г. Митчелл, С. Эрлих).
  • Современные теории лидерства.
    Харизматическое лидерство: теория харизматического лидерства (Р. Хаус), теория Я-концепции (Шамир), теория атрибуции (Конгер и Канунго). Трансформационное лидерство: различия трансформационного и трансакционного лидерства. Измерения лидерства в концепции Б. Баса. Процесс трансформационного лидерства в исследованиях Тичи и Деванна. Основные стратегии эффективных лидеров (Бенис, Нанус). Инновационное лидерство. Ответственное лидерство.
  • Личностные аспекты лидерства.
    Личность и лидерство. Модели личности. Качества личности и поведение лидера. Авторитарность. Ценности и установки. Инструментальные и терминальные ценности. Влияние психологических установок на лидера. Когнитивные различия. Личность и стиль лидерства.
  • Лидерство, мотивация и делегирование властных полномочий.
    Лидерство и мотивация. Теории мотивации. Мотивирование посредством удовлетворения потребностей (А. Маслоу и К. Алдерфер). Мотивирование посредством постановки целей (Э. Лок и Г. Латхэм). Мотивирование с помощью объективности (С. Адамс). Мотивирование посредством изменения ожиданий (В. Врум). Мотивирование посредством проектирования работы. Модель расширения и обогащения работы. Модель характеристик работы Р.Хэкмана и Г. Олдхэма. Делегирование власти. Способы делегирования властных полномочий.
  • Коммуникация и лидерство.
    Способы коммуникации, применяемые лидерами. Коммуникация менеджера. Коммуникация лидера. Стратегические беседы. Лидер как мастер коммуникаций. Коммуникационные каналы. Неформальная коммуникация. Коммуникации в условиях кризиса.
  • Власть и влияние лидера.
    Модель источников власти (Дж. Френч, Б. Ривен). Лидерство как система фреймов. Власть, влияние и лидерство. Пять типов власти лидера. Реакции на применение власти. Роль подчиненного. Источники власти лидера в организации. Лидерство и власть в политике, бизнесе.
  • Гендерные аспекты лидерства.
    Исследования различий между лидерами-женщинами, лидерами – мужчинами. Объяснения различий в стилях лидерства. Основные качества лидеров-женщин и лидеров – мужчин. Факторы гендерной дискриминации: предубеждения против женщин. Дилемма «теплицы», барьер отбора. Проблема разнообразия.
  • Лидеры, терпящие крушение.
    Исследования крушения в центре творческого лидерства в США (Мак-Кол и Ломбардо). Факторы, влияющие на крушение лидеров. Потерпевшие крушение и добившиеся успеха. Современные представления о карьере и управление карьерой менеджера. Проблемы, возникающие на разных этапах карьерного развития.
  • Необходимость лидерства.
    Потребность в лидерстве как результат ролевой дифференциации в группе. Идеализация лидерства. Данные в поддержку идеализации. Критика идеализации лидерства. «Заменители» лидерства. Данные в поддержку «заменителей».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговый экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе LMS (https://lms.hse.ru), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Итоговый экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе LMS (https://lms.hse.ru), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Итоговый экзамен + 0.25 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бендас Т. В. - ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 502с. - ISBN: 978-5-534-09205-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-liderstva-438206

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / Адизес И.К., - 7-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 264 с.: ISBN 978-5-9614-5406-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912757
  • Курс на лидерство: Альтернатива иерархической системе управления компанией / Бауэр М., - 3-е изд. - М.:Альп. Бизнес Букс, 2016. - 198 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5539-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/771289
  • Лидерство / Шалунова М. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 224 с.: 60x90 1/16. - (Harvard Business Review 10 лучших статей) (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5583-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/610310
  • Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей / Адизес И.К. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 259 с.: ISBN 978-5-9614-5325-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/917586
  • Развитие лидерского потенциала руководителя : монография / О.В. Евтихов. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 198 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/3676. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1045282
  • Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации: Учебное пособие / Иванова С.В., Болдогоев Д., Борчанинова Э., - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 279 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-9614-4582-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/917619
  • Стратегии и приемы лидерства: теория и практика / О.В. Евтихов. - СПб: Речь, 2007. - 238 с.: 60x90 1/16 ISBN 5-9268-0585-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/529467
  • Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 301 с.: ISBN 978-5-9614-5607-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926931